ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ МАДОУ «ДС № 62 г. ЧЕЛЯБИНСКА» Т.А.
Карпова, заместитель заведующего по УВР МАДОУ «ДС № 62 г.Челябинска».
Аннотация: статья посвящена созданию условий в ДОО по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством применения инновационной технологии детский элементарный туризм.
Ключевые слова: детский туризм, прогулка-поход, мобильное электронное образование. Скажи, этот путь волнует тебя? Если да, то это правильный путь» И. Кастанеда Сохранение и укрепление здоровья человека – одна из сложных и вечных проблем человечества. Здоровье, неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Понятие «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем определениям, значение которых знают все, но понимают по-разному. На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья является основополагающей задачей физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях [ФГОС ДО 7]. Эта проблема является и для нашего дошкольного учреждения. Следует обратить внимание, на то, что при внедрении Федеральной образовательной программы дошкольного образования понятия детский туризм и туристическая деятельность впервые появилась в ДОУ как обязательная часть программы [22.6.2.; 22.7.2]. И это здорово! Развитие образовательного детского туризма в России как одного из направлений в настоящее время приобретает особую актуальность, становясь одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма [1; 5]. Исходя из данного факта перед специалистами ДОУ встал вопрос поиска новых подходов и форм, средств и методов физического воспитания, которые бы способствовали развитию физических способностей, а также эффективно влияли на познавательные и умственные способности ребенка. При выборе приоритетного направления, мы задумались: Каковы условия для внедрения? Что, способствует либо препятствуют реализации? Как сделать занятия физкультурой не только, более интересными и увлекательными для детей? В результате поиска инновационных решений в сфере оздоровления детей в рамках дошкольного образования и позитивной социализации детей привел нас, в частности, к необходимости использования одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий - детская туристская деятельность. Для активизации процесса создания условий реализации приоритетного направления, мы разработали управленческую модель: определили цель, основные направления, этапы, выстроили алгоритм организации создания условий в учреждении. Цель: теоретически изучить и практически показать возможности реализации туристической деятельности через создание условий для становления ценностей здорового образа жизни, развития целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Задачи: • Развивать устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения. • Содействовать накоплению практического опыта посредством туристической технологии. • Способствовать формированию первичных представлений о малой Родине и Отчизне, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к природе родного края, к окружающему миру. • Воспитывать ценностное отношение к окружающему миру природы, историко-культурному наследию. • Формировать позитивное отношение к окружающему миру; способствовать установлению межличностных, в частности, дружеских отношений. • Приобщать дошкольников и родителей к здоровому образу жизни посредством ознакомления с элементарным туризмом. Теоретическая реализация поставленной цели осуществлялась через изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебнометодических и игровых материалов в соответствии с образовательной программы МАДОУ. С этой целью была организованна творческая группа, которая в соответствии с дорожной картой анализировала развивающую среду ДОУ, материальную базу учреждения, проводила анкетирование, контроль, обеспечивающий необходимую для управления обратную связь. Выявив трудности в реализации намеченной цели, сотрудники нашего учреждения приступили к практической реализации поставленной цели. Одной из проблем, связанных с успешным внедрением наших идей, явилось практически полное отсутствие методических разработок и особенно, дидактических пособий по приоритетному направлению модуль «Юные туристы». Чтобы устранить информационный вакуум, наше дошкольное учреждение стало работать над созданием методических материалов. С этой целью была проведена работа по повышению компетентности педагогов, которая осуществлялась на мастер-классах, консультациях, практических семинарах. Итогом работы была ярмарка педагогический идей, где педагоги демонстрировали свои авторские дидактические пособия «Путешествие с Матюшей», «Топографические знаки», «В путь дорогу по Южному Уралу с пчелой Майей», «Веселый рюкзачок» и другие. Педагоги представляли свой опыт работы посредством реализации проектов «Юные туристы», «Мы за ЗОЖ», «Энергия движения», «Как создать социальный видеоролик о здоровом питании?», который транслирует соблюдение правильных пищевых привычек у детей. Делились опытом организации группового пространства, где педагоги старались отразить в образовательной среде модуля «Юные туристы». В настоящее время, являясь участником инновационной площадки ITкластера инновационного центра «Сколково» ООО Мобильное Электронное Образование» Федерального значения по теме: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в условиях цифровой образовательной среды МЭО ДС», наши педагоги используют в своей практике предложенные занятия, игры и упражнения, которые хорошо дополняют и расширяют кругозор по данной тематике. Воспитанники ДОУ свои впечатления отражали в продуктивной деятельности рисовании, аппликации, лепке. Особой популярностью пользовались конкурсы рисунков и стихотворений по теме «Моя Малая Родина». Мы убеждены, что при реализации приоритетного направления без тесного сотрудничества с родителями (законными представителями) ДОУ была бы невозможна. