Статьи

Техническое творчество на уроках математики. Автор:: Михайлова Юлия Валерьевна

Техническое творчество на уроках математики

Подготовила: Михайлова Юлия Валерьевна

МБОУ «Лицей 145» Авиастроительного района г. Казани

Обучение – это замена удивления пониманием …

Виктор Кротов

Умение заинтересовать математикой – дело непростое, и в этом смысле личного мастерства учителя нельзя недооценивать. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех обучающихся в обсуждение сложившейся ситуации. Перед учителем математики стоит ряд задач: как привить вкус, интерес, видение красоты в математических задачах, как развивать творческую деятельность обучающихся.

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.

Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей учащихся этому способствует логическое построение предмета, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математики.

Развитие творческих способностей личности является важным условием культурного прогресса общества и воспитания человека.

Психологи и педагоги утверждают, что техническое творчество может проявляться независимо от возраста человека во всех отраслях его деятельности. Все без исключения люди в определенной степени обладают творческим потенциалом, поэтому мы можем подчеркивать необходимость привлечения всех учеников к творческой деятельности с раннего возраста, иначе ребенок испытывает невосполнимые потери. Выделяя техническое творчество среди других видов деятельности, можно отметить, что, появившись на основе сочетания умственного и физического труда, оно является выражением единства этих двух социально обусловленных противоположностей, материализации научных знаний, призвано решить в первую очередь утилитарные проблемы общества, связанные с производством материальных благ.

Сущность технического творчества учащихся, по словам М. Аридина, заключается в том, что осуществляются такие действия, которые наряду с повторением ранее известного включают элементы нового, найденного на основе имеющихся знаний и опыта.

Развитие технического творчества учащихся рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.

Техническое творчество - это вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны.

Таким техническим объектом может стать конструкторское изделие или изготовленный макет.

Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей.

В результате вовлечения в техническую творческую деятельность:

- у обучающихся возрастет интерес к получению профессии технического направления;

- увеличивается качественная успеваемость по предмету, прежде всего у тех обучающихся, которые активно занимаются техническим творчеством;

- у обучающихся, занимающихся техническим творчеством, появляется стабильное желание посещать школу и возрастет положительное отношение к обучению в целом.

Таким образом, задача формирования технического творческого мышления и развития технического творчества у обучающихся остается одной из важнейших проблем образования. Внедрение ФГОСов нового поколения, развитие в системе общего образования профильного обучения и предпрофильной подготовки способствуют развитию технического творчества обучающихся. Это активизирует работу по обновлению содержания дополнительного образования детей. Но самый значительный эффект в развитии технического творчества ребят даст объединение усилий учреждений основного, профессионального и дополнительного образования, коммерческих структур и общественных организаций. Новые требования к интеллектуальному и научно-техническому развитию подрастающего поколения очень эффективно реализуются с помощью технического творчества.

По сущности и характеру техническое творчество школьников представляет собой вид деятельности, состоящий в целесообразном решении в идее и в форме материального воплощения какой-либо технической задачи, которая может включать в себя элементы как субъективной, так и объективной новизны. Решение это строится на основе использования знаний, приобретаемых в процессе учебы и личного практического опыта.

Техническое творчество детей и подростков осуществляется в нашей стране двумя путями: в процессе обязательных занятий в школе на уроках математики, технологии, физики, химии и других учебных предметов в школе; в процессе внеурочных занятий, строящихся по принципу добровольной избирательности и индивидуальных интересов детей.

Методы технического творчества.

Существует множество методов и подходов в техническом творчестве. Однако, несмотря на их достаточно большое разнообразие можно выделить ряд наиболее характерных методов, которые наиболее часто используются на практике. Ниже приведем их рассмотрение.

Метод проб и ошибок.

Это, наверное, самый распространенный метод творчества. Его популярность связана в первую очередь с его естественным эволюционным происхождением. Именно этот метод заложен в основу эволюции природы и, как следствие, проявляется в ее высшем проявлении – в человеческом творчестве.

Метод заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всех возможных идей, вариантов решения задачи. При этом неудачная идея выбрасывается и рассматривается следующая. Какие либо правила перебора вариантов отсутствуют.

Пример 1. Необходимо найти ответ на вопрос: В каком случае произведение двух натуральных чисел дает четное число? Используя данный метод, перебираются все возможные варианты четности двух чисел и делается соответствующий вывод о том, что хотя бы одно из чисел должно быть четным.

Пример 2. Необходимо найти признаки деления на 2; 5 и 10. Способ решение этой задачи также может быть основан на методе проб и ошибок.

Главным достоинством данного метода является его простота и естественность. При планомерном его применении можно получить достаточно хорошие результаты. Однако этот метод достаточно трудоемкий и решения найденные с его помощью совсем не обязательно являются оптимальными и единственными.

Метод морфологического анализа.

Данный метод позволяет осуществлять поиск новой идеи путем систематического перебора возможных вариантов. Этот метод чаще всего используется при решении логических задач.

Пример. Скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что один из них имеет белые, один – черные и один – рыжие волосы, но ни у кого нет волос того цвета, на который указывает его фамилия, - заметил черноволосый» «Ты прав»,-сказал Белов. Какой цвет волос у художника.

Для решения задачи можно воспользоваться морфологическим анализом и составить таблицу (морфологический ящик), используя которую удается простым и наглядным способом найти решение.

Мозговой штурм

В процессе работы над решением задачи этим методом участвуют все учащиеся (возможна работа в группах) выдвигая идеи, которые обсуждаются, используются для развития других идей, комбинируются. Использовать этот метод можно при решении новых типов задач или задач, имеющих различные способы решения, которые нужно найти.

Пример: Цена товара вначале увеличилась на 20%, а потом уменьшилась на 20%. Возможные вопросы:

Увеличилась или уменьшилась в конечном результате цена товара?

На сколько процентов увеличилась или уменьшилась цена товара?

Как правило, в процессе решения дети двигаются от простого к сложному:

- берут конкретную цену товара и проводят вычисления.

- вводят неизвестное и решают задачу с помощью уравнений.

- дают геометрическую интерпретацию задачи, которая с очевидностью дает ответ на первый вопрос и является основой для дальнейших рассуждений при ответе на второй.

Аналогия

Аналогия – сходство предметов (явлений, объектов) в каких либо свойствах. Умозаключение по аналогии – ситуация, когда знание, полученное из рассмотрения одного объекта, переносится на другой, сходный с ним по существенным свойствам.

Пример: Как известно, золотое сечение – способ неравного деления отрезка. Этот способ деления вводится в членении основных масс в архитектуре, соотношений частей тел человека, животных, используется при составлении композиций в живописи. По аналогии найдем присутствие золотого сечения в строении галактик.

Метод инверсии

Инверсия – в переводе с латинского – переворачивание, перестановка, т.е. прием, который предполагает прямые и обратные переходы.

В математике данный метод используется при формулировке обратных задач, при введении отрицательных чисел, при решении задач по симметрии.

Методы технического творчества лучше отработаны при использовании их в учебном процессе начиная с начальной школы, но об использовании данных методов при обучении школьников математике литературы не встречается, хотя они являются ценным дидактическим материалом.
Made on
Tilda