Павлова Анна Александровна
г. Мурманск МБДОУ № 140
воспитатель
Новые подходы в работе с дошкольниками по приобщению к чтению
Детская литература является одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения, поэтому она занимает важное место в жизни ребенка. В самом деле, невозможно переоценить воспитательное значение первых книг, которые окажутся перед глазами малыша. Ведь книги для дошкольников служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представления о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают маленькому человеку активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. Детская литература независимо от жанра учит дошкольника любить свой дом, близких, дорожить словом, уважать человеческое достоинство в себе и в других. Но в настоящее время, детское восприятие переживает небывалое давление видео-, аудио- и полиграфической продукции коммерческо-развлекательного характера, в основном лишенной какой — либо воспитательной ценности, затрагивающей поверхностный, примитивный уровень эмоций и почти не требующий умственных усилий для восприятия. Понятно, что такой низкий уровень никак не способствует формированию ценностей подрастающего поколения. Поэтому насущной необходимостью в культурно-просветительской, педагогической практике сегодня является опора на лучшие образцы русской детской литературы, передающей все богатство и разнообразие мира. Работа по приобщению детей к чтению очень многогранна.
Воспитание маленького читателя начинается с обращения к устному народному творчеству: потешки, прибаутки, колыбельные, сказки – это очень хороший способ взаимодействия взрослого и ребенка – один из мощнейших ресурсов для адаптации малыша. Именно сказке принадлежит большая роль в привитии любви к чтению. Дети любят сказки и черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. При чтении сказок малыши впервые познают, что такое храбрость и стойкость, добро и зло. Сказки способствуют развитию воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств и конечно же, воспитание любви к чтению.
Произведение фольклора вызывают проявление у детей интереса, это является основой для приобщения ребенка к театрализованной деятельности. В своей работе с детьми в качестве средств познания мира детской литературы использую символы, наглядные модели, мнемо- таблицы, условные заместители.
В своей работе использую следующие приемы:
- проживание, (дети оценивают поступки персонажа, ставлю ситуацию, а как бы вы поступили);
- сочинение новых сказок;
- сказки с новым концом;
- театрализованные игры.
Создание предметно-развивающей среды в группе для приобщения детей к чтению строится следующим образом:
- книжный уголок, книжные выставки по различным темам (к памятным датам, по сказкам, одного автора, одного иллюстратора и т. п.);
- уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.,
- уголок рисования, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям.
Таким образом, задачи и содержание работы ДОУ по ознакомлению детей с художественной литературой, направлены на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении и восприятии книг в соответствии с требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ознакомление детей с художественной литературой в дошкольной образовательной организации осуществляется с использованием традиционных и инновационных приемов и методов.
К инновационным методам приобщения детей к книге и чтению являются
- пересказ известной сказки с добавлением нового персонажа, изменением конца сказки и т.п.;
- сочинение новой сказки с персонажами известных сказок;
- обсуждение произведений известных художников на тему сказок;
- постановка театрализованных представлений с участием детей по известным сказкам;
- проведение интегрированных НОД;
- проектная деятельность.
Традиционно дети дошкольного возраста приобщаются к книге через чтение и рассказывание в процессе образовательной деятельности. Все рассматриваемые формы, приемы и методы работы с детьми по приобщению к чтению и книге, мы считаем, необходимо осуществлять в совместной деятельности с родителями. Для этого мы предлагаем проводить различного рода тематические акции. Организация тематических акций направлена на решение проблемы введения книг в мир ребенка, обогащения его внутреннего мира, сближение взрослых и детей в процессе чтения, воспитание в ребенке доброты. Таким образом, главная задача педагога по приобщению ребенка к книге заключается в воспитании в ребенке читателя.
В личностном и интеллектуальном становлении, в способности в самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством, процесс общения с книгой является определяющим.
Главный результат проводимой работы в том, что, не смотря на засилье видеотехники, ребята моей группы не потеряли интереса к книге: они её любят, с удовольствием читают, делятся с друзьями впечатлениями и жаждут новых встреч с литературными героями.
Чтение детям художественной литературы, заучивание наизусть стихов в соответствии с возрастом играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Книга дает возможность ребенку домыслить, дофантазировать, поразмышлять над новой информацией, формирует умение думать самостоятельно, развивает творческие способности. Вместе с тем в настоящее время проблема приобщения ребенка к чтению стоит очень остро.
