Боранукова Жанна Заудиновна
Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста.
Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового и учебного взаимодействия. Создание условий, которые обеспечивают развитие детей, реализация потенциальных возможностей детей относятся к одной из приоритетных социальных задач общества и государства.
В дошкольном детстве для маленького ребенка игра имеет важнейшее значение. «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
Анализ состояния обучения дошкольников математике приводит многих специалистов к выводу о том, что необходимо развивать в дидактических играх наряду с функцией закрепления и повторения знаний, которая получила широкое распространение, функцию формирования новых знаний, способов и представлений познавательной деятельности. Другими словами, необходимо развивать обучающие функции игры, обучение через игру.
В настоящий момент в работе с детьми широко применяются дидактические игры с использованием современного математического материала (количественное и пространственное моделирование, геометрические знания, символическое замещение и другое).
Играя, дети овладевают сложными математическими понятиями, учатся считать, писать и читать; и это не только тренировка, но хорошо и с пользой проведенное время вместе с ребенком. Однако, стремясь к знаниям, следует иметь определенные рамки. Самое главное – это привитие ребенку интереса к познанию. С этой целью образовательная деятельность по математике должна проходить в увлекательной игровой форме.
Повышение умственной нагрузки на занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) заставляет задуматься педагогов над тем, каким образом поддержать у детей интерес к осваиваемому материалу, и на протяжении целого занятия удерживать их активность.
Максимальный эффект в изучении математики можно достигнуть при использовании на занятиях дидактических игр, развлечений, занимательных упражнений и задач.
При этом подбор увлекательного и интересного математического материала определяется с учетом возрастных особенностей детей, задач их воспитания и всестороннего развития. Необходимо заинтересовать детей математическим материалом, активизировать их логическую умственную деятельность. Развлекая и увлекая детей, углублять и расширять их математические представления, закреплять приобретенные знания и умения, упражнять в применении умений и знаний в прочих видах деятельности.
Эффективным инструментом развития математических представлений у детей является использование различных типов дидактических игр. Эти игры учат их понимать сложные математические действия, формируют у детей представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают ориентировку в направлениях пространства и времени, учат делать выводы. Дидактические игры способствуют развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, творческих способностей, направлены на умственное развитие детей дошкольного возраста.
В чем же особенность дидактических игр? Это игры с правилами, которые направлены на решение определенных задач в обучении детей. Они широко применяются в качестве средств обучения, воспитания и развития. Отличие дидактической игры от других игр заключается в том, что в ней участвуют обязательно все дети. Ее содержание, правила, методика проведения разрабатываются таким образом, что для некоторых детей дошкольного возраста, которые совершенно не испытывают интерес к математике, эти игры могут стать отправной точкой в возникновении интереса к науке математике.
Создание игровой формы занятий осуществляется с помощью игровых ситуаций и приемов, выступающих для детей в качестве средств стимулирования и побуждения их к математической деятельности.
Для дидактической игры характерно наличие некоторой
структуры, которая определяется и как игровая деятельность, и как форма обучения. Можно утверждать, что игра – это достаточно многогранное понятие. На практике существуют разнообразные виды игр, которые можно применять в образовательной деятельности. По формам проведения игры можно разделить на индивидуальные, групповые, парные.
По образовательным задачам – на игры, направленные на изучение нового материала, получение новых знаний; игры, формирующие определенные умения и навыки; и, можно выделить большую группу игр, которые имеют характер контроля знаний и обобщающего повторения.
По типам можно выделить ролевые, познавательные, комплексные, деловые игры.
Использование дидактической игры в образовательной деятельности не является самоцелью, это – средство обучения и воспитания.
Дидактическая игра – не забава, и не стоит рассматривать ее как деятельность, которая доставляет удовольствие ради удовольствия. В понятии «дидактическая игра» подчеркнута ее педагогическая направленность, в этом понятии отражается многообразие ее применения. В соответствии с этим можно утверждать, что применение дидактических игр в обучении математике является важным средством, которое делает образовательную деятельность дошкольников более оптимизируемой, а сами дидактические игры являются средством развития математических представлений.
