Статьи

«Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования многофункционального игрового модуля «Карусель». Автор: Иванова Татьяна Ивановна



Опыт работы на тему «Развитие технического творчества детей
дошкольного возраста посредством использования многофункционального игрового модуля «Карусель».
МБУ детский сад №125 «Росточек», г.о.Тольятти Иванова Татьяна Ивановна, воспитатель

Техническое детское творчество является одним из важных способов

формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию

устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и

изобретательские способности.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к техническому творчеству, так как именно в этот период происходит интенсивное развитие психических процессов, составляющих основу для конструкторской и творческой деятельности (мышление, воображение, внимание, память). Фантазии старшего дошкольника уже присущи оригинальность, вариативность, гибкостью и подвижность, позволяющие ему мысленно представить какой-либо необычный образ, а затем реализовать этот образ в рисунке, поделке или конструкции.

Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают различные постройки (гаражи для техники, рыцарский замок и т.п.), играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Интерес к техническому творчеству у дошкольника начинается с интереса к

умениям делать что-то своими руками: - складывать в определенной последовательности предметы и части предметов в единую конструкцию; - склеивать или соединять (подгонять) отдельные детали.

Одним из условий развития технического творчества является создание в группе специальной предметно-пространственной среды – уголка конструирования, где представлены различные виды конструктора.

Для развития технического мышления у дошкольников, самое главное - создать у дошкольников установку на творческий поиск. С этой целью мы разработали многофункциональный игровой модуль «Карусель».



Он представляет собой вращающийся круг, разделенный на 4 части (сектора). Каждый сектор представляет собой отдельную площадку для объединения объектов конструирования в соответствии с выбранной тематикой. Стены секторов модуля закрываются фоновым изображением, которое меняется в зависимости от темы. Изображение может быть готовым или нарисованным детьми. В соответствии с календарно-тематическим планированием нами были выбраны и предложены детям темы конструктивно-модельной деятельности по созданию объектов: «Дом.Жилище», «Наш город». Реализация содержания образовательной работы по развитию конструктивно-модельной деятельности по заданной тематике осуществлялось на основе интеграции с другими образовательными областями: - «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов технического творчества); - «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие элементарных математических представлений). Детям было предложено создать (построить) объекты и расположить их в секторах. По теме «Дом. Жилище» объекты были условно разделены по секторам на комнаты квартиры, дома. С помощью фоновых картин определились четыре сектора (прихожая, гостиная, ванная и кухня). По теме «Наш город» сектора условно обозначились как детская площадка, улица, зоопарк, магазин. Фоновые картинки менялись в соответствии с обозначенными секторами. Дети заранее договаривались и делились на мини-группы для работы, работали самостоятельно. По ходу конструирования сектор наполнялся разнообразными объектами, процесс конструирования плавно переходил в игровую деятельность. Использование нашего модуля характеризует особое построение заключительного этапа деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет работу. Процесс конструирования был не завершенным, ребята постоянно добавляли и видоизменяли постройки по ходу обыгрывания, проявляли свое творчество.

Многофункциональный игровой модуль «Карусель» является частью предметно-

развивающей среды, находясь в поле зрения детей способствует проявлению активизации к конструктивной деятельности в самостоятельной деятельности, проявления творчества при составлении плана – схемы сектора, моделей будущих объектов. Смена тематики обусловлена уровнем проявляемого интереса к деятельности.

Благодаря применению игрового модуля при создании предметно-развивающей среды повышается степень активности и интереса к конструктивно-модельной деятельности, а соответственно и развитие технического творчества.

Важной особенностью детского технического творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Техническое творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы.

Спасибо за внимание!!!
Made on
Tilda