Роль детского спорта в процессе социализации личности.
Человек рождается как биологическое существо и его основной целью является достижение физического комфорта. Постепенно в процессе жизни он становится личностью с присущим только ему комплексом установок и ценностей, а также индивидуальным видением мира. У человека формируются симпатии и антипатии, привычки и пристрастия и все это происходит в результате социализации. Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.
Сегодня утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности — той его части, которая «ответственна» за формирование наиболее общих, наиболее значительных, наиболее распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются прежде всего в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли.
Другим важнейшим элементом процесса социализации ребенка является выполнение им определенных ролей. Ознакомление и вживание в роль может происходить под влиянием социализирующих агентов (родственников, тренеров, сверстников и др.), в различных социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде). Известно, что последние характеризуются определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности подростков и молодежи. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок. Придя в спортивную секцию школы, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив — это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен.
По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для юного спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны — ровесники, а с другой — родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях.
Тренер в данном случае усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.
Спорт как вид деятельности, включает ребенка в социальные группы и общественные организации как полноправного члена общества и может включать его в определенные социальные отношения.
Спорт как вид активной деятельности, ставит и разрешает и вопрос о течении процессов самореализации, самоопределения и самоутверждения личности ребенка. В процессе жизни у ребенка открываются большие возможности для самостоятельного практического самоутверждения.
Спорт, как социальный институт, все больше и больше приобретает значение в жизни ребенка и становится общественно важным явлением. Система взаимоотношений в спорте предоставляет ребенку возможность осмыслить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в современном обществе.
Рассматривая взаимосвязь механизмов человек-спорт-общество, можно также отметить, что физическая активность является основой, а спортивная деятельность предполагает рассмотрение его в качестве совокупности специфических отношений между людьми. Любая деятельность, а особенно спортивная, устанавливает определенные правила, создает внешние отношения и раскрывается в них. Взаимосвязь отношений создают условия для выбора различных форм совместной деятельности и формируют социализационную основу. Вследствие этого мы рассматриваем спортивную деятельность неотделимо от системы общественных взаимоотношении, которая создается ею и детерминирует ее. Всякое отношение есть форма выражения связи между предметами и явлениями. А через эту связь проявляются отдельные свойства предметов и сам предмет. Ребенок, занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.
Спортивная деятельность является предметно выраженной сферой общих социально-значимых процессов и непосредственным условием, укрепляющим целостность общества, говорит в пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора формирования личности ребенка.
Спортивная деятельность и возникающие в ее процессе отношения формируют личность ребенка в совокупности и характеризуют спорт как хорошую социокультурную среду. Особенности этих отношений состоят в том, что они возникают и, проходя предварительно через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивают сферу ценностных отношений личности и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества.
Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, мы можем также отметить, что спорт в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают занятия . Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в другие школы и города, спортивные победы позволяют спортсмену активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спортсмена.
Процесс социализации должен создавать условия для постоянного личностного роста ребенка, а результатом социализации будет успешная адаптация подростка в обществе, обучение и образование. Но стоит заметить, что этот процесс не всегда бывает успешным, а результат может иметь отклонение, выражающееся в деструктивном поведении. А спортивный фактор как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющей социализации.
Таким образом, исследуя проблемы социализации в спортивной деятельности, мы увидели, что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта.
Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Она является важным фактором овладения человеком определенными социальными и физическими навыками, формируя мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное — физическую активность. Все это формирует тип и норму поведения личности и приближает ее к «идеалу». Все эти аспекты со своей стороны идентифицируют личность в обществе и облегчают процесс интеграции.
Литература:
1. Апциаури Л. Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности. Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал № 1- 2003 г.
2. Мальгин В. Е., Рожкова Г. Ю. Социальная роль спорта в условиях закрытого административно-территориального образования. Журнал «Молодой ученый» № 16 (75) октябрь-1 2014 г.
