ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ
Мержоева Фатима Даудовна
учитель истории
ГБОУ «СОШ№17 с.п.Верхние Ачалуки»
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности преподавания истории, обществознания на основе изучения и анализа нормативных документов, регламентирующих педагогический процесс в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). В результате практической деятельности в области преподавания предметов дано теоретическое обоснование вопросов повышения качества преподавания истории, обществознания на всех ступенях школьного образования, автором выявлен ряд проблем, связанных с реализацией новых требований к процессу обучения детей в средней школе.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, Историко-культурный стандарт, Новая концепция исторического образования, школьное образование, преподавание истории, преподавание обществознания
Современное российское общество переживает период развития новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике, общественной деятельности, системе образования, формирования основ правового государства и гражданского общества. Всем гражданам России, в том числе и молодежи необходимо определить свое положение в этом обществе, правильно расставить приоритеты, осмыслить ответственность за свои поступки. В условиях современной школы образовательный процесс строится на совокупности требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию для единства образовательного пространства Российской Федерации, преемственности основных образовательных программ.
Методическая значимость ранжирования системы преподавания истории и обществознания в школе заключается в воспитательной направленности педагогической работы. Поэтому содержание данных гуманитарных наук взаимосвязано с воспитательной деятельностью, такой как воспитание патриотическое – формирование любви к своему Отечеству, чувства гордости за свой народ, гражданского достоинства, готовности к защите своего государства, народа; воспитание нравственное – моральные качества личности, формирование навыков, привычек поведения, проектирование собственного нравственного развития с позиции добра и зла, недопустимость противоправного поведения; воспитание экологическое – бережное отношение к природе, окружающей среде, ответственность за несоблюдение законов по охране экологии, не загрязнение экологического пространства; воспитание историческое – бережное отношение к памятникам исторического наследия своей страны, своего региона, защита и недопустимость их разрушения, воспитание правовое – правовое сознание и поведение, правильное восприятие и толкование законов, подзаконных актов, правовых норм, обязанностей, уважение к законам, недопустимость их нарушения.
Школьники – они же молодые граждане нашей страны, ее будущее, не только знакомятся с накопленным мировым, отечественным опытом в области исторических и общественных наук, но также активно участвуют в обсуждениях, приобретают навыки получения и анализа информации из различных источников, применяют полученные на занятиях знания в рамках проектной деятельности, при подготовке творческих работ, участвуют в диспутах, круглых столах, дебатах, мозговых штурмах и других интерактивных методах изучения истории и обществознания.
Нельзя не упомянуть при реализации исторического образования об историко-культурном стандарте, или Новой концепции, которая «предполагает создание высоких требований современного общества к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям российской истории, развитием отечественной и мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний. Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие познавательных и социально- значимых компетентностей учащихся» [1, с. 3].
Стандарт предполагает использовать при подготовке соответствующей линейки школьных учебников соотношение событий и процессов всеобщей истории с синхронизацией российского исторического процесса с общемировым, что может перегрузить объем информации для запоминания школьником. Новая концепция преподавания истории предусматривает отведение на изучение Всеобщей истории 1/3 учебного времени, а на изучение истории России 2/3 учебного времени. На примере изучения Средневековья, охватывающего собой VI-ХV века, а это десять веков, как можно подростку 12-13 лет усвоить всю информацию за 22-24 учебных часа, Также Новая концепция призывает к увеличению числа часов (параграфов) по истории культуры, истории повседневности жизни различных общественных слоев.
«История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории» [1, с. 6], что тоже может «перегрузить» информационный запас учащегося. Не говоря уже о предмете «Россия в мире» для старшеклассников, которого нет в учебных планах большинства образовательных организаций.
«В связи с изменениями в системе среднего общего образования в начале XXI в. не могли не вызвать модернизации высшей педагогической школы», которая, как отмечает Н. Ф. Иванцова, «осуществляется на западный манер» [2, с. 4]. Согласно Е. А. Румбешта и А. С. Бычковой, «новый стандарт направлен на качественное изменение российского школьного образования. Стандарт – это способ встраивания нашей образовательной системы в общемировую систему на основе повышения качества российского образования, это – создание условий для успешной социализации выпускников школы в условиях вызовов современного общества, это – формирование способностей, качеств, умений людей, живущих на одной планете и обеспечивающих ее будущее» [3, с. 170]. Похожая ситуация складывается и в системе среднего общего образования, где принятые государством образовательные стандарты, указывают на то, каким должен быть выпускник современной школы, каких результатов он достиг, какие универсальные учебные действия по ФГОС он освоил. Учителя школ, отвечающие за качество образования учащихся, вынуждены работать в соответствии с принятыми стандартами, хотя не все пункты стандартов они одобряют, а также постоянное изменение образовательных стандартов может приводить к неопределенности образовательного процесса.
