Тема: Водород.
Класс: 8
Цель урока: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как о химическом элементе и простом веществе на основе сформированной предметной понятийно-теоретической базы с использованием межпредметного материала.
Задачи урока:
Образовательные: обеспечить усвоение учащимися понятий: «водород – химический элемент», «водород – простое вещество», познакомить с нахождением водорода в природе, с методами получения водорода в промышленности и в лаборатории и способами его собирания.
Воспитательные: воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям, умению рефлексировать, стремление добиваться наилучших результатов, воспитание дисциплинированности, эстетических вкусов.
Развивающие: развитие умений учебного труда: умение работать в должном темпе – читать, писать;
развитие умений наблюдения: умение наблюдать за демонстрационными опытами, делать выводы;
развитие познавательных умений: формировать умение выделять главное, вести конспект, наблюдать, делать выводы, находить проблему и её решать;
развитие мышления: развитие аналитического мышления – формирование умения выделять существенные признаки и свойства веществ; развитие абстрактного мышления – выделять общие и существенные признаки;
развитие умений применять знания на практике.
Методы: беседа, сопоставительный анализ, рассказ, постановка и решение проблемных вопросов, химический эксперимент.
Форма урока: урок-объяснение нового материала, лабораторные опыты.
Оборудование и реактивы:
· компьютер, проектор, презентация;
· лабораторный штатив, прибор для получения газов (прибор Кирюшкина), кристаллизатор с водой, пробирка, спиртовка, спички, лучинка;
· на столах учащихся: раздаточный материал, прибор для получения газов (прибор Кирюшкина), соляная кислота (р-р 1:5), цинк в гранулах, стаканчик с мыльным раствором.
Межпредметные связи на уроке:
география: распространение водорода и его соединений на Земле;
астрономия: сведения о присутствии водорода на внеземных объектах и в космическом пространстве;
биология: элемент водород как важная составная часть органических веществ.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. И я надеюсь, что с вашей помощью они вспомнят то, что изучали в школе, а может быть и узнают что-то новое.
Сегодня мы будем работать с рабочими листами, которые лежат у вас на партах. И нам понадобиться еще ручка зеленого цвета. Ей вы будете сегодня исправлять свои ошибки. Посмотрите, в правой стороне рабочего листа есть графа бонусы. В ней вы будете сами себе ставить + за каждый правильный ответ. Эти бонусы помогут вам улучшить оценку за урок.
А начать наш урок я хочу словами польского философа Станислава Лема: «Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать». Что вы знаете из материала прошлых уроков мы сейчас и проверим. Слушаем внимательно и вопросы и ответы. Ответы нам пригодятся на этом уроке, а если на какой-то вопрос вы не знаете ответ, значит, эту тему вам надо повторить. Не забываем поднимать руку.
Вопросы.
Вот теперь мы готовы к уроку. Чтобы узнать, тему нашего урока, разгадаем ребус.
Правильно, получилось ВОДОРОД. Записали в рабочем листе дату и тему сегодняшнего урока.
Итак, сегодня мы будем изучать ….. (ХЭ – водород и простое вещество, которое он образует). Это и будет цель нашего урока. Запишите кратко.
Давайте вспомним план изучения ХЭ.
(ХЭ, его характеристика, нахождение в природе, простое вещество, способы получения, физические и химические свойства, применение)
Итак, водород – химический элемент. Какие его характеристики мы рассматриваем?
Ответы детей.
Мы также работаем с ПТ. Что мы можем узнать о ХЭ из таблицы Менделеева?
Ответы детей.
Давайте запишем эти характеристики.
30 секунд. Проверка (исправляем ручкой зеленого цвета).
Следующий пункт плана – нахождение в природе.
Помощник – СТИХ + СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
2 минуты – кратко (отдельными словами) записать в рабочем листе.
Проверка. АНАЛИЗ ЗАГЛАВИЯ ТЕКСТА.
Переходим к изучению простого вещества водорода. Что вы можете сказать про простое вещество водород?
Ответы детей.
Если бы перед вами стояла задача: получить большое количество водорода, какое сырье вы бы выбрали и почему?
Ответы детей.
Да, верно, вода – самый доступный источник водорода. Действительно в промышленности получают водород из воды действием тока, идет реакция разложения воды с образованием двух веществ: водорода и кислорода. Но этот способ сравнительно дорогой. В настоящее время в промышленности его получают из природного газа – метана.
