Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД №77» г. Рязани
390011, г. Рязань, ул. Халтурина, д.7
Телефон:
(4912) 28-23-66
Факс:
(4912) 21-02-34
E-mail:
detskiysad77@mail.ru
ds77.ryazan@ryazangov.ru
Участие в городском конкурсе для педагогов образовательных организаций:
«Лучшие практики коррекционно-развивающего обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями»
Тема:
«Использование песочных технологий в работе с детьми ОВЗ»
Конкурсанты:
педагог-психолог Мельниченко О.А.
воспитатель Зубрилина О.Н.
Рязань 2024
Актуальность
Хочется отметить, что в настоящее время увеличилось количество детей с различными нарушениями в развитии. Дети данной категории требуют к себе особого подхода, который включает в себя создание благоприятных, комфортных, безопасных условий образовательной среды. На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. В современной системе дошкольного образования широко используется большое количество программ, методов и технологий. Любая коррекционная программа должна опираться, прежде всего, на актуальные потребности и особенности личности ребенка.
Выстраивая коррекционо-развивающую работу с детьми с ОВЗ,
достаточно эффективным методом для себя отметили, песочные технологии. Песочные технологии представляют собой систему условий для развития, социализации и индивидуализации детей.
Цели: Создание комфортной, стимулирующей среды для коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, где каждый ребенок чувствует себя естественно.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Коррекционные:
Ожидаемый результат:
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Согласно требованиям ФГОС ДО к структуре ОП ДО коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направленны на коррекцию нарушений, развитие различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Лев Семенович Выготский в книге «Педагогическая психология» пишет: «Ребенок - растущий и само изменяющийся организм, изменения в котором происходят безостановочно в течение всей жизни. ….. В ребенке потенциально заключено множество будущих личностей». Согласно всем психическим концепциям и периодизациям психического развития дошкольного периода детства связан с формированием базовых структур личности. Дошкольный период развития - возраст социализации, начало целенаправленного обучения, серьезный скачок в развитии всех психических функций и сознания. Задача педагога подготовить ребенка к жизни в будущем обществе.
Новизна:
22 ноября 2023 года Президент Российской Федерации подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. И конечно для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе. В связи с этим необходимо обеспечить педагогическое и социальное сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их пребывания в ДОУ. Что поспособствует снижению эмоционального дискомфорта в связи с состоянием ребёнка; Укреплять уверенность родителей в возможностях ребёнка; Формировать адекватное отношение к диагнозу ребёнка с ОВЗ и его состоянию.
Направленность:
Многие взрослые как дети любят поиграть в песок сидя на берегу моря. Тактильное восприятие пробуждает фантазию и возникают разные образы. Родители, привлекая детей к созданию разных образов, рисуя на песке придумывают истории, тем самым передавая жизненный опыт и знакомя их с окружающим миром.
В нашем детском саду, в кабинете психолога имеется несколько зон для воплощения своих идей и работы с нетрадиционной техникой с детьми с ОВЗ.
Приглашая детей для игр и занятий, педагог вовлекает их в мир песка. Этот природный материал обладает своей особой энергией. Создавая различные образы, ребенок додумывает и придумывает каждый раз новое. Повторить рисунок на песке сложно, приходится всматриваться в детали, изучать силуэты, повторять линии. Изучая свойства песка, дети понимают, что мокрым песком можно создать объёмные фигуры, вылепить интересные сооружения, а затем украсить их различными деталями, добавить игрушки и создать сказку. А сухим песком можно рисовать, пересыпать и выходят прекрасные, сюжетные картины, которые можно обыграть, сочинить стихи, загадки.
Игры с песком увлекают детей расслабляют, завлекают, заставляют забыть об негативных эмоциях. Но не все дети воспринимают игры с песком с первого раза, некоторые боятся испачкаться. Привлекая детей с ОВЗ к нетрадиционной работе с различным материалом нужно быть готовым, что ребенок может не пойти на контакт с ним. С помощью потешек, интересных поговорок, загадок можно убрать страх и продолжить работу, на последующих занятиях.
Изучив методическую литературу по песочной терапии и ее положительное влияние на детей, решили проводить игры в кабинете психолога с песком в качестве дополнительного стимулирование мелкой моторики и развития речевой сферы. Цель применения таких игр-коррекция звукопроизношения, развитие коммуникативных навыков и моторной памяти.
Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Участники: педагог-психолог Мельниченко О.А., воспитатель логопедической группы Зубрилина О.Н., дети средней группы с ТНР (4-5 лет), родители.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью.
Организованная образовательная деятельность по программе проводится 2 раза в неделю. Продолжительность - 20 минут.
