Семёнова Ирина Викторовна
Методист МАУ ДО ДЮЦ «Фаворит» г.Перми
Методики развития профессиональных компетенций педагогических работников дополнительного образования
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в дополнительном образовании является ориентация на развитие личности ребенка, развитие навыков, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы.
Поэтому в качестве основной задачи в системе образования выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личности ребенка.
Неотъемлемой составляющей профессионализма педагога является его профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности [27].
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
- Умение прогнозировать успешность учебно-воспитательного процесса, включающее диагностику личности ребенка и детского коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных обучающихся; анализировать педагогические ситуации.
- Умение определять:
конкретные цели обучения,
ставить задачи,
отбирать содержание учебного материала,
выбирать оптимальные методы, формы и средства организации учебно-воспитательского процесса, конструирования педагогических ситуаций [22].
- Умение реализовать учебно-воспитательный процесс, создать для этого необходимые условия, активизировать личность ребенка, его деятельность; организовать и развивать совместную деятельность; обеспечить связи образовательного учреждения со средой.
- Умение рефлексировать свою профессиональную деятельность и вносить коррективы, оптимизирующие последующую деятельность [22].
Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, реализует себя как личность в данной сфере, и который достигает хороших результатов в обучении и воспитании детей.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью меняться и педагогу, постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность.
Ведь основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию [35].
А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Поэтому в настоящее время повышается спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития и совершенствования профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- научно-исследовательская деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых образовательных технологий;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
- обобщение собственного педагогического опыта; создание публикаций,
- использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ),
- интернет-проекты и фестивали открытых уроков,
- встречи с деятелями образования и идеологами
Также очень важную роль играет индивидуальная работа по самообразованию педагога. Это [42]:
- посещение семинаров, конференций, занятий коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами в учреждении, в районе и в Интернете;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- участие в профессиональных конкурсах (в том числе и в Интернете);
- помещение своих разработок в средствах массовой информации, на сайтах.
В современных условиях развития образования, все это становится объективной необходимостью. Но не один из перечисленных путей не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности [48].
Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием дополнительного образования, что способствует развитию его профессионализма [40].
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Следует отметить, что часто педагоги дополнительного образования не имеют профессионально-педагогической подготовки, и решение ими учебно - воспитательных задач происходит интуитивно.
В сложившейся ситуации большую роль играют курсы повышения квалификации и курсы переподготовки работников дополнительного образования, основная цель которых, как составной части непрерывного образования, - подготовка специалистов, обладающих современными знаниями, организаторскими способностями, умениями решать нестандартные задачи в условиях постоянно меняющейся внешней среды [22].
Говоря о профессиональной компетентности педагога, нельзя не сказать о создании портфолио педагога. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития.
С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, так как здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
С 29 декабря 2012 года вступил в силу закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Согласно п.2 ст. 49 проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Применение данной нормы регулируется приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», где обозначены цели, задачи, принципы аттестации, а также регулирование проведения аттестационных процедур [5]. В связи с этим до принятия соответствующего нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти аттестацию на соответствие занимаемой должности следует проводить образовательными организациями самостоятельно.
Ведение собственного блога или сайта тоже является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт.
Вообще, современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса.
Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повысились возможности его самообразования [18].
Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Они:
Развитие профессиональных компетенций педагогических работников дополнительного образования является ключевым аспектом в современном образовательном процессе. В целях обеспечения успешной профессиональной деятельности педагогов, которые работают с учащимися во внеучебное время, разработаны различные методики, позволяющие повышать качество образования и достигать наилучших результатов.
Одной из самых распространенных методик является система профессионального развития педагогических работников дополнительного образования, основанная на обмене опытом и знаниями между педагогами. Это позволяет создать благоприятную и поддерживающую обстановку для роста профессиональных компетенций.
Межпедагогический обмен опытом дает возможность не только освоить новые подходы и методики, но и обмениваться наработками, адаптировать их под свою работу и усовершенствовать свои профессиональные навыки. Данная методика активно используется в форме обучающих семинаров, практических занятий и мастер-классов.
Еще одним важным аспектом развития профессиональных компетенций педагогических работников является постоянное обновление и совершенствование учебного плана и программы образовательных курсов. Обновление материалов позволяет педагогам быть в курсе современных тенденций и требований образовательной среды.
Адаптирование программы под актуальные потребности помогает педагогам стать более гибкими и адаптивными, а также способствует повышению их профессионального уровня [16].
Кроме того, разработка индивидуальных программ профессионального развития педагогических работников является неотъемлемой частью в эффективных методиках развития профессиональных компетенций. Каждый педагог имеет свои сильные и слабые стороны, а также свои профессиональные интересы и амбиции.
Определение индивидуального плана профессионального развития помогает педагогу сфокусироваться на собственных потребностях и достичь наилучших результатов. Разработка индивидуальных программ регулярно применяется в дополнительном образовании, чтобы помочь каждому педагогу реализовать свой профессиональный потенциал.
Раскрытие потенциальных профессиональных возможностей и устремлений в индивидуальном образовательном маршруте педагогических работников реализуется через участие в очных или заочных профессиональных конкурсах.
