ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
Гисматулова Лилия Рамазановна
учитель химии и биологии
Современная школа – это учреждение, куда на протяжении девяти-одиннадцати лет ребёнок ходит учиться и проживает большую часть своей жизни. Самое ценное у человека — это здоровье, именно оно обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Считается, что основной задачей школы является получение образования и сохранение в процессе обучения здоровье детей. Успешность обучения связана с состоянием здоровья обучающегося. Это требует внимательного отношения к организации учебно-воспитательного процесса в школе: соблюдение оптимальных физиолого-гигиенических и экологических условий. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с раннего детства.
С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии, которые позволяют добиться положительных изменений в состоянии здоровья учащихся и являются средством повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образование должно осуществлять укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.
Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
1. Отсутствие назидательности и авторитарности
2. Элементы индивидуализации обучения
3. Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
4. Интерес к учебе, желание идти на занятия
5. Наличие физкультминуток
6. Наличие гигиенического контроля.
Уроки химии и биологии позволяют воспитывать культуру здоровья, которая воплощается у учащихся в потребности вести здоровый образ жизни, в заботе о своем здоровье. Для этого необходимо рационально чередовать различные виды учебной деятельности на уроке. Плотность урока должна быть оптимальна, необходима эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, динамические паузы.
Учитель должен использовать уважительный стиль общения. Использование активных методов и активных форм обучения позволяют организовать обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.
Включение в урок специальных методических приёмов и средств обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д.
В начале урока необходимо мотивировать детей на успех и хорошие эмоции, используя несколько упражнений релаксации. Это занимает на уроке 1-2 минуты и дает положительный эффект. Для безболезненного переключения с одного вида деятельности на другой можно использовать упражнения релаксации и в течении урока.
Другим важнейшим аспектом является психологический комфорт обучающихся во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. При формировании эмоционального настроя помогает красивая музыка, чтение стихов и применение фрагментов видеофильмов на уроках.
Каждый ученик на уроке должен чувствовать себя комфортно и спокойно. Это реализуется через выполнение гигиенических условий: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, исключить монотонные звуковые раздражители.
На уроке необходимо проводить физкультминутки. В кабинете имеется тренажер для глаз, который используется на уроках для коррекции зрения учащихся. Они служат профилактикой нарушения зрения и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Ведущие методы на уроке – создание проблемной ситуации, ситуации успеха. Использование алгоритмов, схем, таблиц, применяются с целью развития умения анализировать, сопоставлять, делать выводы и проводить эксперименты, как на уроках химии, так и биологии. Необходимо постоянно искать и находить самые эффективные пути обучения и воспитания школьников, стремясь дать им глубокие и прочные знания, привлекать информацию о последних достижениях научно-технического прогресса. Используя здоровьесберегающие технологии, элементы индивидуализированного обучения, личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, ИКТ-технологии, технологию проектирования, достигает 100 % усвоения материала на высоком уровне, помогает систематизировать знания учеников, постоянно усложняя поставленные цели.
Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным.
Результатами внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии является снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений. «Здоровые дети – здоровая нация». Будем следовать этому, уделяя огромное внимание здоровью учащихся. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Гисматулова Лилия Рамазановна
учитель химии и биологии
Современная школа – это учреждение, куда на протяжении девяти-одиннадцати лет ребёнок ходит учиться и проживает большую часть своей жизни. Самое ценное у человека — это здоровье, именно оно обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Считается, что основной задачей школы является получение образования и сохранение в процессе обучения здоровье детей. Успешность обучения связана с состоянием здоровья обучающегося. Это требует внимательного отношения к организации учебно-воспитательного процесса в школе: соблюдение оптимальных физиолого-гигиенических и экологических условий. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с раннего детства.
С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии, которые позволяют добиться положительных изменений в состоянии здоровья учащихся и являются средством повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образование должно осуществлять укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.
Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
1. Отсутствие назидательности и авторитарности
2. Элементы индивидуализации обучения
3. Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
4. Интерес к учебе, желание идти на занятия
5. Наличие физкультминуток
6. Наличие гигиенического контроля.
Уроки химии и биологии позволяют воспитывать культуру здоровья, которая воплощается у учащихся в потребности вести здоровый образ жизни, в заботе о своем здоровье. Для этого необходимо рационально чередовать различные виды учебной деятельности на уроке. Плотность урока должна быть оптимальна, необходима эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, динамические паузы.
Учитель должен использовать уважительный стиль общения. Использование активных методов и активных форм обучения позволяют организовать обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.
Включение в урок специальных методических приёмов и средств обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д.
В начале урока необходимо мотивировать детей на успех и хорошие эмоции, используя несколько упражнений релаксации. Это занимает на уроке 1-2 минуты и дает положительный эффект. Для безболезненного переключения с одного вида деятельности на другой можно использовать упражнения релаксации и в течении урока.
Другим важнейшим аспектом является психологический комфорт обучающихся во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. При формировании эмоционального настроя помогает красивая музыка, чтение стихов и применение фрагментов видеофильмов на уроках.
Каждый ученик на уроке должен чувствовать себя комфортно и спокойно. Это реализуется через выполнение гигиенических условий: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, исключить монотонные звуковые раздражители.
На уроке необходимо проводить физкультминутки. В кабинете имеется тренажер для глаз, который используется на уроках для коррекции зрения учащихся. Они служат профилактикой нарушения зрения и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Ведущие методы на уроке – создание проблемной ситуации, ситуации успеха. Использование алгоритмов, схем, таблиц, применяются с целью развития умения анализировать, сопоставлять, делать выводы и проводить эксперименты, как на уроках химии, так и биологии. Необходимо постоянно искать и находить самые эффективные пути обучения и воспитания школьников, стремясь дать им глубокие и прочные знания, привлекать информацию о последних достижениях научно-технического прогресса. Используя здоровьесберегающие технологии, элементы индивидуализированного обучения, личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, ИКТ-технологии, технологию проектирования, достигает 100 % усвоения материала на высоком уровне, помогает систематизировать знания учеников, постоянно усложняя поставленные цели.
Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным.
Результатами внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии является снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений. «Здоровые дети – здоровая нация». Будем следовать этому, уделяя огромное внимание здоровью учащихся. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».