Макет создания интегрированного урока географии для детей с разнообразными особенностями интеллектуального развития
Интегрированная форма обучения подразумевает проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. В связи с этим описывая создание макета интегрированного урока для детей с разнообразными особенностями интеллектуальных нарушений, прежде всего, следует обратить внимание на типологию проводимого урока. Исходя из личного опыта, и опыта коллег для таких уроков наиболее продуктивно использовать: уроки формирования новых знаний и все его разновидности, а также уроки получения новых знаний. Причём наиболее интересно использовать методику не традиционного, а современного урока.
Уроки формирования новых знаний конструируется в формах: урок лекция, урок путешествие, урок экспедиция, урок исследование, урок инсценировка, урок конференция, урок экскурсия, мультимедиа – урок, проблемный урок. Следует отметить, что для детей с интеллектуальными нарушениями наиболее продуктивными оказались уроки с элементами путешествия, экспедиции, экскурсии в сочетании с предлагаемым проблемным вопросом. Невзирая на сложность задач, связанную со спецификой обучающихся, можно отметить увеличение познавательного интереса и уровня коммуникации на уроке.
Говоря о структуре урока, отмечаем, что она сочетает в себе следующие этапы: организационный, постановка цели, актуализация знаний, введение знаний, обобщение первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению. Целью урока является формирование знаний – организация работы по усвоению учащимися понятий, фактов, предусмотренных адаптированной учебной программой в сочетании с элементами массовой школы. Задачи интегрированных уроков для детей с интеллектуальными нарушениями в целом совпадают с общепринятыми задачами уроков в массовой школе, среди которых: образовательные: познакомить, дать представление, научить чтению и пониманию карт, схем, увеличить познавательную активность; воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край, формирование экологической культуры, эстетическое воспитание и так далее; развивающие: активировать развитие умение выбирать, сопоставлять, сравнивать. Выделять главное, отмечать связи, приводить примеры, работать самостоятельно с литературой, картой, таблицами, схемами и так далее. Для детей с разнообразными интеллектуальными нарушениями интегрированные уроки географии ставят принципиально новую задачу: суметь ответить на вопрос - а зачем вообще нужно учить географию?
Ранее было отмечено, что интегрированные уроки географии предпочтительнее проводить в системе современного, а не традиционного урока. В образовательной среде под современным уроком формирования знаний понимают урок, основанный на сочетании разнообразных методов и средств обучения, решающий комплекс задач, на котором используют как объяснительно – иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные курсы, интернет – технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы с учащимися: групповая, фронтальная, парная, звеньевая, индивидуальная. На таких уроках создаются большие возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося.
Для детей с интеллектуальными нарушениями используется выборочный инструментарий современного урока. В основном акцент делается на мультимедийных и интернет технологиях, используя которые мы увеличиваем познавательную и коммуникативную активность обучающихся и выводим их на уровень возможности проводить начальный вариант дискуссий и частично пользоваться поисково-исследовательской методикой. Отмечено в рамках уроков появление зачатков проблемного виденья, что было подтверждено проводимой на неделе естественно-математического цикла конференции.
Проведение интегрированных уроков географии, как и других, предметов – это не разовое мероприятие, поэтому следует отметить повышение уровня используемого материала (преемственность знаний) и связанный с этим переход с уровня формирования новых знаний на уровень их получения. Работа в среде детей с интеллектуальными нарушениями это отдельный образовательный и воспитательный процесс. Следует понимать, что оценка результатов деятельности здесь тоже весьма вариабельна. Вследствие того, что учащиеся с НИР это обширная группа, состоящая из детей с разной степенью интеллектуальных нарушений и их проявлений, то и результаты обучения будут неодинаковыми.
В представленной работе предлагается рассмотреть результативность интегрированных уроков географии с применением ИКТ технологий. На базе ГКУ СКОШИ №73 в рамках недель естественно-математического цикла проводились интегрированные уроки по географии и биологии; географии и физики; географии и математики, географии и экологии. Уроки проводились с помощью ИКТ технологий. Используемые минимальные несложные программные педагогические средства обеспечивали базовый необходимый наглядный уровень, способствующий появлению правильных представлений о взаимосвязях живой и неживой природы окружающего мира и человека, что является хорошим подспорьем для развития детей с интеллектуальными нарушениями.
