Статьи

Использование игр на уроках географии в 5-9 классах. Автор: Коростелева Наталья Васильевна

Коростелева Н. В.

учитель географии

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Раменское», Раменское, РФ

freebird1999@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 5-9 КЛАССАХ

Аннотация. В статье описывается опыт использования игр на уроках географии, которые могут быть использованы в практике при изучении подобных тем другими учителями.

Ключевые слова: игра, география, урок, познавательная деятельность

География представляет собой предмет, направленный на формирование у обучающихся системы социально ориентированных знаний о нашей планете, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества [1].

Географические знания для человека играют большую роль, так как они помогают решать общегосударственные и региональные проблемы, возникшие в результате взаимодействия человечества с окружающей средой. Предмет «География» направлен на изучение географических закономерностей, теорий, законов, гипотез; является базой в системе непрерывного географического образования или основой для последующей уровневой дифференциации [1].

Для овладения сложным, но интересным материалом об окружающей действительности на уроках географии учителю необходимо использовать нетрадиционные методы и формы обучения на разных этапах урока, что позволит ему активизировать познавательную деятельность школьников. Для этого отлично подойдут игры. В курсе изучения географии с 5 по 9 класс найдутся темы, при изучении которых можно использовать элементы игры на одном из этапов урока. Такие игровые моменты помогут изучить сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов. По уровню игры учителю также можно определить, насколько ученики усвоили материал, а учебный материал в игровой форме наиболее удобно подавать для учеников для последующего качественного запоминания [2].

В своей практике я использую игры на уроках географии в 5, 8, 9 классах. Приведу примеры некоторых из них.

Самым популярным видом игры, который я использую во всех классах, является викторина. Викторина используется мною на практике на уроках обобщения пройденной темы, а также мини версии викторина на этапах урока «Актуализация полученных знаний» и «Проверка полученных знаний». Успешное прохождение викторины оценивается. Например, после прохождения в 9 классе темы «АПК: растениеводство и животноводство» мы с учениками проводили викторину, где они продемонстрировали свои знания. Таким образом, я проверила сформированность знаний у учеников, но а ученики получили яркие эмоции от игры. Викторина уникальна тем, что в любом классе ее можно использовать при прохождении любой темы.

Дидактические игры также нередко мною используются на практике. Например, на этапе «Первичное знакомство с новой темы» в 9 классе использую игру «Угадайка». При знакомстве с темой «Пищевая промышленность в России» ученики познакомились с основными пищевыми отраслями, основными факторами размещения этих отраслей. После рассказа ученикам была предложена игра. Им надо было соотнести отрасль и фактор, который будет оказывать большое влияние на ее размещение. После чего ученики соревновались, кто же больше даст правильных ответов, тем самым получая новые знания.

Помимо этого на уроках нередко используются игры по типу «Найди соответствие». Такие игры хорошо использовать именно на этапе закрепления пройденного материала. Например, такая игра была использованы при изучении темы в 5 классе «Виды изображения земной поверхности». На уроке дети познакомились с основными видами изображения земной поверхности, а на этапе закрепления полученных знаний им было предложено сопоставить карточки «Виды изображения»-описание.

Игра по типу Alias или «Географическая угадайка». Используется на этапе проверки домашнего задания или на этапе закрепления пройденной темы. Например, в 8 классе мы познакомились с темой «Типы климата». Ученикам на дом было задано выучить описание климатических поясов. На уроке им было предложено вытянуть одну карточку. Ученик, который вытягивал карточку, должен был описать тот климатический пояс, который был записан на карточке, а остальные ученики должны были угадать, о чем рассказывает ученик с карточкой.

«Географический конструктор» можно использовать на всех уроках: и при знакомстве с новой темой, и при закреплении полученных знаний. Данная игра предполагает соотношение каких-то фактов с определенным географическим объектом. Например, при знакомстве с темой «Федеральные округа. Районирование. Виды районирования территории» в 8 классе можно соотносить субъекты Российской Федерации с федеральными округами. Ребята разложили кружки округов и при помощи атласов стали приклеивать маркеры с названием субъектов. Таким образом, осуществлялась одновременно работа с атласом и игровая деятельность, что способствовало развитию функциональной грамотности и интереса к изучению темы.

Географическое домино является одной из любимых игр у пятиклассников. Домино лучше всего использовать на этапах «Актуализация полученных знаний» или «Закрепление полученных знаний». Например, географическое домино было использовано после знакомства с условными знаками планов местности. Детям нужно построить цепочку из карточек таким образом, чтобы совпали название условного знака и изображение. Также можно использовать подвид домино – тримино. Сложить треугольник, который будет состоять из трех карточек, связанных одной темой. Например, в 8 классе можно использовать тримино при проверке домашнего задания – описание одного из периодов геохронологической шкалы формирования рельефа России.

Географическое лото также любимо среди пятиклассников. Можно использовать при закреплении полученных знаний, а можно и на обобщающих уроках. Например, в лото пятиклассники играли на обобщающем уроке, посвященном географическим открытиям. Ученикам были предложены карточки с фото мореплавателей. Для учеников зачитывались открытия этих мореплавателей, если ученик догадывался, о ком идет речь, он поднимал руку, отвечал и при правильном ответе получал фишку. Другие ребята, при обнаружении данного мореплавателя, также получали фишки.

Таким образом, можно сказать, что география может быть не только сложной наукой, но и веселой, познавательной. Посредством игр на уроках географии мы можем активизировать познавательный интерес обучающихся к изучению предмета, повысить мотивацию при освоении курса, расширить кругозор.

Список использованной литературы

  1. Стрельникова, Т. Д. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ООО». – Режим доступа: https://iom48.ru/wp-content/uploads/2022/06/geografiya.pdf
  2. Сергеева, М. Е. Игровые технологии на уроках географии 5-9 классы/ М. Е. Сергеева.- М. : Дрофа, 2007. – 135 с.


2024-01-18 16:18