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Поэтому перед нами встал вопрос, как вовлечь семьи воспитанников в единое образовательное пространство дошкольного учреждения посредством организации детской туристической деятельности. В рамках совместной деятельности нами были проведены ряд мероприятий для родителей: Педагогическая лаборатория «Детский туризм – это интересно!», на которой обсуждалось участие родителей в организации детского туризма, как средства оздоровления детей. Семинар-практикум «Мы идем в поход», целью которого было познакомить родителей с основами организации туристических походов, обыгрывались и решались проблемные ситуации. Осуществлялись выставки, смотры-конкурсы, акции: «Вечер туристической песни», «Мама, папа, я спортивная семья», «Волшебный мир двигательных сказок», «Зарядка с Чемпионом» и другие. В целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации мы установили тесные связи с Центром детско-юношевского туризма «Космос», которое помогло сформировать познавательную мотивацию у детей дошкольного возраста, систему туристических знаний, доступных для дошкольного возраста, расширить и закрепить знания о туризме, привить навыки здорового образа жизни и окружающему миру в целом. В рамках формирования здоровьесберегающей среды детским садом была создана туристическая тропа, а также подготовлено снаряжение юного туриста: походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, подобраны атрибуты для спортивных и подвижных игр. Туристическая тропа включает в себя следующие объекты: правила поведения в лесу, путеводитель «Юного туриста», указатель «Мозаика», «Говорящий пень», «Паутинка», «Попади в цель», «Волшебный переход», «Канатный переход», «Влезь на гору», «Слушаем природу», «Солнечные часы». В рамках организации детской деятельности, мы используем пешие прогулки за пределы детского сада, которые представляют собой простейший вид детского туризма. Ведь в душе каждого дошкольника живет тяга к приключениям. А прогулка-поход — это самое настоящее приключение, которое происходит каждый квартал в МАДОУ «ДС № 62 г.Челябинска». Под чутким руководством педагогов воспитанники отправляются по выбранному маршруту в «Экопарк». Дети в процессе прогулки-похода, осваивают технологию скандинавской ходьбы, задают множество вопросов, проявляют познавательный интерес, любознательность, закрепляют правила поведения в природе, учатся слышать звуки природы и много другое. Данный вид деятельности позволили выявить уровень выносливости и силы воли каждого ребенка, а также скорректировать маршрут в соответствии индивидуального физического развития. Наши педагоги увлечены туризмом. Они считают, что поход — это лучший способ активного отдыха, возможность открывать для себя мир, узнать массу нового и конечно же укрепить свое здоровье. Результатом работы коллектива стало оформление бренда детского сада «Юные туристы». Разработка новых маршрутов, создание базы виртуальных экскурсий, что позволят развить устойчивый интерес детей к туризму, как к увлекательному, познавательному виду деятельности. Туризм — это эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека Таким образом, система работы по реализации приоритетного направления модуля «Юные туристы» не только актуальна, но и носит характер новизны так как позволяет создавать и использовать в ДОУ новые формы и методы работы с детьми, оптимизировать двигательную активность детей в естественных природных условиях, приобщать дошкольников к здоровому образу жизни и всесторонне развивать личность ребенка. Литература: 1. Чеменева А.А, Мельникова А.Ф., Волкова В.С. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» / А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник». 2. Завьялова Т. П. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Туризм в детском саду: учебное пособие для вузов / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 3. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Аркти, 2004. 4. Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. 1999, № 6, с. 61- 64. 5. Мельник М.В., Чернышова Е.А. Туристическая деятельность дошкольников - основа здорового образа жизни. В сб.: Мир детства и образования: сборник материалов VII Всероссийскойнаучно-практической конференции с международным участием. -Магнитогорск: МаГУ. -2013.- С.45-57. 6. Трубаева И.В. Дошкольный туризм как эффективное средство оздоровления и всестороннего развития личности ребенка // Педагогическое образование: история становления и векторы развития: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ. Москва. 2022. С.1121-1125.
