Статьи

Использование современных игрушек антистресс для активизации познавательно-речевого развития дошкольников. Авторы: Куляпина Снежана Николаевна, Лебедева Ольга Анатольевна

Куляпина С.Н., Лебедева О.А.

Использование современных игрушек антистресс для активизации познавательно-речевого развития дошкольников.

У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. С её помощью формируется жизненный опыт ребенка, познается окружающий мир, развивается мышление, память, воображение, создаются предпосылки учебной деятельности.

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

К игре дети готовы всегда и задача взрослого состоит в том, чтобы игра была не только развлечением, но и способствовало решению педагогических задач. Особенно это актуально в работе над правильной речью ребенка. Формирование таковой подразумевает многократное повторение упражнений в разных вариантах и формах. Эта работа представляется ребенку трудной и неинтересной. Здесь у нас есть возможность воспользоваться популярными, современными игрушками-антистресс: – скрепыши и бравлеры, тактильные сенсорные игрушки Поп-ит, симпл димпл. Это штучки, к которым тянутся детские ручки.

Эти миниатюрные дивайсы поднимают настроение и привлекательны для детей разных возрастов. Игра с ними развивает мелкую моторику, восприятие цвета, способствует созданию положительного эмоционального контакта родителей и ребенка и повышает заинтересованность детей в обучающих играх. Движение пальцев рук стимулирует деятельность центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка.

Ян Коменский отмечал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Наиболее популярные игрушки антистресс у детей:

Скрепыши — это резиновая игрушка, состоящая из нескольких частей. Основная часть – мультяшный персонаж, имеющий на противоположной стороне крепление для замочка. Поверх персонажа идет крепление в виде колечка. Вариантов использования очень много – их можно соединить между собой создавая необычные и яркие украшения, а можно скреплять ими шнурки, провода, наушники.

Бравлеры – это резиновые персонажи популярной игры Бравл Старс. Игрушка так же состоит из нескольких частей: соединения-замочки и присоска.

Поп-ит (с англ. pop it — «лопни это») — кнопочная игрушка, получившая популярность среди детей и подростков в России весной 2021 года. Представляет собой резиновую или силиконовую игрушку с полусферами для нажатия, при котором издаётся щёлкающий звук. Поп-иты бывают самых разных форм и цветов, но популярнее всего радужные расцветки.

Симпл-димпл – это компактная игрушка для снятия стресса. Внешне

поп-ит и симпл-димпл похожи разноцветными полусферами, но симпл-димпл имеет твердую пластиковую основу. Он состоит из 2−6 пузырьков, которые могут быть разных размеров.

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, изготовленная из стекла, глины, пластика. Мы используем набор стеклянных полусфер, пробки различного цвета от пластиковых бутылок.

Цель использования интересных для детей современных дивайсов: активизация познавательно-речевого развития.

В результате использования этих игр с детьми дошкольного возраста ожидается обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи и развитие фонематического восприятия.

Со скрепышами и бравлерами можно поиграть в игры, направленные на обогащение словаря ребенка. Выполняя задание, ребенок берет скрепыш или бравлер и соединяет их между собой. Выигрывает тот, у кого получится более длинная цепочка из скрепышей или бравлеров. Игры могут проводиться в паре педагог – ребенок, ребенок – ребенок или в подгруппе до 4 детей.

1. «Кто больше?». Задача: обогащать словарь по лексическим темам. Взрослый называет слова по одной теме, а ребенок по другой. Например: овощи – фрукты, домашние – дикие животные, зимующие – перелетные птицы и т.д.

2.«Назови детеныша». Задача: упражнять в названии детёнышей животных. Взрослый называет животное или домашнюю птицу, а ребенок его детеныша или птенчика. Например: лошадь – жеребенок, корова – теленок, свинья – поросенок, коза – козленок, овца – ягненок, кошка – котенок, собака – щенок, курица – цыпленок, гусь – гусенок, и т.п. по диким животным.

3. «Кто как голос подает». Задача: упражнять в образовании глаголов по звукоподражанию животных и птиц. Взрослый называет животное или птицу, а ребенок глагол по звукоподражанию: петух – кукарекает, курица – кудахчет, цыпленок – пищит, гусь – гогочет, утка – крякает, индюк – болбочет, сорока – стрекочет, синица – тинькает, ворона – каркает, сова – ухает и т. п.

