Статьи

Лучшие профессиональные практики современных педагогов. Автор: Жирнова Дарья Анатольевна

Жирнова Дарья Анатольевна

МДОУ «Детский сад 174»

Методическая разработка на тему : Лучшие профессиональные практики современных педагогов.

На современном этапе развития российского образования одним из приоритетных направлений государственной политики является повышение качества образования.

В свою очередь, в дошкольном образовании это предполагает развитие у детей таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В связи с этим возникает потребность в активном использовании новых методик, технологий, направленных на развитие творчества, познавательной активности, любознательности, формирования исследовательской деятельности и экспериментирования.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, хочет его познавать. Именно исследовательская деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Но в современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской познавательной деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам хотел бы исследовать практически все.

Обучение должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строиться как самостоятельный творческий поиск. Огромную роль при этом должен выполнять педагог, способный выстраивать образовательную среду, соответствующую Личности дошкольника, увлечь проблемой и заинтересовать процессом её глубокого исследования, пробудить жажду познания в каждом ребенке, напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.

Таким образом, актуальность и важность проблемы обусловили выбор темы инновационного проекта, основанного на использовании в работе с детьми методики исследовательского обучения дошкольников А.И.Савенкова.

Цель инновационного проекта – установление эффективности использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста методики исследовательского обучения дошкольников как средства формирования познавательно- коммуникативных компетентностей.

Задачи:

- изучение и внедрение в образовательный процесс методики исследовательского обучения дошкольников А.И.Савенкова;

- создание программно–методических и организационных условий в МДОУ по развитию познавательно–коммуникативных компетенций старших дошкольников в процессе исследовательской, проектной деятельности;

- обеспечение системного, содержательного и продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социума), направленного на обновление и совершенствование работы по развитию познавательно-коммуникативных компетенций дошкольников посредством поисково-исследовательской деятельности детей;

- повышение профессиональной компетенции педагогов, изменение позиции педагога из «носителя готовых знаний» в «организатора познавательной деятельности своих воспитанников»;

- развитие познавательных потребностей и способностей дошкольников, повышение их коммуникативной компетенции в процессе проектирования исследовательского поиска;

- разработка системы поисково-исследовательской деятельности детей в МДОУ.

Как показывает практика, познавательный интерес, коммуникативные умения и исследовательская активность ребёнка теснейшим образом связаны.

Исследовательская активность дошкольника основана на его познавательной потребности и является главным источником получения представлений о мире. Сочетание исследовательской и проектной деятельности способствует активизации познавательного интереса ребёнка, обеспечивает мотивацию к успешной образовательной деятельности. Также в процессе проектно- исследовательской деятельности дети овладевают умениями выражать свои мысли, свои представления о событиях и процессах окружающей их жизни, о действиях и поведении людей.

Эту взаимосвязь подтверждают известные учёные-практики.

По мнению А.И. Савенкова, доктора педагогических и психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета г. Москвы, наибольшего образовательного эффекта в этом направлении можно добиться, используя исследовательский метод обучения. Он отмечает, что исследовательский метод – это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. А.И. Савенков выделяет основные составляющие исследовательского метода – это выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Исследовательский метод по своей сути тесно связан с проектным методом. Метод проектов, по утверждению российского учёного и практика

С.Т. Шацкого, способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта во взаимодействии с окружающим миром, стимулирует детскую самостоятельность, выводит педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, активизировать сотрудничество детей и взрослых.

Поисково-исследовательская деятельность – это интегрирующийся с другими вид деятельности. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. В то же время владение математическими операциями облегчает процесс экспериментирования.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Ожидаемые результаты инновационной деятельности.

1. Созданы условия для развития познавательно-коммуникативных компетентностей дошкольников в процессе проектно-исследовательской деятельности.

2. Изменена позиция педагога из носителя готовых знаний в организатора познавательной деятельности своих воспитанников.

3. Создана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности детей в МДОУ.

4. Повышена сплоченность педагогического коллектива и родителей воспитанников на основе совместной проектной, исследовательской деятельности с детьми.

5. Накоплен опыт работы по развитию познавательно-коммуникативных компетентностей дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

6. Освоены модели проектно-исследовательской деятельности дошкольниками, что подразумевает:

умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

владение навыками экспериментирования, монологической, диалогической, связной речи, логического и творческого мышления, навыками подготовки текстов собственных докладов, основами музейной культуры, здорового и безопасного образа жизни.

7. Приобретен опыт самостоятельной исследовательской практики.

8. Выявлена положительная динамика сформированности познавательно- коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста.

