Статьи

Духовно-нравственное воспитание детей и развитие у них основ личностной культуры в отношении к людям. Автор: Горбова Людмила Ивановна

Горбова Людмила Ивановна.

Духовно-нравственное воспитание детей и развитие у них основ личностной культуры в отношении к людям.

Сегодня очень много говорят о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, но влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и средств массовой информации.

Цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка.

Главная задача воспитания в семье - это духовно-нравственное воспитание. Ядром духовно-нравственного формирования личности маленького человека становится та среда, в которой он живет, обучается и проводит свободное время. В ней происходит становление личности. Та духовная пища, которой живут родители и педагоги, становится определяющим фактором формирования внутреннего мира ребѐнка. Моральная сторона воспитания состоит в цепочке нравственных идеалов и ценностей. Вследствие чего определяется личностное мировоззрение, отражающее поведение в обществе.

Основными этапами формирования духовно-нравственного развития личности являются:

Уважение к личности ребѐнка.

Ребенок является индивидуальной личностью. А значит, он имеет право на свой собственный внутренний мир. Думаю, не все взрослые люди, позволяют себе копаться в чужих вещах, подслушивать личные разговоры, читать чужие переписки. Но зато мы совершенно просто можем это всѐ применить в отношении собственных чад. Если дети узнают это или застают родителей в таких обстоятельствах, то моментально переставали с ними разговаривать. Конечно, маленький ребѐнок, во всех отношениях зависит от родителей. Но это не значит, что родители должны показывать своѐ превосходство над детьми. Цель воспитания – научить ребенка отличать добро от зла. Обязанность отца и матери помочь понять деткам, что красиво, что безобразно, что высоко, а что низко.

Смысл настоящего.

Воспитательная задача состоит в том, чтобы «дать ребѐнку жить». Любите своих детей безгранично. Эта любовь предаст им сил. Ребѐнок имеет право на внимание к его проблемам и отказ от родительского диктата. Не нужно нарушать его свободу. Радует, когда родители не пытаются ставить себя над ребѐнком, а просто находятся рядом.

Значение действия.

Во всѐм, как хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы так с ними. Но многие родители поступаю безрассудно и жестоко.

Совершил ошибку – признай еѐ, искренне извинись и постарайся больше таких ошибок не совершать. Не дергайте ребѐнка каждый раз, запрещая всѐ на свете. Учите его думать, отличать добро от зла. Учите оценивать поступки глазами нравственности. Не хорошо, когда психика детей травмируется отчаянием. Прощайте детей своих. Это знак любви. А значит, он сделает многое…

В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае - за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.

В связи с этим предполагается, что взаимодействие образовательных учреждений и семьи окажется эффективнее, если будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов.

Россия - страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас выше, чем богатство и власть. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону, труду, на отношение человека к человеку. Налицо смена ценностных ориентиров. Вместо традиционных ценностей приходят «новые», менее обременительные. Вместо долга, обязательности предпочтение отдается безответственности, совесть уступает место практицизму, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения полов. Практически речь идет о духовном кризисе человека и общества. Бездуховность размывает в такой же мере и семью.

Распад семьи, разводы, стали более привычным явлением, чем благополучные семьи. Хотелось бы напомнить еще об одной больной проблеме нашего общества — беспризорных и безнадзорных детях, сиротах при живых родителях.

Государством стали приниматься серьезные усилия для преодоления этого социального недуга. Следствием социальной напряженности в семье является разрушение психосоциальных механизмов, связанных с потерей ценностных, жизненных ориентаций. В семье большое место стал занимать принцип недостаточности, который включает в себя: деньги, вещи, успех, признание со стороны и т.д. В связи с этим в нашем обществе получили обширное распространение различные фобии. Эксперты считают, что такие показатели прямое свидетельство резкого снижения статуса мужчины в семье.

В иерархии семейных ценностей в России всегда на первом месте находились традиции, тесно связанные с трудом, трудовой деятельностью людей. Основополагающим качеством в человеке считалось трудолюбие. Праздность и леность осуждались и высмеивались в русском обществе. Утрата в наши дни воспитания на основе трудовой этики — серьезная проблема. Ситуация сейчас такова, что часто главным воспитателем детей становится либо телевидение, либо Интернет. Молодежь сейчас располагает широким выбором развлечений для ума, и чтение среди них - не самое популярное занятие. Наркомания, пьянство, отказ от своих детей и престарелых родителей, другие общественные пороки повергают семью поистине в бедственное состояние.

Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством

1. Восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства,

2. Возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций,

3. Творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи,

4. Формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

В обществе, идеалом которого являются успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства. Становиться носителями духовной культуры, осваивать свою родительскую роль как терпеливое и милосердное служение ближним. Учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.


Made on
Tilda