Статьи

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе. Автор: Сидоренко Ольга Николаевна

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Сидоренко Ольга Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей Пуровского района

Начальное образование

Аннотация: в данной статье затронуты вопросы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках математики. Приводится ряд примеров и задач, а также то, как учитель может направить деятельность учащегося на достижение преследуемого результата, а именно формирование функционально развитой личности. Перечислены методы и приёмы, применяемые учителем в ходе урока, а также апеллирование математическими понятиями в ходе решения примеров посредством выполнения устного счёта и письменных работ. Приведены, наглядные материалы, используемые в практике педагога и имеющие положительный результат относительно формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Abstract: this article touches upon the issues of the formation of functional literacy of younger schoolchildren in mathematics lessons. A number of examples and tasks are given, as well as how a teacher can direct a student's activity to achieve the desired result, namely, the formation of a functionally developed personality. The methods and techniques used by the teacher during the lesson are listed, as well as the appeal of mathematical concepts in the course of solving examples by performing oral counting and written works. Visual materials used in the practice of a teacher and having a positive result regarding the formation of functional literacy in mathematics lessons in elementary school are presented.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, математическое мышление, математическая аргументация, логическое мышление, математическая компетенция.

Keywords: functional literacy, mathematical literacy, mathematical thinking, mathematical argumentation, logical thinking, mathematical competence.

Под понятием функциональная грамотность принято понимать уровень образованности, который должен быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность ребёнка решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности.

Математическая грамотность в школе определяется как «совокупность математических знаний, умений, опыта и способностей ребёнка». В свою очередь данные аспекты обеспечивают успешное решение различных проблем, требующих использования математики.

Общие умения ученика в плане формирования функциональной грамотности на уроках математики включают: математическое мышление, математическую аргументацию, постановку и решение математической проблемы, математическое моделирование, использование различных математических языков, коммуникативные умения.

В педагогике начального общего образования согласно ФГОС НОО выделяется несколько основных видов функциональной грамотности младшего школьника:

— коммуникативная грамотность, предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность ребёнка адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

— информационная грамотность — определяется умением осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

— деятельностная грамотность — это не просто проявление организационных

умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Во всех УМК начальной школы по математике выделяется четыре содержательных блока математической грамотности:

Пространство и форма – сюда входят вопросы, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям.

- Изменение и отношения – это вопросы, связанные с математическим описанием различных процессов, с зависимостями между переменными, в том числе функциональными. Этот материал в основном относится к алгебре.

- Количество – этот блок включает вопросы, связанные с числами; в программах по математике этот материал чаще всего относится к арифметике.

- Неопределенность – блок включает в себя некие вероятностные и статистические явления, а также зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности, сюда входят задачи, уравнения и буквенные выражения.

Итак, какие же возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности по предмету «Математика»: учебный предмет сам по себе предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с первоначальными основами геометрии (пространственные и фигурные представления); формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения научно обоснованным методом: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, тема которых затрагивает непосредственно жизненные ситуации. Все эти моменты были затронуты выше и описаны в содержательных блоках развития математической грамотности.

Функциональная математическая грамотность включает также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также способность к выполнению данного вида деятельности, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью. Формирование функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как - анализ - синтез - сравнение - обобщение - классификация - умозаключение - систематизация - отрицание – ограничение.

Выделяют три уровня математической компетенции:

1. Воспроизведение подразумевает привычные формы представления информации, а также прямое применение - известных фактов, стандартных приемов и методов, а также технологий.

2. Связи. Означает переход от одной формы представления информации к другой. Сюда же входит моделирование, например схема-модель задачи и представление её в графическом объекте. Умение интерпретировать полученные результаты разными способами, но при грамотном использовании математических понятий.

3. Размышления. Определяется тем, как учащиеся могут решать сложные математические проблемы, также как могут правильно определять пути решения логических задач и разрабатывать сам метод их решения.

Следует подчеркнуть, что современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. При условии, если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а полученные знания — качественными.

Ввиду всего вышеизложенного хочется красной нитью, провести формулу успеха, которая поможет сформировать у младших школьников качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе, а также ориентироваться в современной системе получения и добывания знаний.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
Made on
Tilda