Таким образом, множество методик развития профессиональных компетенций педагогических работников дополнительного образования позволяют создавать условия для роста и развития квалифицированных педагогов.
Обучение с использованием обмена опытом, обновление учебных материалов и разработка индивидуальных программ профессионального развития способствуют повышению качества образования и успешной деятельности педагогических работников.
Также говоря о профессиональном развитии педагога необходимо помнить, что формальной оболочкой, подтверждающей «развитие» являются только курсы повышения квалификации и процедура аттестации. Можно безгранично участвовать в педагогических конференциях, конкурсах; писать статьи в различных журналах; создавать профессиональные педагогические сайты; давать открытые уроки, мастер-классы; организовывать и проводить семинары по диссеминации педагогического опыта, но только по окончании курсов повышения квалификации педагог получает формализованное подтверждение (сертификат, свидетельство, удостоверение) того, что он повысил свой профессиональный уровень.
Развитие компетенций педагогических работников представляет одну из важнейших задач в образовательной сфере. В условиях постоянно меняющегося общества и быстро развивающейся технологической среды, педагоги должны обладать современными знаниями и умениями, чтобы успешно реализовывать свою профессиональную деятельность.
Профессиональные стандарты играют ключевую роль в обеспечении развития компетенций педагогических работников. Они устанавливают четкие требования к профессиональным навыкам и знаниям, необходимым для эффективной работы в образовательном процессе. Стандарты определяют основные области компетенций педагога, такие как умение планировать и организовывать учебный процесс, адаптироваться к индивидуальным потребностям учащихся, применять современные образовательные методы и технологии, оценивать результаты обучения и проводить коррекцию образовательных программ.
Реализация профессиональных стандартов в обеспечении развития компетенций педагогических работников требует разработки системы профессионального обучения и поддержки. Важно создать условия для постоянного повышения квалификации педагогов, обеспечить доступность и актуальность образовательных программ, а также разработать механизмы оценки и признания профессиональных достижений.
Для успешной реализации профессиональных стандартов необходимо также установление тесного партнерства между образовательными организациями, профессиональными сообществами и работодателями. Совместная работа и обмен опытом способствуют развитию профессионального роста педагогических работников, обогащению их знаний и умений.
Обеспечение развития компетенций педагогических работников – это многогранный процесс, требующий постоянного совершенствования и сопровождения. Профессиональные стандарты являются важным инструментом в этом процессе, обеспечивая высокий уровень профессионализма педагогов и создавая благоприятные условия для качественного образования нового поколения.
Методист МАУ ДО ДЮЦ «Фаворит» г.Перми
Методики развития профессиональных компетенций педагогических работников дополнительного образования
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в дополнительном образовании является ориентация на развитие личности ребенка, развитие навыков, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы.
Поэтому в качестве основной задачи в системе образования выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личности ребенка.
Неотъемлемой составляющей профессионализма педагога является его профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности [27].
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
- Умение прогнозировать успешность учебно-воспитательного процесса, включающее диагностику личности ребенка и детского коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных обучающихся; анализировать педагогические ситуации.
- Умение определять:
конкретные цели обучения,
ставить задачи,
отбирать содержание учебного материала,
выбирать оптимальные методы, формы и средства организации учебно-воспитательского процесса, конструирования педагогических ситуаций [22].
- Умение реализовать учебно-воспитательный процесс, создать для этого необходимые условия, активизировать личность ребенка, его деятельность; организовать и развивать совместную деятельность; обеспечить связи образовательного учреждения со средой.
- Умение рефлексировать свою профессиональную деятельность и вносить коррективы, оптимизирующие последующую деятельность [22].
Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, реализует себя как личность в данной сфере, и который достигает хороших результатов в обучении и воспитании детей.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью меняться и педагогу, постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность.
Ведь основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию [35].
А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Поэтому в настоящее время повышается спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития и совершенствования профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- научно-исследовательская деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых образовательных технологий;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
- обобщение собственного педагогического опыта; создание публикаций,
- использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ),
- интернет-проекты и фестивали открытых уроков,
- встречи с деятелями образования и идеологами
Также очень важную роль играет индивидуальная работа по самообразованию педагога. Это [42]:
- посещение семинаров, конференций, занятий коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами в учреждении, в районе и в Интернете;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- участие в профессиональных конкурсах (в том числе и в Интернете);
- помещение своих разработок в средствах массовой информации, на сайтах.
В современных условиях развития образования, все это становится объективной необходимостью. Но не один из перечисленных путей не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности [48].
Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием дополнительного образования, что способствует развитию его профессионализма [40].
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Следует отметить, что часто педагоги дополнительного образования не имеют профессионально-педагогической подготовки, и решение ими учебно - воспитательных задач происходит интуитивно.
В сложившейся ситуации большую роль играют курсы повышения квалификации и курсы переподготовки работников дополнительного образования, основная цель которых, как составной части непрерывного образования, - подготовка специалистов, обладающих современными знаниями, организаторскими способностями, умениями решать нестандартные задачи в условиях постоянно меняющейся внешней среды [22].
Говоря о профессиональной компетентности педагога, нельзя не сказать о создании портфолио педагога. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития.