Ценностью дидактических игр является то, что в процессе проведения этих игр, дети в значительной мере приобретают новые знания самостоятельно.
Использование дидактических игр требует отслеживания интереса детей дошкольного возраста к игре на протяжении занятия. Если интерес отсутствует или угасает, то не рекомендуется навязывать принудительно игру детям, потому как игра в этом случае потеряет свое развивающее, дидактическое, значение, из игровой деятельности выпадет самое ценное - ее эмоциональность. Если возникает потеря интереса к игре, то педагогу необходимо своевременно принять необходимые действия, которые приведут к изменению обстановки. Это может быть эмоциональная речь, поддержка отстающих, приветливое отношение к детям. Если существует интерес к игре, то дети занимаются с большим удовольствием, что, безусловно, благоприятно влияет и на усвоение детьми необходимых математических знаний.
Также важна выразительность в игре. Если педагог говорит с детьми равнодушно, сухо и монотонно, то дети будут относиться к занятиям так же безразлично, в процессе занятия начнут отвлекаться. В этих случаях бывает достаточно сложно поддержать интерес детей, сохранить желание их смотреть, слушать, участвовать в игре. Когда это совсем не удается, тогда и дети не получат пользы, игра вызовет у них только утомление. При этом будет возникать и отрицательное отношение к занятиям.
Педагог должен и сам в некоторой степени включаться в игру, в противном случае, его руководство и влияние будут не очень естественными. Умение быстро включаться в игру является показателем педагогического мастерства. Игра, которая интересна детям, доставляет им удовольствие и удовлетворение, оказывает положительное влияние на проведение последующих игр. Способы и средства, которые повышают детскую эмоциональность, интерес к игре, являются не самоцелью, а путем, который ведет к решению дидактических задач.
Математическая составляющая в содержании игры всегда выдвигается на первый план. Только в этом случае игра будет выполнять свою роль в своем предназначении, а, именно, способствовать математическому развитию детей и воспитанию интереса к математике.
Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста.
Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового и учебного взаимодействия. Создание условий, которые обеспечивают развитие детей, реализация потенциальных возможностей детей относятся к одной из приоритетных социальных задач общества и государства.
В дошкольном детстве для маленького ребенка игра имеет важнейшее значение. «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
Анализ состояния обучения дошкольников математике приводит многих специалистов к выводу о том, что необходимо развивать в дидактических играх наряду с функцией закрепления и повторения знаний, которая получила широкое распространение, функцию формирования новых знаний, способов и представлений познавательной деятельности. Другими словами, необходимо развивать обучающие функции игры, обучение через игру.
В настоящий момент в работе с детьми широко применяются дидактические игры с использованием современного математического материала (количественное и пространственное моделирование, геометрические знания, символическое замещение и другое).
Играя, дети овладевают сложными математическими понятиями, учатся считать, писать и читать; и это не только тренировка, но хорошо и с пользой проведенное время вместе с ребенком. Однако, стремясь к знаниям, следует иметь определенные рамки. Самое главное – это привитие ребенку интереса к познанию. С этой целью образовательная деятельность по математике должна проходить в увлекательной игровой форме.
Повышение умственной нагрузки на занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) заставляет задуматься педагогов над тем, каким образом поддержать у детей интерес к осваиваемому материалу, и на протяжении целого занятия удерживать их активность.
Максимальный эффект в изучении математики можно достигнуть при использовании на занятиях дидактических игр, развлечений, занимательных упражнений и задач.
При этом подбор увлекательного и интересного математического материала определяется с учетом возрастных особенностей детей, задач их воспитания и всестороннего развития. Необходимо заинтересовать детей математическим материалом, активизировать их логическую умственную деятельность. Развлекая и увлекая детей, углублять и расширять их математические представления, закреплять приобретенные знания и умения, упражнять в применении умений и знаний в прочих видах деятельности.