Следует отметить что, несмотря на наличие обширного материала география как, впрочем, и другие науки вызывает определённую трудность у школьников с интеллектуальными нарушениями, но применяемый интеграционный элемент в совокупности с мультимедийными программно-педагогическими средствами даёт возможность: улучшить восприятие повышенной абстракции используемого в обучении материала; понимание используемых в обучении специфических терминов; появлению самоадаптации к наглядным материалам. Вследствие чего наблюдается уменьшение искажения представлений об окружающем мире и происходит формирование собственных хотя и минимально, но обоснованных позиций. Использование интегрированных уроков для детей с нарушениями интеллектуального развития является одним из действенных способов их обучения и социализации в целом. На основе анализа пробных проведенные в рамках недели предметов естественно-математического цикла интегрированных уроков учитывая все положительные и отрицательные моменты, формулируются следующие общие рекомендации для их проведения: Необходимо -
1) Изучить индивидуальные особенности учащихся – психофизические, особенностей познавательной и эмоционально - волевой сферы.
2) Выделить различные группы учащихся, отличающиеся уровнем усвоения материала на данный момент, уровнем работоспособности и темпом работы, особенностями восприятия, памяти, мышления, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3) Составить или подобрать дифференцированные задания, включающие различные приёмы, помогающие учащимся самостоятельно справиться с заданием или связанным с увеличением объёма и сложности заданий.
Следует отметить, что помимо формулирования общих рекомендаций были намечены частные уточнения, способствующие более полноценному восприятию учащимися с интеллектуальными нарушениями интегрированных уроков географии. Среди которых:
1) Не ставить учеников в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа;
2) Не требовать отвечать на новый, только что усвоенный материал.
3) Формировать у детей уверенность в своих силах.
4) Осторожно оценивать неудачи.
5) В минимальной степени отвлекать учеников от работы и т.д.
Интегрированная форма обучения подразумевает проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. В связи с этим описывая создание макета интегрированного урока для детей с разнообразными особенностями интеллектуальных нарушений, прежде всего, следует обратить внимание на типологию проводимого урока. Исходя из личного опыта, и опыта коллег для таких уроков наиболее продуктивно использовать: уроки формирования новых знаний и все его разновидности, а также уроки получения новых знаний. Причём наиболее интересно использовать методику не традиционного, а современного урока.
Уроки формирования новых знаний конструируется в формах: урок лекция, урок путешествие, урок экспедиция, урок исследование, урок инсценировка, урок конференция, урок экскурсия, мультимедиа – урок, проблемный урок. Следует отметить, что для детей с интеллектуальными нарушениями наиболее продуктивными оказались уроки с элементами путешествия, экспедиции, экскурсии в сочетании с предлагаемым проблемным вопросом. Невзирая на сложность задач, связанную со спецификой обучающихся, можно отметить увеличение познавательного интереса и уровня коммуникации на уроке.
Говоря о структуре урока, отмечаем, что она сочетает в себе следующие этапы: организационный, постановка цели, актуализация знаний, введение знаний, обобщение первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению. Целью урока является формирование знаний – организация работы по усвоению учащимися понятий, фактов, предусмотренных адаптированной учебной программой в сочетании с элементами массовой школы. Задачи интегрированных уроков для детей с интеллектуальными нарушениями в целом совпадают с общепринятыми задачами уроков в массовой школе, среди которых: образовательные: познакомить, дать представление, научить чтению и пониманию карт, схем, увеличить познавательную активность; воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край, формирование экологической культуры, эстетическое воспитание и так далее; развивающие: активировать развитие умение выбирать, сопоставлять, сравнивать. Выделять главное, отмечать связи, приводить примеры, работать самостоятельно с литературой, картой, таблицами, схемами и так далее. Для детей с разнообразными интеллектуальными нарушениями интегрированные уроки географии ставят принципиально новую задачу: суметь ответить на вопрос - а зачем вообще нужно учить географию?