Предлагаемый в настоящее время учебный план в средней школе предусматривает изучение истории с 5-го по 11-й класс в объеме двух часов в неделю на базовом уровне. На изучение обществознания отводится по 1 часу в неделю в основной общей школе с 6-го по 9-й класс, в старших классах на право отводится по 0,5 часа в неделю. Такое распределение учебного времени непозволительно мало. Изучать обществознание по 1 часу в неделю в течение четырех лет в основной школе крайне мало, с учетом того, что большинство выпускников 9 классов (руководствуюсь личным опытом) выбирают в качестве ОГЭ именно этот предмет. Основное предопределения предмета «Обществознания» и «Права» в школе— социализация школьника, его приспособление к общественной жизни, формирование мировоззрения, основанного на правильном поведении, не нарушающем закон, знакомство с правовыми идеями, правоохранительными органами, системой права в целом. Сделать это можно только в соотношении с курсом «Истории», в процессе изучения развития, становления общества, права, государства.
После перехода всех школ на линейную систему изучения истории, не утихают споры о том, какая все-таки система исторического образования лучше, новая, линейная или концентрическая. На сегодняшний день большинство ученых пришли к мнению, что линейки лучше концентров. И новая Концепция исторического образования требует линейной системы. Девятиклассники, покидающие школу после 9-го класса, получая основное общее образование и продолжающие свое образование в профессиональных колледжах изучают историю поверхностно, иногда, даже без курса Всеобщей истории, так как многие преподаватели колледжей уверены, что подростки должны иметь хотя бы беглые представления об истории ХХ века, а в ее контексте, представления об истории России. И, продолжая обучение в профессиональных учебных заведениях среднего звена, историческое образование предполагает собой подготовку различных рефератов, сообщений о событиях, персонажах истории, что не дает достоверных знаний всем участникам образовательного процесса.
Итак, до сих под среди учительского сообщества существует множество споров и мнений. Какую систему изучения истории выбрать? Какая система имеет реальные преимущества? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Применение концентрической системы позволяет вернуться к изучению истории Древности и Средних веков в старшем звене школы, особенно это может помочь тем школьникам, которые собираются сдавать ЕГЭ по истории. Но есть свои преимущества и у линейной системы, которая позволяет не дублировать содержание курсов истории, а выстраивать линии непосредственного соприкосновения, что позволит улучшить единство образовательного пространства в школе.
И, немаловажный фактор – повышение уровня подготовки учителей. Иногда учителя с первой и высшей категорией, на уроках делают грубые ошибки, сообщают детям недостоверные исторические сведения, которые ученые-историки давно исключили из необходимости доведения таких знаний до школьников. К сожалению, не все курсы повышения квалификации эффективны, иногда учителя их проходят фиктивно, молодые специалисты, заканчивающие ВУЗы не спешат становиться учителями в школе, а нередко в школах работают педагоги, которые окончили ВУЗы двадцать-тридцать лет назад,
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что современное российское общество во многом разделено различными взглядами как на прошлое, так и на ситуации современности. Реализация ФГОС во многом позволяет сформировать у учащихся школы знания и навыки. Но учителя, которые составляют рабочие программы, готовятся к урокам в условиях реализации ФГОС не всегда успевают идти «в ногу со временем», так как на смену одним стандартам приходят другие. Повышение уровня учебной мотивации обучающихся в преподавании истории, обществознания и права заключается в том, чтобы сформировать у них культуру мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству, окружающим людям, сформировать нравственные ценности, такие как патриотизм, гражданственность, человеческое достоинство.
Список источников
1. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн. С.1-6.
2. Иванцова Н. Ф. Проблема преемственности в условиях реформирования средней и высшей школы России в начале XXI века // Гуманитарные науки и образование в контексте формирования ис- торического мышления: труды Всероссийской научно-практической конференции (12–13 мая 2005 г.). Бийск: Бийский педагогический гос. университет им. В. М. Шукшина, 2005. С. 4–8.
3. Румбешта Е. А., Бычкова А. С. Подготовка учителя к реализации ФГОС в плане формирования и оценки результатов образовательных достижений учащихся // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 13 (141). С. 170–176.
