Статьи

Развитие историко-познавательных знаний. Автор: Фадеева Надежда Николаевна

Фадеева Надежда Николаевна

Развитие историко-познавательных знаний.

В настоящее время в России происходит становление новой модели образования, ориентированной на системно-деятельностный подход. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует формированию познавательной деятельности учащихся. Поэтому сегодня так актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно ставить и реализовывать цели, делать правильный выбор, анализировать возникающие проблемы и осознанно оценивать свою деятельность. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач. Ориентация педагогики и методики преподавания истории на формирование у школьников качеств творческой личности ставит перед необходимостью включения всех участников образовательного процесса в активную познавательную деятельность, которая выступает универсальным механизмом развития личности ребенка.

С.Л. Рубинштейн писал, что благодаря познавательным возможностям учащиеся могут анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить им оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений. Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый урок стал для школьника, с одной стороны, открытием своих возможностей, а с другой – расширял собственные представления об окружающей действительности.

Современный урок должен быть прежде всего эффективным по содержанию и достаточно ярким и запоминающимся. Эффективность урока определяется его результатами в образовании, воспитании и развитии учащихся, достигнутыми при рациональной, без перегрузки, затрате времени и усилий учителя и учащихся. Познавательные возможности связанны не только с содержанием учебного материала, но и целями урока. Именно цели, составленные на основе содержания к познавательным возможностям класса, могут указать, как работать над содержанием урока, чтобы оно было действительно оптимальным для данного класса. Именно цели показывают, какие образы, понятия, идеи, закономерности или их существенные признаки предстоит усвоить учеником в доступной форме для полноценного исторического образования, какие взгляды, убеждения и чувства будет формировать содержание этого урока, какие познавательные способности и умения учащихся будут развиваться на этом уроке. Приемы и средства преподавания учителя, избранные с учетом познавательных возможностей учащихся, могут разъяснить или, наоборот затушевать, изложить проблемно сущность теоретического материала. Первое, необходимо для слабых, а второе, для сильных учащихся. Приемы и средства помогают усилить образное звучание и эмоциональную выразительность главных исторических фактов, их важнейших составных частей и деталей, передать кратко и сжато не главные факты, а другой аналогично им фактический материал. То и другое необходимо всем ученикам класса.

Каждый свой урок я начинаю с короткого рассказа о событиях, которые произошли в разные годы в этот день в России и зарубежных странах. Привлекаю к урокам материалы периодической печати, приучаю ребят смотреть информационные программы. Учащиеся самостоятельно проводят параллель с историческими событиями в стране в разные периоды и проводят анализ со историей современной России и всего мира. Это даёт возможность учащимся проявить себя как исследователям. Для активизации познавательной активности учащихся и их интереса к предмету на уроках использую дидактические игры:

· Словарное лото.

· Хронологическое лото.

· Словарная дуэль.

· Хронологическая дуэль.

· Словарная или хронологическая разминка.

· Словарный аукцион.

· Угадай слово.

· Светофор.

· Разгадай кроссворд.

Эти виды работы можно проводить на различных типах уроков: комбинированный урок, урок повторения и закрепления, урок-практикум и другие.

В обучении главной является учебная деятельность учащихся, так как обучение - это в конечном итоге познание учениками содержания учебного предмета. Познавая исторический материал, учащиеся усваивают его теоретический, фактологический и воспитательный потенциалы: главные исторические факты, законы общественного развития, мировоззренческие идеи и способы деятельности, в ходе познания вырабатывают у себя личностное отношение к прошлым и текущим современным событиям общественной жизни, удовлетворяют свои духовные запросы и интересы, развивают познавательные умения и способности, волю, эмоции, чувства.

Путем структурно-функционального анализа в качестве главного теоретического положения в содержании урока выделяются основные события в государственной жизни страны, экономике и культуре. Хорошо подготовленным ученикам нагрузку нужно усилить теоретическим и практическим материалом.

После ознакомления с материалом, учитель последовательно предложит учащимся на выбор два задания: одно связано с простым воспроизведением, а другое - с преобразованием изученного.

