Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32
г. Йошкар-Олы «Калинка» МБДОУ «Детский сад№32 «Калинка»
Статья на тему:
«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства»
Подготовила воспитатель:
Матвеева Ирина Николаевна
«Художник – ухо, око, и сердце страны, он голос своей эпохи».
Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности своего народа.
Как часто звучат в наше время слова: «падение нравственности», «деградация общества». Сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно-патриотического воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам своей страны, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя.
Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства – искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Следует научить ребенка видеть окружающий мир через искусство.
Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания.
В соответствии с ФОП и ФГОС ДОО педагог формирует у детей интерес к занятиям изобразительной деятельностью; воспитывает у детей художественный вкус и чувство гармонии; продолжает развивать у детей художественное восприятие, закрепляет у детей умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, активно включая все органы чувств; учит детей видеть и восхищаться красотой изображенных предметов (формой, цветом) на картинах и при рассматривании народных игрушек, декоративно-прикладных изделий.
Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.
Цели:
ü расширение и углубление опыта общения с миром искусства;
ü развитие художественно-эстетического восприятия;
ü формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;
ü воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.
Главными задачами являются:
ü развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной деятельности, рассматривании произведений искусства;
ü учить понимать художественный образ произведения;
ü формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,
ü развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;
ü воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.
Данная работа может организовываться в различных формах:
ü В образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.
ü Интегрированная образовательная деятельность (познавательные художественно-литературное занятия с просмотром репродукций)
ü Интерактивные выставки репродукций картин известных художников
ü Беседы по произведениям живописи
ü Игровые формы работы (познавательно-игровые программы, викторины, квесты)
ü Посещение памятных мест
ü Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны
Данную работу нужно начинать уже с раннего возраста. Большую радость у детей раннего возраста вызывает рассматривание народных игрушек и игры с ними. Особенно привлекают младших дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания. Актуально использовать в процессе рассказывания художественное слово.
На занятиях по изобразительной деятельности в младших группах детей начинают знакомить с игрушками и с предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Детям очень нравятся такие виды деятельности, потому что они им доступны и понятны, дают возможность каждому ребенку проявить себя.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.