Педагогическая целесообразность:
На организационном этапе в 2022-2023 учебном году была разработана и успешно адаптировалась коррекционо-развивающая программа с использованием песочных технологий для детей с ОВЗ. Программа была рассмотрена и утверждена на педагогическом совете ДОУ. Пополнили и модернизировали предметно-развивающую и образовательную среду.
Перед началом учебного года было определено продолжать реализовывать и усовершенствовать данную программу в течение 2023-2024 учебного года.
Вывод:
Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр стараемся соблюдать главное правило - максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка. В играх-упражнениях активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. При работе с песком происходит развитие мелкой моторике рук, развивается фантазия и креативное мышление. Именно в «песочнице» он проигрывает все тревожащие его проблемы. В песке ребёнок мечтает и воплощает свои задумки.
Наш опыт показывает, что использование песочных технологий в работе с детьми с ОВЗ положительно влияет на чувства и состояние ребенка. Процесс накопления опыта работы с песочницей представителями различных направлений интересен тем, что благодаря этому с разных сторон исследуются взаимоотношения человека с проекцией его внутреннего мира. Все это говорит в пользу того, что «песочница» — это СРЕДА для общения человека с самим собой и символами реального мира.
Итак, сегодня использование песочных технологий в России уже зарекомендовали себя как эффективный практический метод в педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве. Однако законченная концепция песочных технологий еще не сформирована. Это дает возможность нам внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода.
По данной ссылке Вы можете ознакомиться с материалом видеозанятия с использованием песочных технологий в работе с детьми ОВЗ.
Ссылка на облачное хранилище представлена.
https://drive.google.com/file/d/1sv9CjMK5xN3rBiMtGPZ1T_0IEaOqz5R6/view?usp=drivesdk
видеозанятие.veg 2.mp4drive.google.com
Используемая литература:
«ДЕТСКИЙ САД №77» г. Рязани
390011, г. Рязань, ул. Халтурина, д.7
Телефон:
(4912) 28-23-66
Факс:
(4912) 21-02-34
E-mail:
detskiysad77@mail.ru
ds77.ryazan@ryazangov.ru
Участие в городском конкурсе для педагогов образовательных организаций:
«Лучшие практики коррекционно-развивающего обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями»
Тема:
«Использование песочных технологий в работе с детьми ОВЗ»
Конкурсанты:
педагог-психолог Мельниченко О.А.
воспитатель Зубрилина О.Н.
Рязань 2024
Актуальность
Хочется отметить, что в настоящее время увеличилось количество детей с различными нарушениями в развитии. Дети данной категории требуют к себе особого подхода, который включает в себя создание благоприятных, комфортных, безопасных условий образовательной среды. На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. В современной системе дошкольного образования широко используется большое количество программ, методов и технологий. Любая коррекционная программа должна опираться, прежде всего, на актуальные потребности и особенности личности ребенка.
Выстраивая коррекционо-развивающую работу с детьми с ОВЗ,
достаточно эффективным методом для себя отметили, песочные технологии. Песочные технологии представляют собой систему условий для развития, социализации и индивидуализации детей.
Цели: Создание комфортной, стимулирующей среды для коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, где каждый ребенок чувствует себя естественно.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о свойствах песка.
- Обогащение тактильного опыта у воспитанников.
Развивающие:
- Развивать когнитивные процессы.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Вызывать эмоционально положительное состояние от игр и совместной деятельности с другими детьми.
- Воспитать дружеское отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
Коррекционные:
- Способствовать расширению словарного запаса.
- Совершенствовать речевые возможности.
- Корректировать нежелательные черты поведения.
Ожидаемый результат:
- Сформированность умений различать основные приемы создания фона: наброс и насыпание, приемы рисования: расчищение, вырезание, щепотка, линейный.
- Развитие познавательного интереса через включение в образовательный процесс игры с песком.
- Положительная динамика развития когнитивных процессов и коммуникативных навыков.
- Снижение уровня эмоциональной тревожности.
- Повышение личностных качеств, таких как уверенность.
- Умение общаться со сверстниками.
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Согласно требованиям ФГОС ДО к структуре ОП ДО коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направленны на коррекцию нарушений, развитие различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Лев Семенович Выготский в книге «Педагогическая психология» пишет: «Ребенок - растущий и само изменяющийся организм, изменения в котором происходят безостановочно в течение всей жизни. ….. В ребенке потенциально заключено множество будущих личностей». Согласно всем психическим концепциям и периодизациям психического развития дошкольного периода детства связан с формированием базовых структур личности. Дошкольный период развития - возраст социализации, начало целенаправленного обучения, серьезный скачок в развитии всех психических функций и сознания. Задача педагога подготовить ребенка к жизни в будущем обществе.
