Статьи

Построение дуальной (практико-ориентированной) системы образования в СПО. Автор: Муравейко Людмила Андриановна

Построение дуальной (практико-ориентированной) системы образования в СПО.

Муравейко Людмила Андриановна


мастер производственного обучения


ГПОУ«Забайкальский техникум


профессиональных технологий и сервиса»


город Чита Забайкальский край


Аннотация: В статье рассматривается внедрение дуальной системы в СПО объединение и взаимная интеграция элементов образовательного процесса. За счет дуальной модели образовательный процесс максимально приближен к реальным потребностям работодателя. Приведены в сравнении особенности дуального и традиционного обучения.

Ключевые слова: дуальная система, ФГОС по ТОП-50, профессиональные компетенции, конкурентоспособность, практические навыки

Дуальное (практико-ориентированное) образование направлено на формирование у студентов теоретических знаний в техникуме, а практических навыков – на предприятии. Такой подход способствует эффективному развитию и приобретению общих и профессиональных компетенций и профессиональному росту выпускников – специалистов, а также конкурентоспособности на рынке труда.

При внедрении дуальной системы в СПО происходит объединение и взаимная интеграция элементов образовательного процесса. Практико-ориентированная модель частично использовалась в некоторых образовательных учреждениях, но внедрение ФГОС четко обозначило приоритет: одной из особенностей реализации ФГОС по ТОП-50 называют применение разнообразных образовательных технологий, в том числе дуального образования.

Учебный процесс при практико-ориентированном образовании использует ряд форм, методов и технологий обучения. Поскольку в настоящее время получение востребованных рабочих профессий – одно из важнейших направлений в среднем профессиональном образовании, работодатели заинтересованы в наличии у выпускника знаний, умений и практического опыта применения профессиональных компетенций. Эти показатели должны соответствовать потребностям рынка труда, а также стандартам качества (региональным, отраслевым, мировым).

За счет дуальной модели образовательный процесс максимально приближен к реальным потребностям отраслей, он создает условия целенаправленного формирования конкурентоспособности выпускника, поскольку работодатель заинтересован в квалифицированных специалистах, навыки которых проверены на практике.

Получение практических навыков работы положительно влияет на процесс адаптации выпускников на рабочих местах, а также повышает их готовность к профессиональной деятельности, стремление к самореализации и мотивации к работе по профессии.

Уже на этапе учебной деятельности происходит оценка учебного материала с позиций эффективности профессиональных навыков, востребованности знаний и умений.

При внедрении дуальной системы образования работодатели принимают активное участие в процессе подготовки профессиональных кадров. Расходы на обучение будущих работников, затраты, связанные с повышением качества образования (оснащение учебного процесса, баз практики), становятся надежным вложением капитала. Работодатель при этом приобретает заинтересованность как в организации обучения, его содержании, так и в результатах.

Преимущества дуального образования в том, что имеется согласование содержания рабочих программ между образовательной организацией и предприятиями, гарантирован унифицированный уровень профессиональной подготовки, происходит чередование учебного процесса в образовательной организации и на предприятии, между которыми развиваются тесные рабочие взаимоотношения.

Из наиболее значимых недостатков: уровень обучения не всегда соответствует потребностям предприятий, на некоторых предприятиях места для практики оборудованы недостаточно.

И, тем не менее, дуальное образование имеет много преимуществ по сравнению с традиционной моделью образования. В условиях реализации образовательных стандартов по ТОП-50 специальностей и рабочих профессий дуальное образование – важная часть эффективного образовательного процесса, способствующая успешному формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся, компонент формирования успешного и конкурентоспособного специалиста на рынке труда.

Список использованной литературы

1. Морозова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования Института развития образования, Ижевск «Организация деятельности коллектива техникума по внедрению ФГОС по ТОП-50 (на примере профессии 43.01.09 Повар, кондитер)».

2. Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края №337.

3. Приказ Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».

4. Федеральный закон от 01.01.2001 № 273-ФЗ (ред. от 01.01.2001) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

5. Югфельд Е.А. Дуальная система образования как катализатор успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста // Образование и наука. 2014. №3(112). Стр.49-62.

6. https://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/ru/rabota-v-germanii/dualnaya-sistema-professionalnogo-obrazovaniya

7. http://пгатк.рф/about/interaction-with-employers/publikaciya.pdf
Made on
Tilda