С ноября 2015 года на базе МДОУ организована инновационная работа по теме «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования познавательно-коммуникативных компетенций дошкольников». В инновационной работе участвуют дети старшего дошкольного возраста групп «Неболейка», «Сударушка», их родители, воспитатели и педагог- психолог.

На начальном этапе было проанализировано состояние работы по познавательно-исследовательской деятельности детей и определены направления инновационной работы, а именно: изучена методическая литература, предметная среда групп МДОУ по изучаемой проблеме, готовность педагогов, детей и родителей к инновационной деятельности.

Анализ методической литературы показал, что имеется необходимая литература, а именно: О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», Л.Н. Мещикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет», Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», методические рекомендации по использованию методики Савенкова (задания, упражнения, игры) и другие.

На начальном этапе инновационной деятельности с педагогами было проведено тестирование с целью определения уровня знаний по проблеме и выявления их наибольших затруднений, диагностика компетенций дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности. Проанализировав результаты тестирования, педагогам групп были даны методические рекомендации по организации исследовательской деятельности с использованием методики Савенкова:

- проведен мастер-класс по обучению педагогов методике проведения занятий по познавательно-исследовательской деятельности с включением опытов и экспериментов;

- организован семинар-практикум по знакомству с методикой проведения игр, заданий, упражнений для развития у дошкольников умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать. В рабочие программы воспитателей старших групп были внесены коррективы с учетом внедрения инновационной методики исследовательского обучения дошкольников.

Анализ результатов диагностики компетенций дошкольника в познавательно- исследовательской деятельности, показал, что со сформированным уровнем всего 9,8% детей, с частично сформированным – 50%, а с несформированным – 40,2 %. Дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности, их мало интересует поисково-исследовательская деятельность. У большинства дошкольников отсутствует ряд навыков и необходимых умений для экспериментирования (затрудняются в сравнении и классификации предметов и явлений, анализируя, не всегда выделяют главное, суть; не могут правильно выразить в речи результаты своих наблюдений, экспериментов, сделать выводы и умозаключения; не умеют планировать этапы своей деятельности, если проблему и видят, не могут решить ее, постоянно ждут помощи взрослого, подсказки, совета, совместного действия, познавательный интерес выражен недостаточно). Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Исходя из результатов мониторинга, наметили план работы с детьми. Составили перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности с использованием игр, заданий, упражнений, разработанных Савенковым, целью которых было научить детей видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, уметь классифицировать, наблюдать, проводить опыты и эксперименты. Перспективно- тематический план разбит на блоки, в которые входят темы: «Вода», «Песок», «Воздух», «Камни», «Магнит», «Бумага». Каждая тема подразумевает определенный цикл занятий. Занятия ориентированы на развитие умений детей проводить опыты, наблюдения, эксперименты, делать выводы, умозаключения, связно излагать собственные мысли, задавать вопросы и отвечать на них. Такие же игры, задания, упражнения включались и при проведении режимных моментов (на прогулке, в наблюдениях, беседах).

Немаловажное значение имеет взаимодействие с родителями. Для выявления уровня знаний в данной области родителям групп были розданы анкеты. Анализируя результаты, можно отметить, что большинство родителей имеют представление о том, что такое познавательно-исследовательская деятельность, знают, какие виды образовательной деятельности проводятся в этом направлении, но испытывают затруднения в проведении самостоятельных занятий и опытов с детьми дома. Для повышения компетентности родителей в данной области был составлен план по взаимодействию с родителями воспитанников, в котором были намечены различные мероприятия: консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, подготовлены памятки, буклеты.

В рамках эксперимента в процессе реализации инновационной работы по исследовательской деятельности дошкольников производилось психологическое сопровождение участников эксперимента в достижении поставленных целей, где учитывались психологические и возрастные возможности воспитанников, психологический климат в педагогическом коллективе и интересы родителей.

Далее, педагоги согласно перспективному плану еженедельно проводили различные занятия, в которые включались игры, задания, упражнения, опыты, эксперименты с различными материалами по методическим рекомендациям Савенкова. На этих занятиях дети учились наблюдать, находить различную информацию о предметах, явлениях, проводить эксперименты с водой, воздухом, магнитом, глиной, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, задавать самостоятельно вопросы, используя различные упражнения («Исправление ошибок», «Угадай, о чем спросили» и другие).

Была пересмотрена и дополнена предметно-пространственная среда в группах, а именно: пополнился дидактический материал. Воспитатели изготовили своими руками дидактические игры: «Необычные цветы», «Кто чем питается», «Чей хвост?», «Такие разные животные» и другие. Оформили альбомы: «Времена года», «Комнатные растения», «Какие молочные продукты делают из молока» и другие.

