Экспериментально- исследовательская деятельность как метод познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста. Автор: Быструхина Виктория Витальевна
Экспериментально - исследовательская деятельность как метод познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.
Введение.
Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, в группе оформлен и оснащен центр науки и естествознания, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. Все доступно и безопасно для детей.
В данном центре размещаются:
природный материал (глина, камешки, ракушки, минералы, шишки, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.);
сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал; емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито;
разнообразные доступные приборы: разные лупы,
пипетки, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля;
коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий);
схемы, модели, карточки с алгоритмами выполнения опытов;
Материалы по сезону, календари, макеты.
дидактические игры «Кому нужна вода?», «Времена года», «Живая природа», «Вершки корешки», «Кто, где живет», «Удивительные животные», «Овощное лото»;
энциклопедии, атласы, географические карты, глобус, книги по интересам детей, папки с разнообразным иллюстративным материалом, папки «Опыты с водой», «Опыты с магнитами».
Проведение исследовательского поиска требует от детей специальных знаний, умений и навыков. Целенаправленно обучая детей, мы даем им эти знания, развиваем и совершенствуем необходимые в исследовательском поиске умения и навыки
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные - показывает воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей, педагог ведет себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
Этапы экспериментальной деятельности.
Постановка проблемы, которая должна быть решена.
Предположения, что нужно сделать, чтобы эта задача была решена.
Поиск путей решения.
Проверка этих путей решения.
Умозаключения, выводы.
Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов. Такие этапы работы позволяют активизировать мыслительную деятельность, побуждают детей к самостоятельным исследованиям. В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников мы используем комплекс разнообразных методов и приемов.
Фото с твоими экспериментами.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).
В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время я не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.