Статьи

Экспериментально- исследовательская деятельность как метод познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста. Автор: Быструхина Виктория Витальевна



Экспериментально - исследовательская деятельность как метод познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.

Введение.

Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, в группе оформлен и оснащен центр науки и естествознания, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. Все доступно и безопасно для детей.

В данном центре размещаются:

  • природный материал (глина, камешки, ракушки, минералы, шишки, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.);
  • сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал; емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито;
  • разнообразные доступные приборы: разные лупы,

пипетки, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля;

  • коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий);
  • схемы, модели, карточки с алгоритмами выполнения опытов;
  • Материалы по сезону, календари, макеты.
  • дидактические игры «Кому нужна вода?», «Времена года», «Живая природа», «Вершки корешки», «Кто, где живет», «Удивительные животные», «Овощное лото»;
  • энциклопедии, атласы, географические карты, глобус, книги по интересам детей, папки с разнообразным иллюстративным материалом, папки «Опыты с водой», «Опыты с магнитами».

Проведение исследовательского поиска требует от детей специальных знаний, умений и навыков. Целенаправленно обучая детей, мы даем им эти знания, развиваем и совершенствуем необходимые в исследовательском поиске умения и навыки

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные - показывает воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей, педагог ведет себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

Этапы экспериментальной деятельности.

  • Постановка проблемы, которая должна быть решена.
  • Предположения, что нужно сделать, чтобы эта задача была решена.
  • Поиск путей решения.
  • Проверка этих путей решения.
  • Умозаключения, выводы.
  • Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов. Такие этапы работы позволяют активизировать мыслительную деятельность, побуждают детей к самостоятельным исследованиям. В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников мы используем комплекс разнообразных методов и приемов.

Фото с твоими экспериментами.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время я не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.




Made on
Tilda