Статьи

Модель цифрового мотивационно-образовательного комплекса для педагогов. Автор: Ткачёва Елена Викторовна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 653 с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского) Калининского района Санкт-Петербурга имени Рабиндраната Тагора

Модель цифрового мотивационно-образовательного комплекса

для педагогов

(Номинация: методические разработки)

Авторы:

·Ткачёва Елена Викторовна,

директор школы, учитель русского языка и литературы; ГБОУ СОШ № 653

Калининского района Санкт-Петербурга

имени Рабиндраната Тагора

·Тертыченко Евгения Ивановна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы; ГБОУ СОШ № 653 Калининского района Санкт-Петербурга имени Рабиндраната Тагора





Санкт-Петербург

2024

Цель любой управленческой деятельности — организовать работу так, чтобы она принесла наибольший эффект. Эффективная педагогическая деятельность – это проявление и результат профессиональной компетентности педагога, включающей профессионально-личностный, профессионально-содержательный и профессионально - деятельностный компоненты.

В своей разработке мы обратились к профессионально-личностному /мотивационно-личностная готовность/ и профессионально-содержательному /теоретическая готовность/ компонентам профессиональной компетентности педагога,

Мотивационно-личностная готовность формируется под влиянием комплекса стимулирующих факторов (материальных, организационных, психологических, педагогических, технологических), определяющих высокую мотивацию (систему внутренних побуждений к действию) всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, администрации, родителей, социальных партнеров ОУ).

В нашей разработке используется психологический стимулирующий фактор, мотивирующие высказывания и афоризмы выдающихся педагогов и учёных, относящиеся к образованию и одновременно являющиеся «якорями» для улучшения запоминания и стимулами для творческих размышлений.

Теоретическая готовность к профессионально-педагогической деятельности определяется нами через соответствие требованиям Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

В нашей разработке мы используем раздел «Необходимые знания» педагога Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Целью разработки является создание цифрового комплекса для формирования мотивационно-личностной и теоретической готовности к эффективной профессионально-педагогической деятельности с использованием психологических мотиваторов, Профессионального стандарта педагога и цифрового календаря.

Основным механизмом воздействия является техника якорения нейролингвистического программирования, использование специально подобранного запоминающегося афоризма, высказывания /юмор, парадоксальность/ по данной теме, создающего ассоциативные связи посредством эмоций и репрезентативных систем с необходимыми знаниями, информацией Профессионального стандарта педагога; на наш взгляд, важным условием эффективности разработки является время предъявления материала: карточки-мотиватора и коррелирующей информации; это время снижения критического осмысления и повышенной внушаемости, т.е.утреннее время перед началом работы, когда формируется общепсихологический настрой на весь день.

Актуальность разработки обусловлена ростом запросов социума к педагогу и специалисту, необходимостью «суверенизации» образования на основе современных ФГОС и Профессионального стандарта педагога, обновления и повышения эффективности работы с кадрами и педагогической деятельности в условиях постепенной изоляции и «суверенизации» развития РФ, всё новых вызовов и усиливающихся внешних ограничений, быстро меняющихся социально-экономических, социально-психологических, экономических и технологических условий.

Новизна разработки состоит в комплексном использовании, психологических мотиваторов, техники якорения нейролингвистического программирования, информации по разделу «Необходимые знания» Профессионального стандарта педагога и возможностей цифрового календаря для повышения эффективности педагогической деятельности и управления.

Анализ аналогов в Интернете показал, что в настоящее время отсутствуют удобные и бесплатные предложения по теме. Это либо предложение платных очных курсов, либо недобросовестные разработки, например, в так называемом, «Самоучителе по профессиональному стандарту педагога» / https://edu-frn.spb.ru/mindmap/, ссылки либо не работают, либо приводят на не относящиеся к теме материалы.

В нашей разработке мы использовали такие возможности и достоинства доступного цифрового календаря как:

· Возможность настройки задачи-мотиватора на время, наиболее эффективное с точки зрения создания рабочего настроения на день;

· Возможность создания группового календаря для мотивации и развития всех членов педагогического коллектива;

· Возможность редактирования информации подключёнными ответственными пользователями для правки/дополнения информации по мере необходимости или оперативного оповещения;

· Возможность настройки автоматического регулярного повтора информации для запоминания.

В качестве психологических напоминаний-мотиваторов в разработке использованы высказывания выдающихся отечественных и зарубежных педагогов, психологов и т.п. об образовании и воспитании, которые призваны дать определённое направление ходу мысли пользователя, передать определённые установки, представления, отношения, эмоциональные состояния, побудить к определённым действиям.

Комплекс содержит информацию к разделу «Необходимые знания» Профессионального стандарта педагога по трудовым функциям «Обучение», «Воспитание» и «Развивающая деятельность» с возможностью настройки её регулярного повтора для запоминания, а также правки и пополнения, а именно:

Комплекс состоит из заполненных карточек, которые в установленное время со звуковым сигналом появляются на мобильном устройстве пользователя.

Заголовок карточки выполняет функцию мотиватора и представляет собой высказывание-мотиватор, афоризм, цитату об образовании, воспитании и т.п., призванную создать определённую педагогическую установку, отношение, например,

«Главное, что должно дать образование и о чем часто забывают, – это не «багаж» знаний, а уменье владеть этим «багажом» / А.Н.Несмеянов/ напомнит педагогу о необходимости уделять на уроках внимание прикладным, практическим аспектам знаний и практическим работам.

Во влиятельном исследовании, проведенном психологом- педагогом Ричардом Э. Майером и другими, краткость содержания учебника и лекции была связана с лучшим пониманием и усвоением материала, поэтому в другом разделе карточки помещено краткое обобщение /Summary/ информации по вопросу из раздела «Необходимые знания» Профессионального стандарта педагога, например,

Основные принципы деятельностного подхода:

-Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений.

-Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

-Принцип целостности - предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. У ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук и т.д.

Таким образом, использование комплекса позволяет регулярно напоминать педагогу принципы и ценности гуманистической педагогики для реализации в педагогической деятельности и содействует освоению раздела «Необходимые знания» Профессионального стандарта педагога.

Использование комплекса на базе цифрового календаря создаёт руководителю дополнительные возможности оперативного оповещения пользователей о срочных событиях, мероприятиях, например, совещаниях и т.п. и корректировки информации.

Представленный комплекс получил высокие оценки членов педагогического коллектива и в настоящее время ведутся разработки мотивационно-развивающих комплексов для родителей, направленный на повышение родительской компетентности и обучающихся, направленный на повышение эффективности учения.

Литература

Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб. Евразия, 1999

Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014)

Раренко А.А.. Внушение как метод мотвации. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал .— 1991 .— 2019 .— №3

Самоучитель по профессиональному стандарту педагога https://edu-frn.spb.ru/mindmap/

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Москва. Педагогика.1986

Цифровой календарь https://en.wikipedia.org/wiki/Digital_calendar
Made on
Tilda