Статьи

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Автор: Кузнецова Любовь Анатольевна

ЛЮБОВЬ АНАТОЛЬЕВНА КУЗНЕЦОВА,

Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №2» г.Бавлы

«ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Всем нам известно, что каждый ребенок талантлив. Как же выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно? Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. Есть разная одаренность: академическая, психомоторная, спортивная и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» писал:«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке»

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить умиротворение, радость, удовлетворение.

Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то уникального в разных видах деятельности и областях жизни. Раскрою некоторые подходы в развитии творческих способностей школьников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.

Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:

1. Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.

2. Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.

Помочь ребенку успешно преодолеть эти этапы можно :

· приобщая детей к искусству мастеров художественных произведений;

· организуя творческую (авторскую) деятельность детей.

С раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).

Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок выражает своё отношение или сообщает какое-либо действие, факт, придает философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.

Одарённые дети очень разные и самое главное отличие их от обычных детей – это высокая познавательная потребность. Традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с нетрадиционными техниками в изобразительном искусстве, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Все больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В существующей действительности учитель решает вопросы, связанные с творческой самореализацией детей по самым различным направлениям учебной деятельности. Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в мире эксклюзивных вещей, созданных своими руками.

В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Это сложная , но выполнимая задача, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности приобретает практическую значимость, вызывая чувство гордости за конечный результат. На уроках изобразительного искусства я пытаюсь разнообразить изобразительную деятельность детей,применяя нетрадиционный подход к творчеству. Данный метод вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства.

Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

Задачи-сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на урок, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Я работаю учителем изобразительного искусства в 2-3 классах, разработанной под руководством народного художника России, академика Б. М. Неменского. Вот уже 3 года я собираю и применяю в своей работе с детьми нетрадиционные техники, стараясь сделать урок необычным и запоминающимся.

К традиционным техническим приемам и методам изобразительной деятельности относят те, которые чаще всего применяются в различных детских заведениях, художественных школах. В настоящее время к традиционным методам относят: тематическое рисование,композицию, классическое художественное рисование,аппликацию из бумаги, лепку из пластилина.Кроме того любое заведение, занимающееся изобразительной деятельностью имеет свой перечень так называемых традиционных методов. Если художественная студия вспомнила давно забытый народный промысел и на протяжении нескольких лет осваивала и развивала его, то такая деятельность заслуживает называться традиционной в пределах своих границ.

К нетрадиционным приемам прикладной изобразительной деятельности относят различные смешанные техники, инновационные направления, редко применяемые в детских заведениях общего типа. В настоящее время к их числу можно отнести: коллажи, декоративные мозаики, работу с природным материалом, работу с бросовым материалом, с кусочками ткани, с нитками, с соленым тестом, с глиной и многое другое.

Привожу далеко не весь перечень нетрадиционных техник, которые можно использовать на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе:

1. Печать картофельным штампом

2. Печать тканью

3. Печать мятой бумагой

4. Печать стирательной резинкой

5. Печать поролоновой губкой

6. Царапанье по пастели

7. Восковка

8. Ниткография

9. Акватипия

10. Монотипия акварельная

11. Монотипия гуашевая

12. Клеевой рисунок

13. Кляксография

14. Рисунок восковыми мелками с акварелью

15. Рисунок парафиновой свечкой с акварелью

16. Рисование акварелью с мылом

17. Рисование акварелью на мятой бумаге

18. Рисование акварелью с гуашью

19. Рисование акварелью на влажной бумаге

Применение этих техник на уроках дает возможность нестандартного решения творческих заданий, развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда отсутствует слово «НЕЛЬЗЯ», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.

Проведение таких уроков способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Разнообразные нетрадиционные способы рисования, аппликации учат детей выражать свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства и как следствие развивает творческую одаренность учащихся.

Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи. Такие работы вызывают огромный интерес не только на уроках ИЗО, но и становясь призерами на районных и краевых и всероссийских выставках и конкурсах.
Made on
Tilda