Осуществлялось тесное взаимодействие с родителями, было проведено родительское собрание-практикум «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование – что это такое?», в котором родители знакомились с методикой проведения опытов, экспериментов, учились вместе с детьми выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. Также были проведены консультации: «Как научить ребенка исследовать?», «Создаем проект вместе», «Развиваем внимание, мышление – учим ребенка быть любознательным». Были даны практические рекомендации «Экспериментируем дома с воздухом», «Проводим опыты с водой».

Очень интересной формой работы считаем использование лэпбуков при ознакомлении дошкольников со свойствами и качествами предметов, материалов и явлений, а также в реализации проектов по исследовательской деятельности с привлечением родителей. Например: при знакомстве с песком, его свойствами, применением в жизни человека, родители и дети находили различную информацию о песке в книгах, интернете, проводили опыты. В итоге оформили лэпбук, где разместили в кармашках стихи, загадки, сделали игры в форме разрезных картинок, придумали картинки-схемы для изображения свойств песка, нашли картинки об использовании песка в жизни человека.

Пусть небольшим, но положительным результатом проведённой работы стало то, что дети с удовольствием и охотой участвуют в наблюдениях и экспериментах, сравнивают и классифицируют объекты и явления, формируют умения объединяться для наблюдений и экспериментов, работать в парах, подгруппе.

26,7 % детей (12 человек из общего количества детей, участвующих в инновационной деятельности), задают развернутые, логически правильно сформулированные вопросы, дают обстоятельные, полные ответы, умеют увидеть и выявить проблему, способны решить ее разными способами.

Эффективность данной работы подтверждена участием детей этих групп в конкурсах исследовательских проектов: они победители конкурса исследовательских проектов «Здравствуйте, комнатные растения», «Чудеса кока-колы», «Пейте дети молоко – будете здоровы!» на уровне детского сада; победители муниципального конкурса исследовательских работ «Я – исследователь» в номинации «Самая оригинальная работа».

В эффективности использования методики А.И. Савенкова по познавательно- исследовательской деятельности убедились уже после недолгого применения новых приёмов. Детей на занятиях не надо было искусственно активизировать. Увлекая детей в необычный мир, развивали творчество и воображение, формировали познавательную активность, любознательность, умение самостоятельно добывать информацию.

Целенаправленное использование методов и приёмов А.И. Савенкова в образовательной деятельности позволило отметить уже первые положительные результаты: в значительной степени повысилась активность детей в процессе образовательной деятельности, дети стали чаще задавать вопросы взрослым и сверстникам, стали пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. У некоторых детей заметно улучшилось состояние памяти и речи при описании и защите результатов исследований.

Итак, внедрение модели проектно-исследовательской деятельности детей через новую педагогическую технологию в образовательной практике способствует развитию у детей поисково-исследовательской активности – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит совершенствовать поисково-исследовательскую активность дошкольников, определить перспективу в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

Эффективность работы по исследовательской деятельности во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Л.С. Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…».

Известно, что развивающая предметно-пространственная среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательно-исследовательскую деятельность одновременно всех детей группы. В ней дети реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

В группах оборудованы уголки экспериментирования с различными материалами, которые совмещены с уголками природы. Материал в них подобран с учетом возраста детей, программных задач и способствует формированию познавательно-исследовательской деятельности.

Для опытов, экспериментов есть необходимое оборудование, а именно:

- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, керамика, разного объема и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена;

- бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, шурупы, детали конструктора;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

- красители пищевые и непищевые: гуашь, акварельные краски и другое;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи.

Также имеется картотека опытов, настольно-печатные игры: «Почемучка», «Ботаническое лото», «Лото растений и животных».

В группах имеется уголок зеленых посадок – «Огород на окне», где дети выращивают из семян горох, овес, ухаживают за посадками лука, моркови, петрушки, ведут дневник наблюдений, фиксируют изменения растущих растений.

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать и расширить реалистические представления о ней, о природных явлениях помогает чтение книг и рассматривание иллюстраций познавательного характера. В книжных уголках групп подобраны детские справочники, энциклопедии («Детская энциклопедия», книги из серии «Все обо всем», «Я познаю мир»), детские журналы, посвященные разной тематике. Все они прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, которые помогают в поиске информации о предметах, явлениях при проведении опытов.

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

2. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников // Дошкольное образование. 2007. № 23.

3. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.

4. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие познавательных способностей. 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.

5. Савенков А.И. Маленький исследователь: как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.

6. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления. 5-6 лет. Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.
Made on
Tilda