5. «Антонимы». Задача: упражнять в употреблении слов с противоположным значением. Взрослый называет слово, а ребенок противоположное слово. Например: веселый – грустный. Глаголы: стоит, кричит, смеется, радуется, уронил, закрыл, забыл …Наречия: далеко, высоко, налево, назад, вниз …. Прилагательные: широкий, высокий, глубокий, длинный, тяжелый, смелый, грустный, старый, здоровый и т.п.

6. «Подбери действия к предмету». Задача: обогащать словарь глаголов. Взрослый называет предмет, а ребенок подбирает к нему слова-действия. Например: машина – едет, сигналит, ломается, буксует, тормозит, стоит, везет, мчится.

7. «Подбери признак к предмету». Задача: обогащать словарь прилагательных. Взрослый называет предмет, а ребенок подбирает к нему слова-признаки. Например: яблоко – спелое, красное, зеленое, хрустящее, сочное, сладкое, кислое, круглое.

В играх с попитами можно формировать грамматический строй речи:

1. «Веселый счёт 1 - 5». Задача: упражнять в согласовании числительных с прилагательным. Взрослый называет слово-предмет, а ребенок, нажимая на пупырышку попита согласовывает существительное с числительными один, два, три, четыре, пять. Например: Стол – один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов.

2. «Назови ласково». Задача: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Взрослый задает тему и называет слова, а ребенок называет их ласково. Например, домашние животные: корова - коровушка, лошадь - лошадка, кошка - кошечка, собака – собачка и т. п.

3. «Один – много». Задача: употреблять в образовании существительных мн. числа родительного падежа. Взрослый называет слово-предмет по выбранной лексической теме, а ребенок, нажимая ряд пупырышек попита называет предмет со словом «много». Например: кукла – много кукол.

4. «Исправь ошибку». Задача: упражнять в согласовании прилагательного и существительного в роде. Взрослый называет неправильное словосочетание -прилагательное + существительное, нажинаемая красную ячейку, а ребенок исправляет, нажимая зеленую ячейку. Например: зеленый груша – зеленая груша.

5. «Предлоги». Задача: упражнять в употреблении предлогов и ориентации в пространстве. Взрослый нажимает в центре попита ячейку и просит ребенка нажать ячейку над, под, справа, слева, сверху, снизу, в верхнем правом углу ячейку и т.д.

Отличным вариантом для развития навыков звуко-слогового анализа слов и фонематического восприятия являются игры в камешки марблс, симпл-димпл. Данный навык является важным подготовке ребенка к обучению в школе.

1. «Определи первый (последний) звук в слове». Задача: закрепить умение определять первый (последний) звук в слове. Взрослый называет слово, а ребенок определяет первый (последний) звук. Если твердый согласный звук, нажимаем синюю ячейку, мягкий согласный звук – зеленую, гласный звук – красную ячейки.

2. «Сколько звуков в слове». Задача: упражнять в определении количества звуков в слове. Взрослый называет слово из 3 -5 звуков, а ребенок называет их по порядку и нажимает ячейку симпл-димпл, или выкладывает камешки марблс. Например: дом – 3 звука (д, о, м).

3. «Назови слово на заданный звук». Задача: упражнять в назывании слов на заданный звук. Придумываем как можно больше слов на определенный звук, нажимая ячейки: снег, сок, собака., стол, сахар.

4. «Сколько слогов?». Задача: упражнять в умении определять количество слогов в слове. Взрослый называет слово, а ребенок по количеству слогов выкладывает камешки Марблс или нажимает ячейки симпл-димпл.

Таким образом, используя популярные, находящиеся в тренде игрушки-девайсы, мы повышаем мотивацию, интерес детей общеобразовательных и коррекционных групп к речевым играм. В результате расширяется словарь дошкольников, повышается грамотность речи, совершенствуются навыки фонематического анализа и синтеза. Данные игры могут быть использованы как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога и воспитателя.

Эти дивайсы могут использовать и родители для развития речи ребенка и полезного времяпровождения в путешествиях, поездках, на отдыхе и при любой свободной минутке.

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1974 – 95 с.

2. Каменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения.: в 2-х т. – М., 1988.

3. Сухомлинский В.А. О воспитании – М., 1975 – 272 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Куляпина С.Н., Лебедева О.А., учителя-логопеды МАДОУ «Детский сад

№ 175» г. Перми
Made on
Tilda