С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, так как здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
С 29 декабря 2012 года вступил в силу закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Согласно п.2 ст. 49 проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Применение данной нормы регулируется приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», где обозначены цели, задачи, принципы аттестации, а также регулирование проведения аттестационных процедур [5]. В связи с этим до принятия соответствующего нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти аттестацию на соответствие занимаемой должности следует проводить образовательными организациями самостоятельно.
Ведение собственного блога или сайта тоже является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт.
Вообще, современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса.
Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повысились возможности его самообразования [18].
Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Они:
- Объединяют профессионалов,
- Являются площадкой для обсуждения педагогических проблем,
- Обеспечивают доступ к различным источникам информации,
- Дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание,
- Предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов [18].
Развитие профессиональных компетенций педагогических работников дополнительного образования является ключевым аспектом в современном образовательном процессе. В целях обеспечения успешной профессиональной деятельности педагогов, которые работают с учащимися во внеучебное время, разработаны различные методики, позволяющие повышать качество образования и достигать наилучших результатов.
Одной из самых распространенных методик является система профессионального развития педагогических работников дополнительного образования, основанная на обмене опытом и знаниями между педагогами. Это позволяет создать благоприятную и поддерживающую обстановку для роста профессиональных компетенций.
Межпедагогический обмен опытом дает возможность не только освоить новые подходы и методики, но и обмениваться наработками, адаптировать их под свою работу и усовершенствовать свои профессиональные навыки. Данная методика активно используется в форме обучающих семинаров, практических занятий и мастер-классов.
Еще одним важным аспектом развития профессиональных компетенций педагогических работников является постоянное обновление и совершенствование учебного плана и программы образовательных курсов. Обновление материалов позволяет педагогам быть в курсе современных тенденций и требований образовательной среды.
Адаптирование программы под актуальные потребности помогает педагогам стать более гибкими и адаптивными, а также способствует повышению их профессионального уровня [16].
Кроме того, разработка индивидуальных программ профессионального развития педагогических работников является неотъемлемой частью в эффективных методиках развития профессиональных компетенций. Каждый педагог имеет свои сильные и слабые стороны, а также свои профессиональные интересы и амбиции.
Определение индивидуального плана профессионального развития помогает педагогу сфокусироваться на собственных потребностях и достичь наилучших результатов. Разработка индивидуальных программ регулярно применяется в дополнительном образовании, чтобы помочь каждому педагогу реализовать свой профессиональный потенциал.
Раскрытие потенциальных профессиональных возможностей и устремлений в индивидуальном образовательном маршруте педагогических работников реализуется через участие в очных или заочных профессиональных конкурсах.
Таким образом, множество методик развития профессиональных компетенций педагогических работников дополнительного образования позволяют создавать условия для роста и развития квалифицированных педагогов.
Обучение с использованием обмена опытом, обновление учебных материалов и разработка индивидуальных программ профессионального развития способствуют повышению качества образования и успешной деятельности педагогических работников.
Также говоря о профессиональном развитии педагога необходимо помнить, что формальной оболочкой, подтверждающей «развитие» являются только курсы повышения квалификации и процедура аттестации. Можно безгранично участвовать в педагогических конференциях, конкурсах; писать статьи в различных журналах; создавать профессиональные педагогические сайты; давать открытые уроки, мастер-классы; организовывать и проводить семинары по диссеминации педагогического опыта, но только по окончании курсов повышения квалификации педагог получает формализованное подтверждение (сертификат, свидетельство, удостоверение) того, что он повысил свой профессиональный уровень.
Развитие компетенций педагогических работников представляет одну из важнейших задач в образовательной сфере. В условиях постоянно меняющегося общества и быстро развивающейся технологической среды, педагоги должны обладать современными знаниями и умениями, чтобы успешно реализовывать свою профессиональную деятельность.
Профессиональные стандарты играют ключевую роль в обеспечении развития компетенций педагогических работников. Они устанавливают четкие требования к профессиональным навыкам и знаниям, необходимым для эффективной работы в образовательном процессе. Стандарты определяют основные области компетенций педагога, такие как умение планировать и организовывать учебный процесс, адаптироваться к индивидуальным потребностям учащихся, применять современные образовательные методы и технологии, оценивать результаты обучения и проводить коррекцию образовательных программ.
Реализация профессиональных стандартов в обеспечении развития компетенций педагогических работников требует разработки системы профессионального обучения и поддержки. Важно создать условия для постоянного повышения квалификации педагогов, обеспечить доступность и актуальность образовательных программ, а также разработать механизмы оценки и признания профессиональных достижений.
Для успешной реализации профессиональных стандартов необходимо также установление тесного партнерства между образовательными организациями, профессиональными сообществами и работодателями. Совместная работа и обмен опытом способствуют развитию профессионального роста педагогических работников, обогащению их знаний и умений.
Обеспечение развития компетенций педагогических работников – это многогранный процесс, требующий постоянного совершенствования и сопровождения. Профессиональные стандарты являются важным инструментом в этом процессе, обеспечивая высокий уровень профессионализма педагогов и создавая благоприятные условия для качественного образования нового поколения.