1.12. Средневековое европейское общество Феодальное землевладение. Крестьянство. Крестьянская община, знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни
Тип урока: комбинированный
Цель урока: дать характеристику феодальному обществу Западной Европы X-XIII вв
Задачи:
1. формировать умение работать в группах во взаимодействии с одноклассниками, использовать ранее полученные знания для работы на уроке, представлять результаты своей деятельности;
2. продолжить работу по формированию умения анализировать исторический источник, делать выводы, выделять главное и второстепенное, устанавливать межпредметные связи, развитие информационной и коммуникационной компетентностей учащихся;
3. формировать в информационной культуры, уважения к собеседнику, умения вести спор, излагать материал, работать в группе.
Основные понятия: феодал, сеньор, вассал, рыцарство, чересполосица
Образовательные ресурсы: учебник, компьютер, электронная доска
Ход урока:
1. Организационный момент
Отмечает присутствующих
2. Актуализация знаний
Вспомним знания с прошлого урока
Где жили арабы?
Какие были природно-климатические условия у них?
Кто такие бедуины?
Главное животное Аравии?
Кто основатель Ислама?
В каком году Ислам приняли религией всех арабов?
3. Изучение нового материала
К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным.
Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным.
Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне.
Привилегии и обязанности господ и крестьян оформлялись обычаями, писанными законами и установлениями.
Отношения между феодалами были закреплены в феодальном праве (комплекс законодательных установлений и обычаев)
· Например, крестьянская община была вправе не подчиниться сеньору, если он требовал налог больше, предусмотренного.
· Хотя крестьяне и горожане не входили в феодальную лестницу, они были связаны с господами договорными отношениями
· Такие личностные отношения в виде договоров и клятв-обязательств – примечательная особенность западного Средневековья
Господская земля и крестьянские наделы
К IX-X веках вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов.
Возникла феодальная вотчина, или поместье, - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.
Феодальный строй – это период в истории, когда власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам.
Зависимые крестьяне — общее название одного из двух основных социально-экономических классов средневекового общества эпохи классического феодализма.
Группой лично зависимых крестьян управляли землевладельцы, так называемые феодалы, защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка, торговые площади для ярмарок, складские помещения и так далее.
Феодал - крупный землевладелец, помещик, эксплуатирующий труд крепостных крестьян. Барщина - даровой принудительный труд крестьян на помещичьей земле.
Поместье - земельное владение помещика.
Рабы - Человек, лишенный средств производства и являющийся полной собственностью своего господина.
Крестьяне — население, занятое в сельскохозяйственном производстве.
Оброк (значения). Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.
Барщина – это принудительный труд крепостных крестьян, которые трудились, используя собственный инвентарь.
Господский надел - представляют собой земли, которые находятся в собственности феодалов (помещиков). Получали их представители знати разными способами: как награду от короля или царя, по наследству, по праву завоевания, и, наконец, просто купив у другого феодала.
Крестьянские наделы - земля, на которой работали крестьяне и их семьи. Помимо необходимости обеспечивать пропитанием своих родных, крестьянин должен был уплачивать определенный налог своему феодалу (господину). Также крестьянин мог работать и на императорской земле, обеспечивая нужды правящей фамилии.
Рефлексия:
- Что для вас запомнилось больше всего?
- Что для вас было интересным?
- Что вас удивило на уроке?
Домашнее задание Знать записи в тетрадях. Читать стр. 87-93, стр. 94-100, готовиться к самостоятельной работе
Тип урока: комбинированный
Цель урока: дать характеристику феодальному обществу Западной Европы X-XIII вв
Задачи:
1. формировать умение работать в группах во взаимодействии с одноклассниками, использовать ранее полученные знания для работы на уроке, представлять результаты своей деятельности;
2. продолжить работу по формированию умения анализировать исторический источник, делать выводы, выделять главное и второстепенное, устанавливать межпредметные связи, развитие информационной и коммуникационной компетентностей учащихся;
3. формировать в информационной культуры, уважения к собеседнику, умения вести спор, излагать материал, работать в группе.
Основные понятия: феодал, сеньор, вассал, рыцарство, чересполосица
Образовательные ресурсы: учебник, компьютер, электронная доска
Ход урока:
1. Организационный момент
Отмечает присутствующих
2. Актуализация знаний
Вспомним знания с прошлого урока
Где жили арабы?
Какие были природно-климатические условия у них?
Кто такие бедуины?
Главное животное Аравии?
Кто основатель Ислама?
В каком году Ислам приняли религией всех арабов?
3. Изучение нового материала
К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным.
Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным.
Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне.
Привилегии и обязанности господ и крестьян оформлялись обычаями, писанными законами и установлениями.
Отношения между феодалами были закреплены в феодальном праве (комплекс законодательных установлений и обычаев)
· Например, крестьянская община была вправе не подчиниться сеньору, если он требовал налог больше, предусмотренного.
· Хотя крестьяне и горожане не входили в феодальную лестницу, они были связаны с господами договорными отношениями
· Такие личностные отношения в виде договоров и клятв-обязательств – примечательная особенность западного Средневековья
Господская земля и крестьянские наделы
К IX-X веках вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов.
Возникла феодальная вотчина, или поместье, - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.
Феодальный строй – это период в истории, когда власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам.
Зависимые крестьяне — общее название одного из двух основных социально-экономических классов средневекового общества эпохи классического феодализма.
Группой лично зависимых крестьян управляли землевладельцы, так называемые феодалы, защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка, торговые площади для ярмарок, складские помещения и так далее.
Феодал - крупный землевладелец, помещик, эксплуатирующий труд крепостных крестьян. Барщина - даровой принудительный труд крестьян на помещичьей земле.
Поместье - земельное владение помещика.
Рабы - Человек, лишенный средств производства и являющийся полной собственностью своего господина.
Крестьяне — население, занятое в сельскохозяйственном производстве.
Оброк (значения). Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.
Барщина – это принудительный труд крепостных крестьян, которые трудились, используя собственный инвентарь.
Господский надел - представляют собой земли, которые находятся в собственности феодалов (помещиков). Получали их представители знати разными способами: как награду от короля или царя, по наследству, по праву завоевания, и, наконец, просто купив у другого феодала.
Крестьянские наделы - земля, на которой работали крестьяне и их семьи. Помимо необходимости обеспечивать пропитанием своих родных, крестьянин должен был уплачивать определенный налог своему феодалу (господину). Также крестьянин мог работать и на императорской земле, обеспечивая нужды правящей фамилии.
Рефлексия:
- Что для вас запомнилось больше всего?
- Что для вас было интересным?
- Что вас удивило на уроке?
Домашнее задание Знать записи в тетрадях. Читать стр. 87-93, стр. 94-100, готовиться к самостоятельной работе