Статьи

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Автор: Борисенко Олеся Николаевна

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Олеся Николаевна Борисенко, Лариса Александровна Вареник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 48 г. Томска

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий [1].

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия) и профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.

Эффективным средством, содействующим решению задач ранней профориентации, является проектная деятельность. Технология проектной деятельности, которая поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни детей и родителей, а также заинтересовать их, увлечь этой деятельностью [2].

Для расширения кругозора старших дошкольников о мире профессий и систематизации профориентационной работы на этапе дошкольного возраста нашим учреждением был разработан, утвержден на региональном уровне и реализован педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников с учетом регионального компонента в рамках сетевого взаимодействия. «Сегодня дети - завтра профессионалы! Растём для Томска, растём для страны!».

Цель проекта: создание кадровых, научно-методических, материально-технических условий для формирования ранней профориентации дошкольников с учетом социокультурной ситуации и регионального компонента, в рамках сетевого взаимодействия.

В рамках социального партнерства с Томским аграрным колледжем, дети получили возможность личного взаимодействия с представителями различных профессий сельскохозяйственного направления (агроном, овощевод, цветовод). Играя в эти профессии на видовых точках экологической тропинки «Огород», «Детское «хлебное» поле», «Цветник» дети приобрели специальные умения и навыки: подготовка семян и почвы к посеву, уход за рассадой, посадка, затем наблюдение за всходами и отметки в дневнике наблюдений, совместное выполнение трудовых действий по уходу за посадками (полив, прополка, рыхление). Так же у детей формировалось умение планировать и видеть перспективу своей деятельности, вырабатывалось чувство ответственности за результат выполненной работы, уважения к трудовой деятельности.

Участие в мини-проекте «Как рубашка в поле выросла» позволило познакомить детей с такими профессиями как: дизайнер, закройщик, швея, мастер по производству обуви. Посетив Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг, дети познакомились с разными видами тканей, узнали об их свойствах и качествах, поняли, для чего нужны сантиметр, швейные машины, нитки, иголки выкройки, лекало, выяснили, кто работает в ателье и что является результатом работы швеи. Данная работа позволила расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать их знания по таким темам как: ткани, одежда, обувь.

Реализация мини-проекта «Детская театральная школа» позволила познакомить дошкольников с театральным закулисьем. Дети узнали, что такое планшет сцены, побывав в роли режиссёра придумали каждый свой сценарий, изготовили и представили свой планшет. Побывали в костюмерной, бутафорской, пошивочном и обувном цехе и получили первые мастер классы от актёров Драмтеатра, ТЮЗА. При подготовке спектакля в своей группе, как бутафоры самостоятельно изготовили театральные маски и получили первый опыт нанесения грима. Играя в театр актеров, ребенок применяет в спектаклях знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства общения, проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем [3]. Итоговым мероприятием стал Театральный фестиваль, организованный и проведенный совместно со студентами Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций.

МАДОУ № 48 совместно с Томским строительно-коммунальным техникумом решали задачи по знакомству детей с профессией строителя, результатами его труда через мини-проект «Я в строители пойду, пусть меня научат». В результате совместных мероприятий на территории ДОУ силами студентов ТСКТ под руководством опытного мастера был построен небольшой дом с соблюдением всех этапов строительства: от фундамента до крыши. За данным процессом с огромным интересом наблюдали дети, а также оказывали посильную помощь. Так на территории ДОУ на небольшом участке уютно расположились рядом с домом Белоснежка с гномами, огород и небольшой пруд с его обитателями. Это стало любимым местом всех ребятишек детского сада!

Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников решались через реализацию мини-проекта «Есть такая профессия - Родину защищать!». Реализуя данное направление в рамках социального партнерства с ОГБОУ КШИ "Томский кадетский корпус", дети получили возможность побывать в военно-историческом музее, организованном поисковым отрядом «Прометей» кадетского корпуса. Ребята рассматривали портреты знаменитых военачальников, а также многочисленные фотографии из жизни учащихся Кадетского корпуса.

«Погружение» в практические ситуации позволит сформировать и расширить у детей знания о военных профессиях, представления о службе в армии, о различных родах войск, военной технике, поможет сформировать навыки развернутой сюжетной игры, обогатить ее тематическое содержание [4].

Результаты работы по вопросу ранней профориентации можно проследить в процессе беседы о профессиях. Педагогами-психологами МАДОУ № 48 были разработаны вопросники для детей дошкольного возраста «Профессиональная деятельность взрослых» по всем тематическим направлениям.

Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача. Но разностороннее развитие ребенка, раннее трудовое воспитание и профориентация дадут ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Литература

1. Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они. : книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина - Москва: Гном, 2013. - 5 - 9 с.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 3-е изд. испр. и доп. - Москва: АРКТИ, 2011. - 10-15 с.

3. Шибанова, Э. А. Театральная деятельность в дошкольной организации как средство всестороннего развития ребёнка / Э.А. Шибанова, журнал педагог. – 2020. - URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=6106 (дата обращения: 16.11.2021).

4. Нежельская, С. Н. Методические рекомендации по руководству сюжетно– ролевыми играми дошкольников / С.Н. Нежельская; Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ [апрель-май 2020] // электронный журнал. - URL: https://www.vospitatelds.ru/conference_notes/253. – Дата публикации: 04.05.2020 (дата обращения: 14.11.2021).
Made on
Tilda