Новизна:
22 ноября 2023 года Президент Российской Федерации подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. И конечно для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе. В связи с этим необходимо обеспечить педагогическое и социальное сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их пребывания в ДОУ. Что поспособствует снижению эмоционального дискомфорта в связи с состоянием ребёнка; Укреплять уверенность родителей в возможностях ребёнка; Формировать адекватное отношение к диагнозу ребёнка с ОВЗ и его состоянию.
Направленность:
Многие взрослые как дети любят поиграть в песок сидя на берегу моря. Тактильное восприятие пробуждает фантазию и возникают разные образы. Родители, привлекая детей к созданию разных образов, рисуя на песке придумывают истории, тем самым передавая жизненный опыт и знакомя их с окружающим миром.
В нашем детском саду, в кабинете психолога имеется несколько зон для воплощения своих идей и работы с нетрадиционной техникой с детьми с ОВЗ.
Приглашая детей для игр и занятий, педагог вовлекает их в мир песка. Этот природный материал обладает своей особой энергией. Создавая различные образы, ребенок додумывает и придумывает каждый раз новое. Повторить рисунок на песке сложно, приходится всматриваться в детали, изучать силуэты, повторять линии. Изучая свойства песка, дети понимают, что мокрым песком можно создать объёмные фигуры, вылепить интересные сооружения, а затем украсить их различными деталями, добавить игрушки и создать сказку. А сухим песком можно рисовать, пересыпать и выходят прекрасные, сюжетные картины, которые можно обыграть, сочинить стихи, загадки.
Игры с песком увлекают детей расслабляют, завлекают, заставляют забыть об негативных эмоциях. Но не все дети воспринимают игры с песком с первого раза, некоторые боятся испачкаться. Привлекая детей с ОВЗ к нетрадиционной работе с различным материалом нужно быть готовым, что ребенок может не пойти на контакт с ним. С помощью потешек, интересных поговорок, загадок можно убрать страх и продолжить работу, на последующих занятиях.
Изучив методическую литературу по песочной терапии и ее положительное влияние на детей, решили проводить игры в кабинете психолога с песком в качестве дополнительного стимулирование мелкой моторики и развития речевой сферы. Цель применения таких игр-коррекция звукопроизношения, развитие коммуникативных навыков и моторной памяти.
Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Участники: педагог-психолог Мельниченко О.А., воспитатель логопедической группы Зубрилина О.Н., дети средней группы с ТНР (4-5 лет), родители.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью.
Организованная образовательная деятельность по программе проводится 2 раза в неделю. Продолжительность - 20 минут.
Педагогическая целесообразность:
На организационном этапе в 2022-2023 учебном году была разработана и успешно адаптировалась коррекционо-развивающая программа с использованием песочных технологий для детей с ОВЗ. Программа была рассмотрена и утверждена на педагогическом совете ДОУ. Пополнили и модернизировали предметно-развивающую и образовательную среду.
Перед началом учебного года было определено продолжать реализовывать и усовершенствовать данную программу в течение 2023-2024 учебного года.
Вывод:
Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр стараемся соблюдать главное правило - максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка. В играх-упражнениях активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. При работе с песком происходит развитие мелкой моторике рук, развивается фантазия и креативное мышление. Именно в «песочнице» он проигрывает все тревожащие его проблемы. В песке ребёнок мечтает и воплощает свои задумки.
Наш опыт показывает, что использование песочных технологий в работе с детьми с ОВЗ положительно влияет на чувства и состояние ребенка. Процесс накопления опыта работы с песочницей представителями различных направлений интересен тем, что благодаря этому с разных сторон исследуются взаимоотношения человека с проекцией его внутреннего мира. Все это говорит в пользу того, что «песочница» — это СРЕДА для общения человека с самим собой и символами реального мира.
Итак, сегодня использование песочных технологий в России уже зарекомендовали себя как эффективный практический метод в педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве. Однако законченная концепция песочных технологий еще не сформирована. Это дает возможность нам внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода.
По данной ссылке Вы можете ознакомиться с материалом видеозанятия с использованием песочных технологий в работе с детьми ОВЗ.
Ссылка на облачное хранилище представлена.
https://drive.google.com/file/d/1sv9CjMK5xN3rBiMtGPZ1T_0IEaOqz5R6/view?usp=drivesdk
видеозанятие.veg 2.mp4drive.google.com
Используемая литература:
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. -208 с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб., 1998 г.
- ЕпанчинцеваО. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010. – 80 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной психотерапии. – СПб.: «Речь», 2002 г., Чудеса на песке. – СПб.: «Речь», 2005г
- Н.В. Микляева «Авторские методики и программы ДОУ: технология разработка и описания».
- https://nsportal.ru/