Национальная программа поддержки и развития чтения говорит о том, что «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
Сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований Федеральных государственных образовательных от нас, взрослых, в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем, или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
г. Мурманск МБДОУ № 140
воспитатель
Новые подходы в работе с дошкольниками по приобщению к чтению
Детская литература является одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения, поэтому она занимает важное место в жизни ребенка. В самом деле, невозможно переоценить воспитательное значение первых книг, которые окажутся перед глазами малыша. Ведь книги для дошкольников служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представления о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают маленькому человеку активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. Детская литература независимо от жанра учит дошкольника любить свой дом, близких, дорожить словом, уважать человеческое достоинство в себе и в других. Но в настоящее время, детское восприятие переживает небывалое давление видео-, аудио- и полиграфической продукции коммерческо-развлекательного характера, в основном лишенной какой — либо воспитательной ценности, затрагивающей поверхностный, примитивный уровень эмоций и почти не требующий умственных усилий для восприятия. Понятно, что такой низкий уровень никак не способствует формированию ценностей подрастающего поколения. Поэтому насущной необходимостью в культурно-просветительской, педагогической практике сегодня является опора на лучшие образцы русской детской литературы, передающей все богатство и разнообразие мира. Работа по приобщению детей к чтению очень многогранна.
Воспитание маленького читателя начинается с обращения к устному народному творчеству: потешки, прибаутки, колыбельные, сказки – это очень хороший способ взаимодействия взрослого и ребенка – один из мощнейших ресурсов для адаптации малыша. Именно сказке принадлежит большая роль в привитии любви к чтению. Дети любят сказки и черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. При чтении сказок малыши впервые познают, что такое храбрость и стойкость, добро и зло. Сказки способствуют развитию воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств и конечно же, воспитание любви к чтению.
Произведение фольклора вызывают проявление у детей интереса, это является основой для приобщения ребенка к театрализованной деятельности. В своей работе с детьми в качестве средств познания мира детской литературы использую символы, наглядные модели, мнемо- таблицы, условные заместители.
В своей работе использую следующие приемы:
- проживание, (дети оценивают поступки персонажа, ставлю ситуацию, а как бы вы поступили);
- сочинение новых сказок;
- сказки с новым концом;
- театрализованные игры.
Создание предметно-развивающей среды в группе для приобщения детей к чтению строится следующим образом:
- книжный уголок, книжные выставки по различным темам (к памятным датам, по сказкам, одного автора, одного иллюстратора и т. п.);
- уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.,
- уголок рисования, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям.
Таким образом, задачи и содержание работы ДОУ по ознакомлению детей с художественной литературой, направлены на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении и восприятии книг в соответствии с требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ознакомление детей с художественной литературой в дошкольной образовательной организации осуществляется с использованием традиционных и инновационных приемов и методов.
К инновационным методам приобщения детей к книге и чтению являются
- пересказ известной сказки с добавлением нового персонажа, изменением конца сказки и т.п.;
- сочинение новой сказки с персонажами известных сказок;
- обсуждение произведений известных художников на тему сказок;
- постановка театрализованных представлений с участием детей по известным сказкам;
- проведение интегрированных НОД;
- проектная деятельность.
Традиционно дети дошкольного возраста приобщаются к книге через чтение и рассказывание в процессе образовательной деятельности. Все рассматриваемые формы, приемы и методы работы с детьми по приобщению к чтению и книге, мы считаем, необходимо осуществлять в совместной деятельности с родителями. Для этого мы предлагаем проводить различного рода тематические акции. Организация тематических акций направлена на решение проблемы введения книг в мир ребенка, обогащения его внутреннего мира, сближение взрослых и детей в процессе чтения, воспитание в ребенке доброты. Таким образом, главная задача педагога по приобщению ребенка к книге заключается в воспитании в ребенке читателя.
В личностном и интеллектуальном становлении, в способности в самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством, процесс общения с книгой является определяющим.
Главный результат проводимой работы в том, что, не смотря на засилье видеотехники, ребята моей группы не потеряли интереса к книге: они её любят, с удовольствием читают, делятся с друзьями впечатлениями и жаждут новых встреч с литературными героями.
Чтение детям художественной литературы, заучивание наизусть стихов в соответствии с возрастом играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Книга дает возможность ребенку домыслить, дофантазировать, поразмышлять над новой информацией, формирует умение думать самостоятельно, развивает творческие способности. Вместе с тем в настоящее время проблема приобщения ребенка к чтению стоит очень остро.
Национальная программа поддержки и развития чтения говорит о том, что «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
Сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований Федеральных государственных образовательных от нас, взрослых, в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем, или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.