Мержоева Фатима Даудовна
учитель истории
ГБОУ «СОШ№17 с.п.Верхние Ачалуки»
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности преподавания истории, обществознания на основе изучения и анализа нормативных документов, регламентирующих педагогический процесс в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). В результате практической деятельности в области преподавания предметов дано теоретическое обоснование вопросов повышения качества преподавания истории, обществознания на всех ступенях школьного образования, автором выявлен ряд проблем, связанных с реализацией новых требований к процессу обучения детей в средней школе.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, Историко-культурный стандарт, Новая концепция исторического образования, школьное образование, преподавание истории, преподавание обществознания
Современное российское общество переживает период развития новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике, общественной деятельности, системе образования, формирования основ правового государства и гражданского общества. Всем гражданам России, в том числе и молодежи необходимо определить свое положение в этом обществе, правильно расставить приоритеты, осмыслить ответственность за свои поступки. В условиях современной школы образовательный процесс строится на совокупности требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию для единства образовательного пространства Российской Федерации, преемственности основных образовательных программ.
Методическая значимость ранжирования системы преподавания истории и обществознания в школе заключается в воспитательной направленности педагогической работы. Поэтому содержание данных гуманитарных наук взаимосвязано с воспитательной деятельностью, такой как воспитание патриотическое – формирование любви к своему Отечеству, чувства гордости за свой народ, гражданского достоинства, готовности к защите своего государства, народа; воспитание нравственное – моральные качества личности, формирование навыков, привычек поведения, проектирование собственного нравственного развития с позиции добра и зла, недопустимость противоправного поведения; воспитание экологическое – бережное отношение к природе, окружающей среде, ответственность за несоблюдение законов по охране экологии, не загрязнение экологического пространства; воспитание историческое – бережное отношение к памятникам исторического наследия своей страны, своего региона, защита и недопустимость их разрушения, воспитание правовое – правовое сознание и поведение, правильное восприятие и толкование законов, подзаконных актов, правовых норм, обязанностей, уважение к законам, недопустимость их нарушения.
Школьники – они же молодые граждане нашей страны, ее будущее, не только знакомятся с накопленным мировым, отечественным опытом в области исторических и общественных наук, но также активно участвуют в обсуждениях, приобретают навыки получения и анализа информации из различных источников, применяют полученные на занятиях знания в рамках проектной деятельности, при подготовке творческих работ, участвуют в диспутах, круглых столах, дебатах, мозговых штурмах и других интерактивных методах изучения истории и обществознания.
Нельзя не упомянуть при реализации исторического образования об историко-культурном стандарте, или Новой концепции, которая «предполагает создание высоких требований современного общества к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям российской истории, развитием отечественной и мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний. Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие познавательных и социально- значимых компетентностей учащихся» [1, с. 3].
Стандарт предполагает использовать при подготовке соответствующей линейки школьных учебников соотношение событий и процессов всеобщей истории с синхронизацией российского исторического процесса с общемировым, что может перегрузить объем информации для запоминания школьником. Новая концепция преподавания истории предусматривает отведение на изучение Всеобщей истории 1/3 учебного времени, а на изучение истории России 2/3 учебного времени. На примере изучения Средневековья, охватывающего собой VI-ХV века, а это десять веков, как можно подростку 12-13 лет усвоить всю информацию за 22-24 учебных часа, Также Новая концепция призывает к увеличению числа часов (параграфов) по истории культуры, истории повседневности жизни различных общественных слоев.
«История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории» [1, с. 6], что тоже может «перегрузить» информационный запас учащегося. Не говоря уже о предмете «Россия в мире» для старшеклассников, которого нет в учебных планах большинства образовательных организаций.
«В связи с изменениями в системе среднего общего образования в начале XXI в. не могли не вызвать модернизации высшей педагогической школы», которая, как отмечает Н. Ф. Иванцова, «осуществляется на западный манер» [2, с. 4]. Согласно Е. А. Румбешта и А. С. Бычковой, «новый стандарт направлен на качественное изменение российского школьного образования. Стандарт – это способ встраивания нашей образовательной системы в общемировую систему на основе повышения качества российского образования, это – создание условий для успешной социализации выпускников школы в условиях вызовов современного общества, это – формирование способностей, качеств, умений людей, живущих на одной планете и обеспечивающих ее будущее» [3, с. 170]. Похожая ситуация складывается и в системе среднего общего образования, где принятые государством образовательные стандарты, указывают на то, каким должен быть выпускник современной школы, каких результатов он достиг, какие универсальные учебные действия по ФГОС он освоил. Учителя школ, отвечающие за качество образования учащихся, вынуждены работать в соответствии с принятыми стандартами, хотя не все пункты стандартов они одобряют, а также постоянное изменение образовательных стандартов может приводить к неопределенности образовательного процесса.