Хорошо подготовленные и некоторые из среднеподготовленных учащихся могут воспользоваться более сложным заданием. Оно требует указать причины главных событий и конкретизировать каждую из них соответствующими фактами. Перед сообщением сложного задания учитель может дать менее сложное, разделив его на вопросы. Для ответа на задание вызовет слабых учеников. Они расскажут содержание. Последующие ответы сильных учащихся дополнят, углубят и конкретизируют знания слабых учеников.

Работа учащихся с теоретическим материалом будет развивать их исторические мышление, внимание, образное восприятие, воссоздающее воображение, речь, эмоции, чувства учеников, содействовать развитию умения усваивать главные исторические факты в наглядно-образной эмоциональной форме.

В процессе изучения темы используются информационные технологии. Отдельные ученики заранее готовят презентацию по теме. При подготовке они могут использовать несколько вариантов презентаций: лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание выступление обучающихся; « плакаты»- это демонстрация иллюстраций, фотографий; « тройное действие»- визуальные материалы с надписями. Учащиеся самостоятельно выбирают вид презентации. Данная работа на уроке непосредственно будет способствовать познавательной активности школьников. К тому же, для закрепления материала может использоваться презентация с заданиями различного уровня: тесты, кроссворд и другие. Это может заранее подготовить один из учеников или сам учитель.

Для формирования познавательной активности учитель может использовать опережающие задания. К примеру, доклады, исторические справки, составить портрет исторического деятеля.

Одной из форм работы с учащимися, я использую уроки-диспуты. Она включает различные этапы познавательной активности учащихся. Например, урок-диспут по теме: «Плюсы и минусы политики Н.С.Хрущёва». Учащиеся были разделены на две группы по желанию. Каждая из групп подготовила дополнительный материал и вопросы для проведения диспута. В итоге была дана обобщающая оценка реформам Н.С.Хрущёва. Каждый из учеников имел свою роль в группе. Все были задействованы в процессе проведения диспута.

При работе с историческими документами у учеников активизируется такие познавательные процессы как мышление, воображение, память, что способствует более плодотворному и углубленному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. Также у учеников вырабатываются умения работать и думать самостоятельно, то есть, читать документы, их анализировать, извлекать информацию, оценивать значение документов прошлого и настоящего. Работа с историческими источниками имеет огромное значение для развития познавательных возможностей учащихся, так как представляет собой возможность практического ознакомления учащихся с методом исторического исследования. С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда учащиеся осуществляют знакомство с внешним видом документа. Источник делает рассказ учителя ярким и живым, а выводы более убедительными. Также ценность документа состоит в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких картин и образов прошлого, создает ощущение духа эпохи. Работа с историческим источником должна быть интересной, увлекательной и направленной на стремление понять источник, увидеть за ним реалии прошлого. Для этого нужно использовать все известные методические приемы и средства, которые могут заинтересовать учащихся.

В своей работе на уроках истории при изучении различных тем я привлекаю краеведческий материал. Нравственное восприятие темы « Великая Отечественная война» усиливается, если на уроке включить материал, который учащиеся подготовили заранее о судьбе своих родственников в годы войны.

Таким образом, познавательные возможности учащихся - это основные процессы и качества человека, которые способствуют всестороннему развитию личности учащихся, а также успешному осуществлению учебной деятельности. Под руководством учителя ребята открывают для себя сущность и значение тех или иных законов и явлений, которые уже открыты наукой. Учебная деятельность по истории, состоящая из разнообразных заданий, дискуссий, игр творческого характера во многом способствует развитию познавательных возможностей учащихся. Данные способности у каждого ребенка выражены по-разному: одни ребята лучше запоминают учебный материал, другие - воспринимают зрительно, а у третьих лучше работают мыслительные процессы. Задача учителя состоит в выявлении этих особенностей учащихся и в стремлении полноценно их развивать. Чтобы добиться успеха в обучении истории, нужно учитывать данные педагогики, методических и психологических исследований в решении проблемы, чему учить и как учить.
Made on
Tilda