Ранее было отмечено, что интегрированные уроки географии предпочтительнее проводить в системе современного, а не традиционного урока. В образовательной среде под современным уроком формирования знаний понимают урок, основанный на сочетании разнообразных методов и средств обучения, решающий комплекс задач, на котором используют как объяснительно – иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные курсы, интернет – технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы с учащимися: групповая, фронтальная, парная, звеньевая, индивидуальная. На таких уроках создаются большие возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося.
Для детей с интеллектуальными нарушениями используется выборочный инструментарий современного урока. В основном акцент делается на мультимедийных и интернет технологиях, используя которые мы увеличиваем познавательную и коммуникативную активность обучающихся и выводим их на уровень возможности проводить начальный вариант дискуссий и частично пользоваться поисково-исследовательской методикой. Отмечено в рамках уроков появление зачатков проблемного виденья, что было подтверждено проводимой на неделе естественно-математического цикла конференции.
Проведение интегрированных уроков географии, как и других, предметов – это не разовое мероприятие, поэтому следует отметить повышение уровня используемого материала (преемственность знаний) и связанный с этим переход с уровня формирования новых знаний на уровень их получения. Работа в среде детей с интеллектуальными нарушениями это отдельный образовательный и воспитательный процесс. Следует понимать, что оценка результатов деятельности здесь тоже весьма вариабельна. Вследствие того, что учащиеся с НИР это обширная группа, состоящая из детей с разной степенью интеллектуальных нарушений и их проявлений, то и результаты обучения будут неодинаковыми.
В представленной работе предлагается рассмотреть результативность интегрированных уроков географии с применением ИКТ технологий. На базе ГКУ СКОШИ №73 в рамках недель естественно-математического цикла проводились интегрированные уроки по географии и биологии; географии и физики; географии и математики, географии и экологии. Уроки проводились с помощью ИКТ технологий. Используемые минимальные несложные программные педагогические средства обеспечивали базовый необходимый наглядный уровень, способствующий появлению правильных представлений о взаимосвязях живой и неживой природы окружающего мира и человека, что является хорошим подспорьем для развития детей с интеллектуальными нарушениями.
Следует отметить что, несмотря на наличие обширного материала география как, впрочем, и другие науки вызывает определённую трудность у школьников с интеллектуальными нарушениями, но применяемый интеграционный элемент в совокупности с мультимедийными программно-педагогическими средствами даёт возможность: улучшить восприятие повышенной абстракции используемого в обучении материала; понимание используемых в обучении специфических терминов; появлению самоадаптации к наглядным материалам. Вследствие чего наблюдается уменьшение искажения представлений об окружающем мире и происходит формирование собственных хотя и минимально, но обоснованных позиций. Использование интегрированных уроков для детей с нарушениями интеллектуального развития является одним из действенных способов их обучения и социализации в целом. На основе анализа пробных проведенные в рамках недели предметов естественно-математического цикла интегрированных уроков учитывая все положительные и отрицательные моменты, формулируются следующие общие рекомендации для их проведения: Необходимо -
1) Изучить индивидуальные особенности учащихся – психофизические, особенностей познавательной и эмоционально - волевой сферы.
2) Выделить различные группы учащихся, отличающиеся уровнем усвоения материала на данный момент, уровнем работоспособности и темпом работы, особенностями восприятия, памяти, мышления, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3) Составить или подобрать дифференцированные задания, включающие различные приёмы, помогающие учащимся самостоятельно справиться с заданием или связанным с увеличением объёма и сложности заданий.
Следует отметить, что помимо формулирования общих рекомендаций были намечены частные уточнения, способствующие более полноценному восприятию учащимися с интеллектуальными нарушениями интегрированных уроков географии. Среди которых:
1) Не ставить учеников в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа;
2) Не требовать отвечать на новый, только что усвоенный материал.
3) Формировать у детей уверенность в своих силах.
4) Осторожно оценивать неудачи.
5) В минимальной степени отвлекать учеников от работы и т.д.