Из каких же веществ получают водород? Из тех, которые содержат химический элемент водород (Н).
В 1766 году известный английский учёный Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием цинка на разведённую соляную кислоту.
Запись уравнения реакции. Проверка (исправляем ручкой зеленого цвета).
Аппарат Киппа.
Прибор Кирюшкина.
Действительно, водород и поныне получают в лаборатории взаимодействием цинка с соляной кислотой. Обычно для этого используют специальный аппарат – аппарат Киппа. В среднюю его часть помещают гранулы цинка, а сверху наливают раствор соляной кислоты, и в результате реакции через газоотводную трубку выделяется газ – водород.
В школьной лаборатории для получения водорода используют другой прибор.
В пробирку помещают несколько гранул цинка и добавляют 1-2 мл соляной кислоты. Пробирку плотно вращательными движениями закрывают пробкой с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опускают в пробирку – приемник.
?? Какие способы собирания газов вам известны?
?? Как необходимо расположить пробирку, в которой будем собирать водород? Почему? Какое физическое свойство водорода мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Хорошо, мы собрали водород. Что теперь должны сделать? Проверить (доказать).
А как же доказать, что газ в пробирке – водород?
Для того, чтобы доказать наличие водорода, необходимо поднести к отверстию пробирки зажженную лучину.
При этом, если водород – чистый, то раздается характерный хлопок (мини взрыв, вот почему водород – горючий воздух), а если водород содержит примеси других газов – то раздается «лающий» свист.
ОПЫТ ПОЛУЧЕНИЕ ВОДОРОДА И ПРОВЕРКА.
Но необходимо помнить, что водород не всегда бывает так безопасен. При определенных условиях водород может принести очень большой вред и бывает очень взрывоопасен (н-р: водородная бомба). При соединении с кислородом воздуха в соотношении 2:1 образуется «гремучий газ» (огнеопасен).
ВИДЕО.
СРАВНЕНИЕ ВОДОРОДА С ВОЗДУХОМ.
Ребята, это мы с вами теоретически доказали, что водород легче воздуха. Ну а теперь, мы можем практически в этом убедиться.
Как вы думаете, что будет происходить с мыльными пузырями, наполненными газом, который легче воздуха?
Давайте проверим.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ. ТБ.
Д/з: §28, упр. 2,3 стр. 96, заполнить опорный конспект.
Итог нашего урока: мы познакомились со вторым после кислорода элементом в химии – водородом. Вы узнали его некоторые свойства, способы получения собирания. Я думаю, вам понятно, почему надо обращаться с газом очень осторожно. Возможен взрыв, вот почему вы должны быть всегда начеку!
Вот какая история произошла с французским химиком, директором парижского музея науки Пилатом де Розье. Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород. До него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, учёный решил убедиться, проник ли водород в лёгкие? Он ещё раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в лёгких экспериментатора смешался с воздухом и произошёл сильный взрыв. «Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями», – так Розье характеризовал испытанные ощущения. Эксперимент чуть не стоил ему жизни.
1. Воздух – это ...
2. Назовите компоненты воздуха.
3. Какую часть воздуха составляет кислород?
4. Какими способами можно собрать кислород?
5. Соединения, состоящие из двух элементов, называются …
6. Какой реакцией можно получить кислород?
7. Газ, который поддерживает горение.
8. Какие типы реакций вы знаете?
9. Как можно проверить кислород?
10. Какие вещества образуются при горении?
11. Как должна располагаться пробирка, в которую мы собираем кислород?
12. Валентность кислорода?
Самый первый, но всегда второй.
Водород самый распространённый элемент в космосе. Основная масса звёзд и межзвёздного газа состоит из водорода (Юпитер, Сатурн – 92% водорода, 8 % гелия, 0,1 % все остальные химические элементы). В условиях звёздных температур и межзвёздного пространства этот элемент существует в виде отдельных атомов.
В отличие от кислорода, существующего на Земле и в связанном, и в свободном состоянии, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества имеется в атмосфере (0,00005% по объему). Основным соединением водорода является вода. Кроме того, большое его количество входит в состав многочисленных соединений с углеродом (органических веществ), составляющих основу нефти, природного газа, угля и др. Он непременная составная часть веществ, образующих живые организмы. В теле человека 10% атомов водорода.
Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% – это девятый по распространенности элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17% (второе место после кислорода, доля атомов которого равна 52%). Поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле, почти так же велико, как и кислорода.
_____________________________________________________________________________
Самый первый, но всегда второй.
Водород самый распространённый элемент в космосе. Основная масса звёзд и межзвёздного газа состоит из водорода (Юпитер, Сатурн – 92% водорода, 8 % гелия, 0,1 % все остальные химические элементы). В условиях звёздных температур и межзвёздного пространства этот элемент существует в виде отдельных атомов.
В отличие от кислорода, существующего на Земле и в связанном, и в свободном состоянии, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества имеется в атмосфере (0,00005% по объему). Основным соединением водорода является вода. Кроме того, большое его количество входит в состав многочисленных соединений с углеродом (органических веществ), составляющих основу нефти, природного газа, угля и др. Он непременная составная часть веществ, образующих живые организмы. В теле человека 10% атомов водорода.
Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% – это девятый по распространенности элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17% (второе место после кислорода, доля атомов которого равна 52%). Поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле, почти так же велико, как и кислорода.
_____________________________________________________________________________
Самый первый, но всегда второй.
Водород самый распространённый элемент в космосе. Основная масса звёзд и межзвёздного газа состоит из водорода (Юпитер, Сатурн – 92% водорода, 8 % гелия, 0,1 % все остальные химические элементы). В условиях звёздных температур и межзвёздного пространства этот элемент существует в виде отдельных атомов.
В отличие от кислорода, существующего на Земле и в связанном, и в свободном состоянии, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества имеется в атмосфере (0,00005% по объему). Основным соединением водорода является вода. Кроме того, большое его количество входит в состав многочисленных соединений с углеродом (органических веществ), составляющих основу нефти, природного газа, угля и др. Он непременная составная часть веществ, образующих живые организмы. В теле человека 10% атомов водорода.
Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% – это девятый по распространенности элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17% (второе место после кислорода, доля атомов которого равна 52%). Поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле, почти так же велико, как и кислорода.
Класс: 8
Цель урока: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как о химическом элементе и простом веществе на основе сформированной предметной понятийно-теоретической базы с использованием межпредметного материала.
Задачи урока:
Образовательные: обеспечить усвоение учащимися понятий: «водород – химический элемент», «водород – простое вещество», познакомить с нахождением водорода в природе, с методами получения водорода в промышленности и в лаборатории и способами его собирания.
Воспитательные: воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям, умению рефлексировать, стремление добиваться наилучших результатов, воспитание дисциплинированности, эстетических вкусов.
Развивающие: развитие умений учебного труда: умение работать в должном темпе – читать, писать;
развитие умений наблюдения: умение наблюдать за демонстрационными опытами, делать выводы;
развитие познавательных умений: формировать умение выделять главное, вести конспект, наблюдать, делать выводы, находить проблему и её решать;
развитие мышления: развитие аналитического мышления – формирование умения выделять существенные признаки и свойства веществ; развитие абстрактного мышления – выделять общие и существенные признаки;
развитие умений применять знания на практике.
Методы: беседа, сопоставительный анализ, рассказ, постановка и решение проблемных вопросов, химический эксперимент.
Форма урока: урок-объяснение нового материала, лабораторные опыты.
Оборудование и реактивы:
· компьютер, проектор, презентация;
· лабораторный штатив, прибор для получения газов (прибор Кирюшкина), кристаллизатор с водой, пробирка, спиртовка, спички, лучинка;
· на столах учащихся: раздаточный материал, прибор для получения газов (прибор Кирюшкина), соляная кислота (р-р 1:5), цинк в гранулах, стаканчик с мыльным раствором.
Межпредметные связи на уроке:
география: распространение водорода и его соединений на Земле;
астрономия: сведения о присутствии водорода на внеземных объектах и в космическом пространстве;
биология: элемент водород как важная составная часть органических веществ.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. И я надеюсь, что с вашей помощью они вспомнят то, что изучали в школе, а может быть и узнают что-то новое.
