Открытые занятия в детском саду
Выполнила: Рыбина Ольга Вячеславовна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 181» г.о. Самара
Одна из важных форм организации методической работы – открытые занятия. Открытое занятие в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком занятии протекает реальный воспитательно-образовательный процесс. Особую значимость приобретают нестандартные, нетрадиционные занятия.
На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам, свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения. Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать посещающим.
Цель данных методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи педагогам в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса при подготовке и проведении открытых занятий.
Основные задачи данных методические рекомендаций:
способствовать повышению эффективности профессионального самообразования воспитателей и педагогов, в ходе подготовки к проведению открытых занятий, повышению качества проведения занятий, а так же, оказание методической помощи при анализе занятия, распространении педагогического опыта.
Открытые занятия – одна из важных форм организации методической работы.
Для открытого занятия может использоваться любой вид занятий. Время открытого занятия рекомендуется ограничить временными рамками в зависимости от контингента детей группы. За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы занятия, но и педагогические находки педагога.
Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных. Однако необходимость достижения методической цели открытого занятия накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Педагог, показывающий открытое занятие, должен обеспечить достижение методической цели. И самоанализ занятия осуществляется в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и с точки зрения освоения воспитанниками материала.
Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что воспитатель хочет показать посещающим.
Для кого и для чего проводятся открытые занятия:
1. Для членов методического объединения.
2. Для коллег в ДОУ.
Здесь возможна демонстрация классического занятия в рамках обучения молодых специалистов или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.
3. Открытое занятие с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.
4. Открытое занятие в присутствии эксперта с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.
5. Открытое занятие на конкурс.
Классический план занятия состоит из 3-х частей: Вступительная, Основная и Заключительная:
Вступительная (или вводная ) часть необходима, чтобы добиться внимания детей.
С самого начала занятия нужно удивить, заинтересовать, восхитить, то есть мотивировать их предстоящую работу.
В Основнойчасти занятия раскрывается и закрепляется тема. Здесь сосредотачиваются наиболее сложные виды деятельности. Показываются отобранные педагогом педагогические технологии, формы и методы работы, позволяющие решить поставленные задачи.
Третья часть Заключительная служит обобщением предыдущего процесса. Звучат слова благодарности воспитанникам. Попутно анализируется работа на занятии. Подводится итог.
Определение целей открытого занятия.
ЦЕЛЬ занятия - это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть достигнут педагогом и детьми в конце данного занятия (принцип «Здесь и теперь»). Для правильной формулировки необходимо пройти 2 шага.
На открытое занятие педагог готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который включает следующие документы:
- календарно-тематический план;
- план учебного занятия;
- дидактический, раздаточный материал;
- комплект видеоматериалов для ТСО;
Оформляется методическая разработка открытого занятия.
Структура методической разработки открытого занятия должна содержать
· пояснительную записку,
· структуру занятия,
· подробный конспект (сценарий) занятия,
· образцы дидактического материала,
· список используемой литературы и т.д.
В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль занятия, педагогические цели, задачи стоящие перед педагогом, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие.
Примеры открытого занятия по теме «Окружающий мир»
Занятия по окружающему миру являются важнейшей частью образовательного процесса. Дети познают повседневные предметы и явления, получают информацию о среде, в которой они живут, и учатся применять её на практике. Для младших дошкольников знакомство с действительностью только начинается, поэтому будут актуальны следующие темы:
- «Я мальчик, я девочка». Это занятие подойдёт как для первой, так и для второй младшей группы. Цель воспитателя — научить детей различать пол, называть свои имя, фамилию и отчество, привить воспитанникам культуру поведения с окружающими людьми, доброе отношение друг к другу. В процессе урока активно используются названия предметов одежды (сарафан, платье, штаны, рубашка и т. д.). Воспитатель может использовать куклы (Ваня и Катя) для взаимодействия с ребятами.
- «Герои народных сказок». Занятие для второй младшей группы, направленное на закрепление названий домашних и диких животных, развитие умения узнавать героев изученных сказок и эмоционально воспринимать художественную литературу. В процессе занятия воспитатель может использовать загадки на знание героев сказок и рассказов, попросить деток охарактеризовать их по какому-либо признаку (к примеру, лиса — хитрая, мама семерых козлят — добрая и т. д.).
- «Ловись, рыбка!». Игровое занятие, направленное на познание окружающего мира. Дети знакомятся со свойствами плавающих игрушек, учатся ловить их сачком. Для урока понадобится тазик или небольшой бассейн, каждый ребёнок получает сачок для ловли рыб.
- «Отправляемся в гости». Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к какому-либо сказочному герою на общественном транспорте. Вводятся или закрепляются (в зависимости от того, какая группа — первая или вторая) виды транспорта, правила поведения в нём. Могут использоваться загадки на виды транспорта, динамичные игры, к примеру, «Мы едем, едем, едем» и т. д.
- «Знакомство с матрёшкой». Главная цель этого урока указана в названии. Дети учатся собирать и описывать матрёшку, разучивают хороводную игру «Мы матрёшки», рассматривают иллюстрации с предметами одежды.