Статьи

Конспект урока истории 6 класс "Средневековое европейское общество". Автор: Альмиева Гульшат Вахитовна

1.12. Средневековое европейское общество Феодальное землевладение. Крестьянство. Крестьянская община, знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни

Тип урока: комбинированный

Цель урока: дать характеристику феодальному обществу Западной Европы X-XIII вв

Задачи:

1. формировать умение работать в группах во взаимодействии с одноклассниками, использовать ранее полученные знания для работы на уроке, представлять результаты своей деятельности;

2. продолжить работу по формированию умения анализировать исторический источник, делать выводы, выделять главное и второстепенное, устанавливать межпредметные связи, развитие информационной и коммуникационной компетентностей учащихся;

3. формировать в информационной культуры, уважения к собеседнику, умения вести спор, излагать материал, работать в группе.

Основные понятия: феодал, сеньор, вассал, рыцарство, чересполосица

Образовательные ресурсы: учебник, компьютер, электронная доска

Ход урока:

1. Организационный момент

Отмечает присутствующих

2. Актуализация знаний

Вспомним знания с прошлого урока

Где жили арабы?

Какие были природно-климатические условия у них?

Кто такие бедуины?

Главное животное Аравии?

Кто основатель Ислама?

В каком году Ислам приняли религией всех арабов?

3. Изучение нового материала

К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным.

Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным.

Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне.

Привилегии и обязанности господ и крестьян оформлялись обычаями, писанными законами и установлениями.

Отношения между феодалами были закреплены в феодальном праве (комплекс законодательных установлений и обычаев)

· Например, крестьянская община была вправе не подчиниться сеньору, если он требовал налог больше, предусмотренного.

· Хотя крестьяне и горожане не входили в феодальную лестницу, они были связаны с господами договорными отношениями

· Такие личностные отношения в виде договоров и клятв-обязательств – примечательная особенность западного Средневековья

Господская земля и крестьянские наделы

К IX-X веках вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов.

Возникла феодальная вотчина, или поместье, - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Феодальный строй – это период в истории, когда власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам.

Зависимые крестьяне — общее название одного из двух основных социально-экономических классов средневекового общества эпохи классического феодализма.

Группой лично зависимых крестьян управляли землевладельцы, так называемые феодалы, защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка, торговые площади для ярмарок, складские помещения и так далее.

Феодал - крупный землевладелец, помещик, эксплуатирующий труд крепостных крестьян. Барщина - даровой принудительный труд крестьян на помещичьей земле.

Поместье - земельное владение помещика.

Рабы - Человек, лишенный средств производства и являющийся полной собственностью своего господина.

Крестьяне — население, занятое в сельскохозяйственном производстве.

Оброк (значения). Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Барщина – это принудительный труд крепостных крестьян, которые трудились, используя собственный инвентарь.

Господский надел - представляют собой земли, которые находятся в собственности феодалов (помещиков). Получали их представители знати разными способами: как награду от короля или царя, по наследству, по праву завоевания, и, наконец, просто купив у другого феодала.

Крестьянские наделы - земля, на которой работали крестьяне и их семьи. Помимо необходимости обеспечивать пропитанием своих родных, крестьянин должен был уплачивать определенный налог своему феодалу (господину). Также крестьянин мог работать и на императорской земле, обеспечивая нужды правящей фамилии.

Рефлексия:

- Что для вас запомнилось больше всего?

- Что для вас было интересным?

- Что вас удивило на уроке?

Домашнее задание Знать записи в тетрадях. Читать стр. 87-93, стр. 94-100, готовиться к самостоятельной работе
Made on
Tilda