Эффективным инструментом развития математических представлений у детей является использование различных типов дидактических игр. Эти игры учат их понимать сложные математические действия, формируют у детей представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают ориентировку в направлениях пространства и времени, учат делать выводы. Дидактические игры способствуют развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, творческих способностей, направлены на умственное развитие детей дошкольного возраста.
В чем же особенность дидактических игр? Это игры с правилами, которые направлены на решение определенных задач в обучении детей. Они широко применяются в качестве средств обучения, воспитания и развития. Отличие дидактической игры от других игр заключается в том, что в ней участвуют обязательно все дети. Ее содержание, правила, методика проведения разрабатываются таким образом, что для некоторых детей дошкольного возраста, которые совершенно не испытывают интерес к математике, эти игры могут стать отправной точкой в возникновении интереса к науке математике.
Создание игровой формы занятий осуществляется с помощью игровых ситуаций и приемов, выступающих для детей в качестве средств стимулирования и побуждения их к математической деятельности.
Для дидактической игры характерно наличие некоторой
структуры, которая определяется и как игровая деятельность, и как форма обучения. Можно утверждать, что игра – это достаточно многогранное понятие. На практике существуют разнообразные виды игр, которые можно применять в образовательной деятельности. По формам проведения игры можно разделить на индивидуальные, групповые, парные.
По образовательным задачам – на игры, направленные на изучение нового материала, получение новых знаний; игры, формирующие определенные умения и навыки; и, можно выделить большую группу игр, которые имеют характер контроля знаний и обобщающего повторения.
По типам можно выделить ролевые, познавательные, комплексные, деловые игры.
Использование дидактической игры в образовательной деятельности не является самоцелью, это – средство обучения и воспитания.
Дидактическая игра – не забава, и не стоит рассматривать ее как деятельность, которая доставляет удовольствие ради удовольствия. В понятии «дидактическая игра» подчеркнута ее педагогическая направленность, в этом понятии отражается многообразие ее применения. В соответствии с этим можно утверждать, что применение дидактических игр в обучении математике является важным средством, которое делает образовательную деятельность дошкольников более оптимизируемой, а сами дидактические игры являются средством развития математических представлений.
Ценностью дидактических игр является то, что в процессе проведения этих игр, дети в значительной мере приобретают новые знания самостоятельно.
Использование дидактических игр требует отслеживания интереса детей дошкольного возраста к игре на протяжении занятия. Если интерес отсутствует или угасает, то не рекомендуется навязывать принудительно игру детям, потому как игра в этом случае потеряет свое развивающее, дидактическое, значение, из игровой деятельности выпадет самое ценное - ее эмоциональность. Если возникает потеря интереса к игре, то педагогу необходимо своевременно принять необходимые действия, которые приведут к изменению обстановки. Это может быть эмоциональная речь, поддержка отстающих, приветливое отношение к детям. Если существует интерес к игре, то дети занимаются с большим удовольствием, что, безусловно, благоприятно влияет и на усвоение детьми необходимых математических знаний.
Также важна выразительность в игре. Если педагог говорит с детьми равнодушно, сухо и монотонно, то дети будут относиться к занятиям так же безразлично, в процессе занятия начнут отвлекаться. В этих случаях бывает достаточно сложно поддержать интерес детей, сохранить желание их смотреть, слушать, участвовать в игре. Когда это совсем не удается, тогда и дети не получат пользы, игра вызовет у них только утомление. При этом будет возникать и отрицательное отношение к занятиям.
Педагог должен и сам в некоторой степени включаться в игру, в противном случае, его руководство и влияние будут не очень естественными. Умение быстро включаться в игру является показателем педагогического мастерства. Игра, которая интересна детям, доставляет им удовольствие и удовлетворение, оказывает положительное влияние на проведение последующих игр. Способы и средства, которые повышают детскую эмоциональность, интерес к игре, являются не самоцелью, а путем, который ведет к решению дидактических задач.
Математическая составляющая в содержании игры всегда выдвигается на первый план. Только в этом случае игра будет выполнять свою роль в своем предназначении, а, именно, способствовать математическому развитию детей и воспитанию интереса к математике.