Статьи

ПРИМЕНЕНИЕ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Актуальность темы обусловлена тем, что в учебной деятельности преподаватели для проверки знаний по английскому языку активно применяют диктанты, которые с точки зрения учеников являются сложным и неэффективным методом обучения. Целью исследования является изучение особенностей применения диктантов на уроках английского. В статье рассмотрено понятие «диктант», обозначены проблемы, с которыми сталкиваются ученики в процессе проверки знаний посредством диктантов, выявлены преимущества применения диктантов на уроках английского. Также изучены основные виды и приёмы диктантов, применяемых учителями на уроках английского.

Ключевые слова: диктант, английский язык, уроки, учитель, учащиеся, образовательное учреждение.

В современной преподавательской деятельности достаточно много различных приёмов и методов, которые применяются на уроках английского языка. К одному из таких актуальных методов относится диктант, направленный на проверку грамматики и правописания иностранных слов учащихся образовательного учреждения.

Диктант представляет собой способ преподавательской деятельности, используемый учителем для закрепления знаний и навыков учеников по английскому языку [2]. Этот способ применяется педагогом при обучении правописанию английских слов. В процессе проведения диктанта учитель медленно проговаривает слова, а ученики их записывают.

Нужно отметить, что применение диктантов на уроках английского является очень популярным способом проверки знаний, однако такой метод обучения вызывает и ряд проблем у учеников. Так, данный способ проверки английского правописания вызывает большой стресс у учащихся образовательного учреждения, потому что иностранные слова очень сложно написать правильно, в связи с абсолютным несовпадением звучания и их написания [5]. Всё это влечёт за собой совершение ошибок, и как следствие, получение отрицательной оценки.

Несмотря на существующие проблемы у обучающихся, непосредственно связанных с проведением диктантов на уроках английского, преподаватели уверены, что данный способ проверки знаний помогает: [4]

– социализироваться и адаптироваться ученикам в образовательной среде;

– проявить высокую активность на уроках английского языка;

– наладить коммуникационные связи в группе;

– натренировать краткосрочную память;

– стимулировать неосознанное мышление учеников;

– развивавать умения и навыки различных видов речевой деятельности;

– совершенствовать навыки аудирования и письма;

– осуществлять продуктивную самооценку.

В современной научной литературе по английскому отечественные авторы выделяют следующие виды диктантов: фонемный, текстовый-фонемный, орфографический, текстовый-орфографический, лексический или словарный.

Если рассматривать разновидность диктантов с точки зрения выполнения, то они могут классифицироваться следующим образом: устные, письменные, графические.

Преподаватели английского языка могут применять на уроках любой из видов диктантов, но самыми популярными являются лексический и фонемный диктант, когда ученикам диктуются отдельные слова или какие-то текстовые выдержки [3].

Кроме стандартных видов диктантов, учителя английского языка могут использовать и другие приёмы, для проверки знаний учащихся. К таким приёмам можно отнести смешанные (аудио-визуальные диктанты), «running dictation» (бегущий диктант), «dictogloss» (грамматический диктант) [1].

Смешанные аудио-визуальные диктанты представляют собой такой тип диктанта, на котором один ученик называет какую-то букву, а другие выбирают и показывают карточку с этой буквой. Использование данного приёма может быть осуществлено и другим образом. Например, учитель будет показывать учащимся карточку с картинкой, которые, в свою очередь, должны будут верно написать слово, которое на ней изображено. Как правило, такой приём используется на начальном этапе изучения английского языка, с целью проверки знаний букв алфавита.

Следующим приёмом является «running dictation» (бегущий диктант). Такой приём осуществляется на базе небольшого текста, который соответствует языковому уровню учеников. Сущность этого приёма состоит в том, что учащиеся должны разделиться на две группы, а текст необходимо разместить на доске перед аудиторией. Немаловажным моментом является то, что текст должен быть написан крупным шрифтом, но при этом, чтобы учащиеся не могли его рассмотреть со своего места. Далее каждый участник группы, в очередном порядке, подходит к доске, читает и запоминает определённую часть текста и возвращается назад на своё место. Затем ученик диктует своей группе предложения, которые запомнил, а остальные записывают текст в своих тетрадях. Продолжительность данного процесса будет зависеть от того, пока учащимися не будет записан полностью весь текст.

Ещё одним приёмом является «dictogloss» (грамматический диктант). Суть данного приёма заключается в том, что ученики должны сначала несколько раз прослушать текст, при этом записывать его не разрешается. Только после второго или третьего прослушивания учащиеся могут зафиксировать в тетради то, что услышали по аудиозаписи. Основной задачей этого типа диктанта является передача смысла рассказа, а не дословный его повтор. Преподаватель может использовать этот приём в группах, когда учащиеся все вместе «восстанавливают» первоначальный текстовый материал. При этом учитель должен обратить особое внимание на то, чтобы текст был не очень большим, и не представлял сильной сложности в плане грамматики.

В целом можно сказать, что независимо от того какой приём для проведения диктанта будет использовать преподаватель английского языка, результат от его применения будет положительным, потому что каждый из перечисленных видов диктанта имеет игровой формат, что означает более простое усваивание английских слов обучающимися.

С моей точки зрения, преподаватели не должны регулярно использовать диктанты на уроках английского языка, тем более стандартной формы, без применения различных методов и приёмов, которые вызывали бы со стороны учеников повышенный интерес. Кроме того, учителям не следует постоянно увлекаться проведением диктантами, так как существует и много других педагогических инструментов и методов, которые могут использоваться на уроках английского языка. По моему мнению, если писать только одни диктанты, то у обучающихся будет отрабатываться только определённый навык в учебной деятельности, что является не эффективным, так как изучение английского языка предполагает системную отработку полученных знаний и навыков. Отличным примером может послужить занятие в спортзале, так если качать только одну руку, то и будет накачана только рука, а остальные части тела останутся неизменными. Поэтому, на уроках английского языка нужно прорабатывать и другие виды речевой деятельности учеников, что улучшит образовательный процесс.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что диктанты являются интересным, полезным, гибким и эффективным видом учебной деятельности, так как его можно применять для закрепления и отработки лексики и грамматических структур. Как выяснялось, диктант является не только эффективным методом обучения английскому языку, но и действенным инструментом контроля знаний у учащихся.

Список литературы

Брянская П.В. Диктант как многогранный приём в арсенале учителя иностранного языка // Педагогическое сообщество: УРОК.РФ. – 2020. – №1. – 6 с.

Нагиятова Л.Б. Обучение письму: диктант на уроке английского языка в неязыковом ВУЗе // Аллея науки. – 2018. – № 11 (27). – С. 185-188.

Сахипгареева Л.А. Использование диктанта на уроках английского языка: сборник статей международной научно-практической конференции, 2016. – С. 200-202.

Свойкина И.В. Диктант на уроке английского языка – эффективное средство не только контроля, но и обучения: сборник научных трудов. – Киров, 2019. – С. 63-67.

Словарные диктанты на уроках английского языка - быть или не быть? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/slovarnie-diktanti-na-urokah-angliyskogo-yazika-bit-ili-ne-bit-3343111.html (дата обращения: 08.11.2021).
Made on
Tilda