Путешествие по реке Кама
Кама – одна из крупнейших рек России, самый полноводный приток Волги. Кама настолько велика, что некоторые исследователи считают, что не Кама впадает в Волгу, а напротив – Волга в Каму. Среднегодовой расход воды в месте слияния двух великих рек составляет, у Камы – около 3500 м³/сек, а у Волги – 3000 м³/сек. Кроме того, Кама – более древняя река, Волга образовалась с точки зрения геологической истории недавно, в древности все ее основные притоки впадали в Дон, а к Каспию текла одна Кама.
Однако Волга была освоена русскими раньше, и по сложившимся исторически представлениям главной рекой считается именно Кама.
Необыкновенная красота Камы и ее берегов делают очень популярными речные круизы. Из Перми осуществляются регулярные пассажирские рейсы в Уфу, Астрахань, Москву и Нижний Новгород.
Исток Камы находится в центре Верхнекамской возвышенности, он образуется при слиянии четырех ключей у села Кулига в Кезском районе Удмуртии. Долина Камы пролегает среди возвышенностей Заволжья, в верхнем течении русло реки неустойчиво. После впадении Вишеры, Кама становится по-настоящему полноводной рекой, ее правый берег низменный, левый – возвышенный и обрывистый. На этом участке река имеет много островов, перекатов и мелей. После впадения крупнейшего притока – реки Белой, берега Камы как бы меняются местами: правый становится возвышенным, а левый – низменным.
В низовьях Кама имеет ширину русла от 450 до 1200 м и разбивается на несколько рукавов. Ниже впадения Вятки, Кама впадет в Волгу, а если сказать точнее – в Куйбышевское водохранилище.
Кама принимает огромное количество притоков – более 73 тысяч рек.
Основные правые притоки Камы: Коса, Вятка, Мёша, левые: Вишера, Чусовая, Белая, Ик, Шешма, Мензеля.
Все правые притоки, а также некоторые левые – Весляна, Лунья, Южная Кельтма и др. – реки равнинные. Стремительные и холодные горные реки Урала, впадающие в Каму – Вишера, Яйва, Чусовая и другие.
Гидрологические характеристики.
Питание Камы преимущественно снеговое, дождевое и подземное имеют меньшее значение. Средний расход в устье – 3500 м³/сек, наибольший – 27500 м³/сек. Ледостав происходит с начала до конца ноября, лед держится до апреля. Уклон реки составляет 0,11 м/км. Длина Камы – 1805 км, площадь бассейна – около 507 тысяч км².
Кама – главная река Пермского края и одна из крупнейших в Европейской России. Длина Камы составляет 1805 км (из них 910 км течет по Пермскому краю). Кама является крупнейшим левым притоком Волги. До строительства Куйбышевского водохранилища длина реки составляла 2030 км.
Реку Каму условно делят на пять участков:
- Верховья Камы (от истока до устья реки Весляна),
- Верхняя Кама (до подпора Камского водохранилища, фактически до устья реки Вишеры),
- Средняя Кама (Камское и Воткинское водохранилища),
- Нижняя Кама (Нижнекамское водохранилище),
- Камский залив Куйбышевского водохранилища.
Кама протекает по территории Удмуртии, Кировской области, Пермского края, по границе Удмуртии и Башкортостана, Татарстана. Это седьмая река в Европе по протяженности (после Волги, Дуная, Урала, Днепра, Дона и Печоры).
В пределах Пермского края течет вдоль западных отрогов Уральских гор по широкой долине, находящейся на стыке Русской платформы и Уральской горной страны.
Геологически Кама древнее Волги. Как установили ученые, до эпохи оледенения Кама впадала в Каспийское море, в то время как Волга была притоком Дона. Ледниковый период изменил речную сеть Восточной Европы. Согласно большинству гидрологических признаков (возраст рек, высота истоков, длина, полноводность), Кама является главной рекой, а Волга — ее крупнейшим притоком.
С древности Кама являлась важным транспортным путем. Особенно оживилась река с приходом русских и строительством предприятий. В 1822 году Каму связали с Вычегдой, прокопав Северо-Екатерининский канал. А в 1817 году на Пожевском заводе Всеволожского были построены первые пароходы. Выше устья Вишеры на Каме стоит поселок Керчевский, где был образован Керчевский сплавной рейд. В 1960-70-е годы он был самым большим в мире, перерабатывая за год более 3 млн м 3 древесины. Река используется для судоходства и сейчас.