3. Интернет-ресурс http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2003N1/p12–14.htm
Человек рождается как биологическое существо и его основной целью является достижение физического комфорта. Постепенно в процессе жизни он становится личностью с присущим только ему комплексом установок и ценностей, а также индивидуальным видением мира. У человека формируются симпатии и антипатии, привычки и пристрастия и все это происходит в результате социализации. Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.
Сегодня утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности — той его части, которая «ответственна» за формирование наиболее общих, наиболее значительных, наиболее распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются прежде всего в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли.
Другим важнейшим элементом процесса социализации ребенка является выполнение им определенных ролей. Ознакомление и вживание в роль может происходить под влиянием социализирующих агентов (родственников, тренеров, сверстников и др.), в различных социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде). Известно, что последние характеризуются определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности подростков и молодежи. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок. Придя в спортивную секцию школы, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив — это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен.
По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для юного спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны — ровесники, а с другой — родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях.
Тренер в данном случае усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.
Спорт как вид деятельности, включает ребенка в социальные группы и общественные организации как полноправного члена общества и может включать его в определенные социальные отношения.
Спорт как вид активной деятельности, ставит и разрешает и вопрос о течении процессов самореализации, самоопределения и самоутверждения личности ребенка. В процессе жизни у ребенка открываются большие возможности для самостоятельного практического самоутверждения.
Спорт, как социальный институт, все больше и больше приобретает значение в жизни ребенка и становится общественно важным явлением. Система взаимоотношений в спорте предоставляет ребенку возможность осмыслить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в современном обществе.
Рассматривая взаимосвязь механизмов человек-спорт-общество, можно также отметить, что физическая активность является основой, а спортивная деятельность предполагает рассмотрение его в качестве совокупности специфических отношений между людьми. Любая деятельность, а особенно спортивная, устанавливает определенные правила, создает внешние отношения и раскрывается в них. Взаимосвязь отношений создают условия для выбора различных форм совместной деятельности и формируют социализационную основу. Вследствие этого мы рассматриваем спортивную деятельность неотделимо от системы общественных взаимоотношении, которая создается ею и детерминирует ее. Всякое отношение есть форма выражения связи между предметами и явлениями. А через эту связь проявляются отдельные свойства предметов и сам предмет. Ребенок, занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.
Спортивная деятельность является предметно выраженной сферой общих социально-значимых процессов и непосредственным условием, укрепляющим целостность общества, говорит в пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора формирования личности ребенка.
Спортивная деятельность и возникающие в ее процессе отношения формируют личность ребенка в совокупности и характеризуют спорт как хорошую социокультурную среду. Особенности этих отношений состоят в том, что они возникают и, проходя предварительно через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивают сферу ценностных отношений личности и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества.
Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, мы можем также отметить, что спорт в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают занятия . Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в другие школы и города, спортивные победы позволяют спортсмену активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спортсмена.
Процесс социализации должен создавать условия для постоянного личностного роста ребенка, а результатом социализации будет успешная адаптация подростка в обществе, обучение и образование. Но стоит заметить, что этот процесс не всегда бывает успешным, а результат может иметь отклонение, выражающееся в деструктивном поведении. А спортивный фактор как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющей социализации.
Таким образом, исследуя проблемы социализации в спортивной деятельности, мы увидели, что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта.
Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Она является важным фактором овладения человеком определенными социальными и физическими навыками, формируя мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное — физическую активность. Все это формирует тип и норму поведения личности и приближает ее к «идеалу». Все эти аспекты со своей стороны идентифицируют личность в обществе и облегчают процесс интеграции.
Литература:
1. Апциаури Л. Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности. Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал № 1- 2003 г.
2. Мальгин В. Е., Рожкова Г. Ю. Социальная роль спорта в условиях закрытого административно-территориального образования. Журнал «Молодой ученый» № 16 (75) октябрь-1 2014 г.
3. Интернет-ресурс http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2003N1/p12–14.htm