Сегодня мы будем работать с рабочими листами, которые лежат у вас на партах. И нам понадобиться еще ручка зеленого цвета. Ей вы будете сегодня исправлять свои ошибки. Посмотрите, в правой стороне рабочего листа есть графа бонусы. В ней вы будете сами себе ставить + за каждый правильный ответ. Эти бонусы помогут вам улучшить оценку за урок.
А начать наш урок я хочу словами польского философа Станислава Лема: «Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать». Что вы знаете из материала прошлых уроков мы сейчас и проверим. Слушаем внимательно и вопросы и ответы. Ответы нам пригодятся на этом уроке, а если на какой-то вопрос вы не знаете ответ, значит, эту тему вам надо повторить. Не забываем поднимать руку.
Вопросы.
Вот теперь мы готовы к уроку. Чтобы узнать, тему нашего урока, разгадаем ребус.
Правильно, получилось ВОДОРОД. Записали в рабочем листе дату и тему сегодняшнего урока.
Итак, сегодня мы будем изучать ….. (ХЭ – водород и простое вещество, которое он образует). Это и будет цель нашего урока. Запишите кратко.
Давайте вспомним план изучения ХЭ.
(ХЭ, его характеристика, нахождение в природе, простое вещество, способы получения, физические и химические свойства, применение)
Итак, водород – химический элемент. Какие его характеристики мы рассматриваем?
Ответы детей.
Мы также работаем с ПТ. Что мы можем узнать о ХЭ из таблицы Менделеева?
Ответы детей.
Давайте запишем эти характеристики.
30 секунд. Проверка (исправляем ручкой зеленого цвета).
Следующий пункт плана – нахождение в природе.
Помощник – СТИХ + СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
2 минуты – кратко (отдельными словами) записать в рабочем листе.
Проверка. АНАЛИЗ ЗАГЛАВИЯ ТЕКСТА.
Переходим к изучению простого вещества водорода. Что вы можете сказать про простое вещество водород?
Ответы детей.
Если бы перед вами стояла задача: получить большое количество водорода, какое сырье вы бы выбрали и почему?
Ответы детей.
Да, верно, вода – самый доступный источник водорода. Действительно в промышленности получают водород из воды действием тока, идет реакция разложения воды с образованием двух веществ: водорода и кислорода. Но этот способ сравнительно дорогой. В настоящее время в промышленности его получают из природного газа – метана.
Из каких же веществ получают водород? Из тех, которые содержат химический элемент водород (Н).
В 1766 году известный английский учёный Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием цинка на разведённую соляную кислоту.
Запись уравнения реакции. Проверка (исправляем ручкой зеленого цвета).
Аппарат Киппа.
Прибор Кирюшкина.
Действительно, водород и поныне получают в лаборатории взаимодействием цинка с соляной кислотой. Обычно для этого используют специальный аппарат – аппарат Киппа. В среднюю его часть помещают гранулы цинка, а сверху наливают раствор соляной кислоты, и в результате реакции через газоотводную трубку выделяется газ – водород.
В школьной лаборатории для получения водорода используют другой прибор.
В пробирку помещают несколько гранул цинка и добавляют 1-2 мл соляной кислоты. Пробирку плотно вращательными движениями закрывают пробкой с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опускают в пробирку – приемник.
?? Какие способы собирания газов вам известны?
?? Как необходимо расположить пробирку, в которой будем собирать водород? Почему? Какое физическое свойство водорода мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Хорошо, мы собрали водород. Что теперь должны сделать? Проверить (доказать).
А как же доказать, что газ в пробирке – водород?
Для того, чтобы доказать наличие водорода, необходимо поднести к отверстию пробирки зажженную лучину.
При этом, если водород – чистый, то раздается характерный хлопок (мини взрыв, вот почему водород – горючий воздух), а если водород содержит примеси других газов – то раздается «лающий» свист.
ОПЫТ ПОЛУЧЕНИЕ ВОДОРОДА И ПРОВЕРКА.
Но необходимо помнить, что водород не всегда бывает так безопасен. При определенных условиях водород может принести очень большой вред и бывает очень взрывоопасен (н-р: водородная бомба). При соединении с кислородом воздуха в соотношении 2:1 образуется «гремучий газ» (огнеопасен).
ВИДЕО.
СРАВНЕНИЕ ВОДОРОДА С ВОЗДУХОМ.