Предлагаемый в настоящее время учебный план в средней школе предусматривает изучение истории с 5-го по 11-й класс в объеме двух часов в неделю на базовом уровне. На изучение обществознания отводится по 1 часу в неделю в основной общей школе с 6-го по 9-й класс, в старших классах на право отводится по 0,5 часа в неделю. Такое распределение учебного времени непозволительно мало. Изучать обществознание по 1 часу в неделю в течение четырех лет в основной школе крайне мало, с учетом того, что большинство выпускников 9 классов (руководствуюсь личным опытом) выбирают в качестве ОГЭ именно этот предмет. Основное предопределения предмета «Обществознания» и «Права» в школе— социализация школьника, его приспособление к общественной жизни, формирование мировоззрения, основанного на правильном поведении, не нарушающем закон, знакомство с правовыми идеями, правоохранительными органами, системой права в целом. Сделать это можно только в соотношении с курсом «Истории», в процессе изучения развития, становления общества, права, государства.
После перехода всех школ на линейную систему изучения истории, не утихают споры о том, какая все-таки система исторического образования лучше, новая, линейная или концентрическая. На сегодняшний день большинство ученых пришли к мнению, что линейки лучше концентров. И новая Концепция исторического образования требует линейной системы. Девятиклассники, покидающие школу после 9-го класса, получая основное общее образование и продолжающие свое образование в профессиональных колледжах изучают историю поверхностно, иногда, даже без курса Всеобщей истории, так как многие преподаватели колледжей уверены, что подростки должны иметь хотя бы беглые представления об истории ХХ века, а в ее контексте, представления об истории России. И, продолжая обучение в профессиональных учебных заведениях среднего звена, историческое образование предполагает собой подготовку различных рефератов, сообщений о событиях, персонажах истории, что не дает достоверных знаний всем участникам образовательного процесса.
Итак, до сих под среди учительского сообщества существует множество споров и мнений. Какую систему изучения истории выбрать? Какая система имеет реальные преимущества? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Применение концентрической системы позволяет вернуться к изучению истории Древности и Средних веков в старшем звене школы, особенно это может помочь тем школьникам, которые собираются сдавать ЕГЭ по истории. Но есть свои преимущества и у линейной системы, которая позволяет не дублировать содержание курсов истории, а выстраивать линии непосредственного соприкосновения, что позволит улучшить единство образовательного пространства в школе.
И, немаловажный фактор – повышение уровня подготовки учителей. Иногда учителя с первой и высшей категорией, на уроках делают грубые ошибки, сообщают детям недостоверные исторические сведения, которые ученые-историки давно исключили из необходимости доведения таких знаний до школьников. К сожалению, не все курсы повышения квалификации эффективны, иногда учителя их проходят фиктивно, молодые специалисты, заканчивающие ВУЗы не спешат становиться учителями в школе, а нередко в школах работают педагоги, которые окончили ВУЗы двадцать-тридцать лет назад,
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что современное российское общество во многом разделено различными взглядами как на прошлое, так и на ситуации современности. Реализация ФГОС во многом позволяет сформировать у учащихся школы знания и навыки. Но учителя, которые составляют рабочие программы, готовятся к урокам в условиях реализации ФГОС не всегда успевают идти «в ногу со временем», так как на смену одним стандартам приходят другие. Повышение уровня учебной мотивации обучающихся в преподавании истории, обществознания и права заключается в том, чтобы сформировать у них культуру мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству, окружающим людям, сформировать нравственные ценности, такие как патриотизм, гражданственность, человеческое достоинство.
Список источников
1. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн. С.1-6.
2. Иванцова Н. Ф. Проблема преемственности в условиях реформирования средней и высшей школы России в начале XXI века // Гуманитарные науки и образование в контексте формирования ис- торического мышления: труды Всероссийской научно-практической конференции (12–13 мая 2005 г.). Бийск: Бийский педагогический гос. университет им. В. М. Шукшина, 2005. С. 4–8.
3. Румбешта Е. А., Бычкова А. С. Подготовка учителя к реализации ФГОС в плане формирования и оценки результатов образовательных достижений учащихся // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 13 (141). С. 170–176.