Карпова, заместитель заведующего по УВР МАДОУ «ДС № 62 г.Челябинска».
Аннотация: статья посвящена созданию условий в ДОО по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством применения инновационной технологии детский элементарный туризм.
Ключевые слова: детский туризм, прогулка-поход, мобильное электронное образование. Скажи, этот путь волнует тебя? Если да, то это правильный путь» И. Кастанеда Сохранение и укрепление здоровья человека – одна из сложных и вечных проблем человечества. Здоровье, неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Понятие «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем определениям, значение которых знают все, но понимают по-разному. На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья является основополагающей задачей физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях [ФГОС ДО 7]. Эта проблема является и для нашего дошкольного учреждения. Следует обратить внимание, на то, что при внедрении Федеральной образовательной программы дошкольного образования понятия детский туризм и туристическая деятельность впервые появилась в ДОУ как обязательная часть программы [22.6.2.; 22.7.2]. И это здорово! Развитие образовательного детского туризма в России как одного из направлений в настоящее время приобретает особую актуальность, становясь одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма [1; 5]. Исходя из данного факта перед специалистами ДОУ встал вопрос поиска новых подходов и форм, средств и методов физического воспитания, которые бы способствовали развитию физических способностей, а также эффективно влияли на познавательные и умственные способности ребенка. При выборе приоритетного направления, мы задумались: Каковы условия для внедрения? Что, способствует либо препятствуют реализации? Как сделать занятия физкультурой не только, более интересными и увлекательными для детей? В результате поиска инновационных решений в сфере оздоровления детей в рамках дошкольного образования и позитивной социализации детей привел нас, в частности, к необходимости использования одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий - детская туристская деятельность. Для активизации процесса создания условий реализации приоритетного направления, мы разработали управленческую модель: определили цель, основные направления, этапы, выстроили алгоритм организации создания условий в учреждении. Цель: теоретически изучить и практически показать возможности реализации туристической деятельности через создание условий для становления ценностей здорового образа жизни, развития целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Задачи: • Развивать устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения. • Содействовать накоплению практического опыта посредством туристической технологии. • Способствовать формированию первичных представлений о малой Родине и Отчизне, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к природе родного края, к окружающему миру. • Воспитывать ценностное отношение к окружающему миру природы, историко-культурному наследию. • Формировать позитивное отношение к окружающему миру; способствовать установлению межличностных, в частности, дружеских отношений. • Приобщать дошкольников и родителей к здоровому образу жизни посредством ознакомления с элементарным туризмом. Теоретическая реализация поставленной цели осуществлялась через изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебнометодических и игровых материалов в соответствии с образовательной программы МАДОУ. С этой целью была организованна творческая группа, которая в соответствии с дорожной картой анализировала развивающую среду ДОУ, материальную базу учреждения, проводила анкетирование, контроль, обеспечивающий необходимую для управления обратную связь. Выявив трудности в реализации намеченной цели, сотрудники нашего учреждения приступили к практической реализации поставленной цели. Одной из проблем, связанных с успешным внедрением наших идей, явилось практически полное отсутствие методических разработок и особенно, дидактических пособий по приоритетному направлению модуль «Юные туристы». Чтобы устранить информационный вакуум, наше дошкольное учреждение стало работать над созданием методических материалов. С этой целью была проведена работа по повышению компетентности педагогов, которая осуществлялась на мастер-классах, консультациях, практических семинарах. Итогом работы была ярмарка педагогический идей, где педагоги демонстрировали свои авторские дидактические пособия «Путешествие с Матюшей», «Топографические знаки», «В путь дорогу по Южному Уралу с пчелой Майей», «Веселый рюкзачок» и другие. Педагоги представляли свой опыт работы посредством реализации проектов «Юные туристы», «Мы за ЗОЖ», «Энергия движения», «Как создать социальный видеоролик о здоровом питании?», который транслирует соблюдение правильных пищевых привычек у детей. Делились опытом организации группового пространства, где педагоги старались отразить в образовательной среде модуля «Юные туристы». В настоящее время, являясь участником инновационной площадки ITкластера инновационного центра «Сколково» ООО Мобильное Электронное Образование» Федерального значения по теме: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в условиях цифровой образовательной среды МЭО ДС», наши педагоги используют в своей практике предложенные занятия, игры и упражнения, которые хорошо дополняют и расширяют кругозор по данной тематике. Воспитанники ДОУ свои впечатления отражали в продуктивной деятельности рисовании, аппликации, лепке. Особой популярностью пользовались конкурсы рисунков и стихотворений по теме «Моя Малая Родина». Мы убеждены, что при реализации приоритетного направления без тесного сотрудничества с родителями (законными представителями) ДОУ была бы невозможна. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Поэтому перед нами встал вопрос, как вовлечь семьи воспитанников в единое образовательное пространство дошкольного учреждения посредством организации детской туристической деятельности. В рамках совместной деятельности нами были проведены ряд мероприятий для родителей: Педагогическая лаборатория «Детский туризм – это интересно!», на которой обсуждалось участие родителей в организации детского туризма, как средства оздоровления детей. Семинар-практикум «Мы идем в поход», целью которого было познакомить родителей с основами организации туристических походов, обыгрывались и решались проблемные ситуации. Осуществлялись выставки, смотры-конкурсы, акции: «Вечер туристической песни», «Мама, папа, я спортивная семья», «Волшебный мир двигательных сказок», «Зарядка с Чемпионом» и другие. В целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации мы установили тесные связи с Центром детско-юношевского туризма «Космос», которое помогло сформировать познавательную мотивацию у детей дошкольного возраста, систему туристических знаний, доступных для дошкольного возраста, расширить и закрепить знания о туризме, привить навыки здорового образа жизни и окружающему миру в целом. В рамках формирования здоровьесберегающей среды детским садом была создана туристическая тропа, а также подготовлено снаряжение юного туриста: походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, подобраны атрибуты для спортивных и подвижных игр. Туристическая тропа включает в себя следующие объекты: правила поведения в лесу, путеводитель «Юного туриста», указатель «Мозаика», «Говорящий пень», «Паутинка», «Попади в цель», «Волшебный переход», «Канатный переход», «Влезь на гору», «Слушаем природу», «Солнечные часы». В рамках организации детской деятельности, мы используем пешие прогулки за пределы детского сада, которые представляют собой простейший вид детского туризма. Ведь в душе каждого дошкольника живет тяга к приключениям. А прогулка-поход — это самое настоящее приключение, которое происходит каждый квартал в МАДОУ «ДС № 62 г.Челябинска». Под чутким руководством педагогов воспитанники отправляются по выбранному маршруту в «Экопарк». Дети в процессе прогулки-похода, осваивают технологию скандинавской ходьбы, задают множество вопросов, проявляют познавательный интерес, любознательность, закрепляют правила поведения в природе, учатся слышать звуки природы и много другое. Данный вид деятельности позволили выявить уровень выносливости и силы воли каждого ребенка, а также скорректировать маршрут в соответствии индивидуального физического развития. Наши педагоги увлечены туризмом. Они считают, что поход — это лучший способ активного отдыха, возможность открывать для себя мир, узнать массу нового и конечно же укрепить свое здоровье. Результатом работы коллектива стало оформление бренда детского сада «Юные туристы». Разработка новых маршрутов, создание базы виртуальных экскурсий, что позволят развить устойчивый интерес детей к туризму, как к увлекательному, познавательному виду деятельности. Туризм — это эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека Таким образом, система работы по реализации приоритетного направления модуля «Юные туристы» не только актуальна, но и носит характер новизны так как позволяет создавать и использовать в ДОУ новые формы и методы работы с детьми, оптимизировать двигательную активность детей в естественных природных условиях, приобщать дошкольников к здоровому образу жизни и всесторонне развивать личность ребенка. Литература: 1. Чеменева А.А, Мельникова А.Ф., Волкова В.С. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» / А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник». 2. Завьялова Т. П. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Туризм в детском саду: учебное пособие для вузов / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 3. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Аркти, 2004. 4. Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. 1999, № 6, с. 61- 64. 5. Мельник М.В., Чернышова Е.А. Туристическая деятельность дошкольников - основа здорового образа жизни. В сб.: Мир детства и образования: сборник материалов VII Всероссийскойнаучно-практической конференции с международным участием. -Магнитогорск: МаГУ. -2013.- С.45-57. 6. Трубаева И.В. Дошкольный туризм как эффективное средство оздоровления и всестороннего развития личности ребенка // Педагогическое образование: история становления и векторы развития: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ. Москва. 2022. С.1121-1125.