Статья на тему: «Методы воспитания современной школы, применяемые на практике в классе».
Выполнила:
Зайцева Евгения Владимировна
учитель начальных классов
Г.о. Подольск, 2023
Статья на тему: «Методы воспитания современной школы, применяемые на практике в классе».
Процесс воспитания ученика очень сложен. Даже если ясно и четко определено содержание воспитательного процесса и продумана методология, последовательность его осуществления, не сможет быть реализована, если учитель не владеет основными методами воспитательных воздействий на учащихся. Под методами воспитательных воздействий на учеников, или же методами воспитания, подразумеваются способы воздействия воспитателя на сознание, чувства и волю учащихся в целях формирования у них навыков и убеждений поведения. В педагогической теории и практике воспитательной работы наиболее распространено выделение двух основных групп методов воспитания:
· методы, которые способствуют формированию убеждений,
· методы, которые способствую выработке навыков и привычек правильного поведения.
К первой группе методов обычно принято относить методы словесного разъяснения и воздействия на чувства учащихся.
Ко второй группе относятся методы стимулирования и оценки поступков и поведения учащихся, к которым принято относить поощрение и наказание.
Учащиеся школы могут поощряться за:
· успехи в учебе;
· участие и победу в учебных, творческих конкурсах, спортивных состязаниях;
· общественно-полезную деятельность;
· за образцовое выполнение своих обязанностей;
· повышение качества обученности, безупречную учебу;
· достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах;
· за другие достижения в учебной и внеучебной деятельности.
Методы наказания в своей педагогической практике не применяю.
Значение закономерностей протекания процесса воспитания показывает, что в формировании убеждений играют роль не только словесное убеждение и разъяснение, но и практический опыт и упражнения. Упражнения же, которые способствуют выработке навыков и привычек правильного поведения, не могут не опираться на осознание и усвоение норм поведения, что в большинстве случаев достигается с помощью словесных методов разъяснения и убеждения.
Основная образовательная программа реализуется в школах как через урочную, так и через внеурочную деятельность.
Для того, чтобы мотивировать учеников своего класса активнее участвовать во внеурочной деятельности по окончании триместра подводим итоги активности ребят в конкурсах, учебе и мероприятиях, определяем победителя, который награждается кубком, который передается победителю в каждом триместре. Дети стремятся участвовать во всем, чтобы получить кубок.
Воспитательная система класса – это педагогическая работа, которая направлена на организацию жизнедеятельности учеников класса и их воспитания, построенная на целостной и упорядоченной совокупности компонентов для развития каждой личности ученика и класса в целом. Классный руководитель должен организовать воспитательную деятельность в классе так, чтобы:
· создать пространство, в котором каждый ученик мог ощущать себя как личность, беспрепятственно общаясь и успешно получая знания;
· каждый ребёнок мог бы максимально раскрыть свои задатки и способности, улучшить и приобрести новые положительные качества характера.
Формы работы с классным коллективом, которые
применяю в своём классе:
· беседы
· дискуссии
· игры, состязания
· походы и экскурсии
· конкурсы
· общественно полезный и творческий труд
· художественно-эстетическая деятельность
· ролевой тренинг
Методы воспитания.
методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией ( внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждения);
методы упражнений (приручений), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);
методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения ( критика, поощрения, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля,
Для реализации целей и задач воспитательной работ стараюсь внедрить и применять всевозможные формы и методы, например:
· обогащать учебную работу воспитательными моментами, направленными на воспитание понимания у детей общечеловеческих ценностей, национальной культуры.
· проводить внеклассные мероприятия по различным темам, в том числе и с целью развития коммуникативной культуры школьников, развития их творческих способностей.
· активно взаимодействовать с родителями учеников, как в виде проведения родительских собраний, так и в виде проведения индивидуальной работы
· развивать лидерские и организаторские способности учеников путём развития ученического самоуправления
· анализировать уровень учебной работы учащихся
· осуществлять помощь каждому ученику в профессиональном самоопределении
· по каждому из направлений воспитательной деятельности проводить интересные мероприятия, например тематические классные часы, викторины и конкурсы, праздники, игры, турниры и т. д.
Советы, из моего опыта работы, которые могут помочь педагогам качественно организовать воспитательную работу в классе, чтобы она принесла плоды:
· Формируйте воспитательное пространство целостно, стремитесь обеспечению единства его компонентов — обучения и воспитания.
· Определяйте содержание воспитания, его формы и методы с учётом возраста индивидуально-психологических особенностей учеников.
· Всесторонне изучайте детей: их индивидуальные особенности, интересы и склонности. Сохраняйте и анализируйте информацию, которую получили.
· Узнавайте о новых педагогических технологиях, обеспечьте вариативность воспитательной работы.
· Включайте воспитательные элементы в учебный процесс.
· Развивайте детской творчество во всём.
· Учитывайте региональную специфику.
· Ориентируйте учеников на общечеловеческие ценности.
· Воспитывайте высокие гражданские качества, прививайте любовь к Отечеству,
· уважение к людям.
· Взаимодействуйте с семьями учащихся.
Воспитательная деятельность, которую применяю в своём классе включает:
Гражданское воспитание включает: - создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества
Информационная и воспитательная работа реализуется через «Разговоры о важном».
Это не отдельный предмет, по этим занятиям нет аттестации, за них не ставятся оценки. Но это часть внеурочной деятельности, которая, согласно закону «Об образовании», является дополнительной учебной программой.
Темы занятий приурочены к конкретным датам либо строятся вокруг патриотической тематики в целом. В сентябре, например, учителям предлагают провести беседы, привязанные ко Дню знаний, к 165-летию со дня рождения Циолковского, и урок, посвященный пожилым людям (в преддверии Дня пожилого человека 1 октября).
На классном часе «Разговоры о важном» ведем дневник, где отмечаем праздники и события в нашей стране, ребята исполняют гимн, беседуем и обсуждаем предложенные темы по программе.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: - создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности; - формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
Ученики нашего класса являются участниками отряда «Пламя» Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: - развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра.
Принимаем участие в Рождественских встречах, выполняем поделки к празднику.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает: - формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; - формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством: - воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; - формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
Экологическое воспитание включает: - развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
Перед каникулами с ребятами выходим на прогулку у школы, чтобы провести субботник, поговорить об экологических проблемах в природе, понаблюдать за птицами и растениями, поиграть. Ребята получают наклейки и сладкие угощения.
Эстетическое воспитание. В широком смысле означает превращение эстетической культуры общества в эстетическую культуру личности. Эстетическая культура — один из компонентов духовной.
Правовое воспитание. Направлено на формирование высокой правовой культуры школьников, повышение уровня их правосознания.
Экономическое воспитание. Направлено на формирование экономического мышления как высшей формы активного отражения объективной реальности, объективного познания явлений экономической жизни и законов, методами формирования сознания являются: беседа, рассказ, лекция, пример, диспут, убеждение, анализ воспитывающих ситуаций.