Ребята, это мы с вами теоретически доказали, что водород легче воздуха. Ну а теперь, мы можем практически в этом убедиться.
Как вы думаете, что будет происходить с мыльными пузырями, наполненными газом, который легче воздуха?
Давайте проверим.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ. ТБ.
Д/з: §28, упр. 2,3 стр. 96, заполнить опорный конспект.
Итог нашего урока: мы познакомились со вторым после кислорода элементом в химии – водородом. Вы узнали его некоторые свойства, способы получения собирания. Я думаю, вам понятно, почему надо обращаться с газом очень осторожно. Возможен взрыв, вот почему вы должны быть всегда начеку!
Вот какая история произошла с французским химиком, директором парижского музея науки Пилатом де Розье. Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород. До него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, учёный решил убедиться, проник ли водород в лёгкие? Он ещё раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в лёгких экспериментатора смешался с воздухом и произошёл сильный взрыв. «Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями», – так Розье характеризовал испытанные ощущения. Эксперимент чуть не стоил ему жизни.
1. Воздух – это ...
2. Назовите компоненты воздуха.
3. Какую часть воздуха составляет кислород?
4. Какими способами можно собрать кислород?
5. Соединения, состоящие из двух элементов, называются …
6. Какой реакцией можно получить кислород?
7. Газ, который поддерживает горение.
8. Какие типы реакций вы знаете?
9. Как можно проверить кислород?
10. Какие вещества образуются при горении?
11. Как должна располагаться пробирка, в которую мы собираем кислород?
12. Валентность кислорода?
Самый первый, но всегда второй.
Водород самый распространённый элемент в космосе. Основная масса звёзд и межзвёздного газа состоит из водорода (Юпитер, Сатурн – 92% водорода, 8 % гелия, 0,1 % все остальные химические элементы). В условиях звёздных температур и межзвёздного пространства этот элемент существует в виде отдельных атомов.
В отличие от кислорода, существующего на Земле и в связанном, и в свободном состоянии, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества имеется в атмосфере (0,00005% по объему). Основным соединением водорода является вода. Кроме того, большое его количество входит в состав многочисленных соединений с углеродом (органических веществ), составляющих основу нефти, природного газа, угля и др. Он непременная составная часть веществ, образующих живые организмы. В теле человека 10% атомов водорода.
Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% – это девятый по распространенности элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17% (второе место после кислорода, доля атомов которого равна 52%). Поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле, почти так же велико, как и кислорода.
_____________________________________________________________________________
Самый первый, но всегда второй.
Водород самый распространённый элемент в космосе. Основная масса звёзд и межзвёздного газа состоит из водорода (Юпитер, Сатурн – 92% водорода, 8 % гелия, 0,1 % все остальные химические элементы). В условиях звёздных температур и межзвёздного пространства этот элемент существует в виде отдельных атомов.
В отличие от кислорода, существующего на Земле и в связанном, и в свободном состоянии, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества имеется в атмосфере (0,00005% по объему). Основным соединением водорода является вода. Кроме того, большое его количество входит в состав многочисленных соединений с углеродом (органических веществ), составляющих основу нефти, природного газа, угля и др. Он непременная составная часть веществ, образующих живые организмы. В теле человека 10% атомов водорода.
Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% – это девятый по распространенности элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17% (второе место после кислорода, доля атомов которого равна 52%). Поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле, почти так же велико, как и кислорода.
_____________________________________________________________________________
Самый первый, но всегда второй.
Водород самый распространённый элемент в космосе. Основная масса звёзд и межзвёздного газа состоит из водорода (Юпитер, Сатурн – 92% водорода, 8 % гелия, 0,1 % все остальные химические элементы). В условиях звёздных температур и межзвёздного пространства этот элемент существует в виде отдельных атомов.
В отличие от кислорода, существующего на Земле и в связанном, и в свободном состоянии, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества имеется в атмосфере (0,00005% по объему). Основным соединением водорода является вода. Кроме того, большое его количество входит в состав многочисленных соединений с углеродом (органических веществ), составляющих основу нефти, природного газа, угля и др. Он непременная составная часть веществ, образующих живые организмы. В теле человека 10% атомов водорода.
Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% – это девятый по распространенности элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17% (второе место после кислорода, доля атомов которого равна 52%). Поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле, почти так же велико, как и кислорода.