Статьи

Мультимедийные компьютерные игры - викторины в познавательном развитии дошкольников. Автор: Воловикова Наталья Алексеевна

Мультимедийные компьютерные игры - викторины

в познавательном развитии дошкольников.

В настоящее время успешное обучение совсем не связано с тем, умеет ли ребёнок читать, писать, считать. Всё чаще обращается внимание на то, умеет ли он передавать свои мысли грамотно, связно, обширно, умеет ли он анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы.

Как же всему этому его научить? Конечно же, через игру. Игра является одним из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном возрасте. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные и поведенческие качества.

Для целенаправленного планирования игровой деятельности используется классификация игр детей дошкольного возраста Светланы Новоселовой, в которой отдельным видом среди досуговых игр, организуемых по инициативе взрослого, выделены интеллектуальные игры.

Пожалуй, каждый слышал о таком понятии, как интеллект. Но сформулировать, что это такое, может не каждый. Единого мнения на этот счет нет даже у учёных. Если описывать коротко, то интеллект - это способность личности к познанию, осмыслению и решению задач. Известно, что 70 % нейронных связей головного мозга образуется в возрасте до 7 лет. А значит, это самый благоприятный период для развития интеллекта. Ведь он фундамент будущей успешности ребёнка.

Игра, называемая интеллектуальной, представляет собой индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения мыслительных способностей человека, его ума в условиях ограниченного времени и соревнования. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.

Для наиболее эффективной реализации всех этапов интеллектуальных игр, мы применяем современные образовательные технологии, включая информационные компьютерные технологии. Использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Мир современных детей – это компьютерные технологии. (компьютерные игры, игровые приставки, электронные игрушки и др.) Дети воспринимают информацию посредством интернет и телевидения, но эта информация не всегда полезна. Поэтому одним из средств повышения познавательного развития и совершенствования обучения современного дошкольника является работа по созданию понятных электронных дидактических и познавательных игр. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.

Техническими достоинствами являются быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.

Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, информационные технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

«Детская природа требует наглядности» К. Д. Ушинский

Использование ИКТ технологий, мультимедийных игр обеспечивает такую наглядность, способствующую лучшему восприятию и активному запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Существует большое многообразие интеллектуальных игр. Условно их можно разделить на 2 группы: викторины и стратегии.

Викторина – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.

Стратегия – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий и поступков.

Остановлюсь на наиболее многофункциональной форме интеллектуальной игры – викторине или, как это модно сейчас говорить, квизе (quiz), которая в развлекательной форме позволяет решать задачи, в том числе и дидактические, различных образовательных областей дошкольного образования.

Инструменты, с помощью которых создаётся игра:

АНИМАЦИЯ–эффект, который применяется к выбранному объекту на слайде.

ГИПЕРССЫЛКА- чтобы отобразить связанные сведения в Интернете, или быстро перейти к другому слайду

ТРИГГЕР-это объект на слайде (рисунок, надпись, фигура), при нажатии на который запускается анимация одного или нескольких объектов.

На игровом поле эффективно расположение вопросов разной степени сложности с оцениванием разным количеством баллов, что позволяет формировать у детей адекватную самооценку и здоровые амбиции. Также целесообразно использовать звуковые и световые сигналы для определения готовности к ответу. В заданиях используется графический или наглядный материал. Разнообразные и интересные виды заданий предотвращают утомление детей, поддерживают познавательную активность, формируют успешность детей, повышают мотивацию и эффективность работы в целом.

Рассмотрим пример интеллектуальной игры-викторины, для закрепления и подведения итогов полученных знаний по теме «Бескрайний космос».

На игровом поле отображаются вопросы по блокам. Задания предполагают разную сложность и в зависимости от этого оцениваются большим или меньшим количеством баллов.

Например, мы выбираем какой-то вопрос, нажимаем на него, появляется задание («Ответь на вопрос», «Отгадай загадку», «Доскажи словечко», «Назови имя»)

После ответа команд идёт проверка, т.е. правильный ответ.

И с помощью гипперссылки, переходим на игровое поле.

В результате анализа проведения интеллектуальной игры – викторины по средствам мультимедийной презентации, сделаны следующие выводы:

1. Участие в игре – викторине, служит закреплением полученных знаний.

2. Игра прекрасное средство развития. Она не только дает дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей и личностных качеств каждого участника.

3. Содействует сплочению коллектива, развитию коммуникативных навыков детей. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке - всем тем волевым качествам, без которых нельзя стать образованным человеком

4. Создаёт условия для речевого развития дошкольников.

Дозированное использование развивающих, мультимедийных заданий, способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным, компьютерным играм».









Made on
Tilda