Реализация принципа наглядности на уроках математики в старшей школе
Для того чтобы развить самостоятельность и инициативность у школьников, для лучшего усвоения учебного материала и приобретения определенных навыков, существуют различные методы, одним из которых является наглядность.
Наглядность обучения – это одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование у учащихся всех форм мышления, служит для них источником приобретения объективных научных знаний об окружающей действительности, развития речи и самостоятельности понимания.
Принцип наглядности – дидактический принцип обучения, относящийся к числу ведущих. Его необходимость обосновывается переходом от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. В соответствии с принципом наглядности обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.
Наглядность в педагогических исследованиях трактуется по-разному, а именно: иллюстрация устного изложения материала учителем, средство познавательной деятельности, форма представления учебного материала, свойство учебных моделей, дидактический принцип.
В 17 веке впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Ян Амос Коменский: «Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения» [2]. В настоящее время это определение мы знаем, как «золотое правило» дидактики.
После него вплоть до нашего времени многие либо дополняли определение, либо вводили свое. Константин Дмитриевич Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработав ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями. Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление [3].
Далее в статье мы будем понимать под наглядностью следующее: наглядность в обучении математике – это совокупность материальных, материализованных, идеальных действий, совершаемых как обучающим, так и обучаемым в ходе реализации дидактической цели обучения.
Математика является важным предметом, но к сожалению, из-за особенностей ее изучения в старшей школе у многих школьников возникают трудности. И если упустить момент, обучающиеся не только не поймут материал, но и начнут относиться к предмету негативно. Очень важно заинтересовать школьников, показать на наглядных примерах, что математика не сложна, достаточно лишь увидеть особенности тех или иных определений, свойств, формул и функций. И с помощью принципа наглядности мы можем это реализовать как на уроках геометрии, так и алгебры.
Например, с помощью ментальных карт, которые используются для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание материала, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения. Их можно давать как индивидуально, каждому школьнику, в качестве некой шпаргалки, которой можно пользоваться во время выполнения заданий, за исключением контрольных, так и коллективно, когда класс работает совместно и делает плакат, который в последствии можно повесить на стену в классе и обращаться к нему по мере необходимости. Причем ментальные карты могут быть как механическими (рис. 1), без добавления дополнительных элементов, так и творческими (рис. 2), когда помимо стандартного материала, ученик использует понятный ему ассоциативный ряд, что способствует лучшему усвоению материала.
Если рассматривать уроки геометрии, то здесь мы можем воспользоваться готовыми геометрическими моделями, причем они бывают разных видов, полигональные, когда есть вся совокупность вершин, ребер и граней, и каркасные, где грани отсутствуют. И те, и другие можно изготовить самостоятельно, достаточно выбрать какого вида модель нужна. Очень важно, чтобы школьники собирали модели сами, к зрительной памяти добавятся осязательная, а также это поспособствует развитию мелкой моторики рук. На наш взгляд, каркасные модели лучше, так как есть возможность увидеть, как ведут себя прямые проходящие через фигуру, а плоскость во время сечения.
Также при обучении математики нам могут помочь и средства ИКТ. Многие учителя давно пользуются такими программами как GeoGebra, Grapher, Maxima и другими программами на уроках алгебры и геометрии. В них можно строить графики, делать стереометрические чертежи, возможности каждой программы разные и найти подходящую может каждый.
Но несмотря на новые технологии не стоит забывать и о старых. В наглядном изучении геометрии учителям существенно может помочь «Альбом стереочертежей по геометрии» [1]. Существует уникальное издание книги Григория Алексеевича Владимирского 1963 года. Разработку данного альбома он начал в 30-е годы. Данное пособие предназначено для учащихся старших классов. Явление стереоскопического эффекта, которое используется в книге, способствует яркому восприятию и прочному запоминанию учебного материала. Книга состоит из двух частей, первая часть содержит 80 чертежей к школьному курсу стереометрии, каждый чертеж сопровождается кратким текстом, в котором приводятся название и определение изображенной фигуры или сформулирована зависимость между элементами данной фигуры в соответствии с теоремой. Во второй части даны изображения 80 фигур к стереометрическим задачам из сборника задач по геометрии Н. Рыбкина, а сопроводительный текст к изображенной на чертеже фигуре содержит условие задачи. Благодаря правильному использованию стереоочков каждая фигура становится объемной и помогает лучше формировать пространственное представление [1].
Использование принципа наглядности поможет нам не только развить пространственно-образное мышление, но и поспособствует в увеличении заинтересованности предметом. Из приведенных нами примеров мы можем увидеть, что не только средства ИКТ помогают нам в этом, а также и старые, проверенные на практике обычные каркасные фигуры, учебники и многое другое. Поэтому можно сказать что основным принципом наглядности будет являться следующая цитата: «Всё новое – это хорошо забытое старое».
Литература:
1. Владимирский Г. А. Стереоскопические чертежи по Геометрии. – М.: Просвещение, 1962. – 175 с.
2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1995. – 620 с.
3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – Т 2. – М., 1939.