Статьи

«В гостях у Забавы. Мордовские народные подвижные игры». Автор: Лапина Елена Николаевна

Муниципальное автономное детское образовательное учреждение


«ЦРР - детский сад №2»


Открытый просмотр педагогической деятельности




«В гостях у Забавы. Мордовские народные подвижные игры»



Подготовила: воспитатель высшей квалификационной


категории Лапина Елена Николаевна






Цели:

- воспитывать у детей патриотические чувства к своей малой родине;

- воспитывать интерес и уважение к национальным традициям;

Задачи:

- продолжать знакомить детей с мордовскими народными играми;

- развивать связную речь;

- учить выполнять роль водящего в подвижной игре;

-учить к самостоятельному выполнению правил;

- воспитывать желание играть в мордовские народные игры;

- обобщить знания о государственной символике Мордовии;

Оборудование: колечко, платочек, клей, полоски красного, белого и синего цвета на каждого ребенка, кисточки, салфетки, Флаг Республики Мордовия.

Предварительная работа: беседа, чтение произведения мордовского фольклора, рассматривание иллюстраций, экскурсии в мини-музей.

Словарная работа: мордовская народная игра.

Области образования: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Ход ООД:

I. Организационная часть.

Воспитатель: А сейчас поздороваемся по-мордовски.

Дети: Шумбрат.

Воспитатель:

Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

II. Основная часть.

Воспитатель: Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Воспитатель: Ребятки, а как называется наша Родина?

Дети: Наша Родина – Россия.

Воспитатель: как называется наша маленькая Родина?

Дети: Республика Мордовия.

Воспитатель: А как называется город, в котором мы живем?

Дети: Город Саранск.

Воспитатель: Да, ребята, мы живем в Мордовии. В республике живут люди разных национальностей: русские, мордва, татары… Все они друг с другом дружно, друг другу помогают в беде, вместе радуются.

На праздниках поют песни, танцуют, а так же играют в различные веселые игры. У каждого народа есть свои интересные и познавательные игры, которые нас учат быть сильными, ловкими, смелыми, а так же внимательными, умными, добрыми, отзывчивыми.

Такие игры есть и у мордовского народа. Эти игры слагались, то есть сочинялись, а потом передавались из поколенья в поколенье, то есть наших бабушек и прабабушек учили играть их бабушки и мамы, а потом они учат играть и нас.

Мордовские народные игры учат нас быть добрыми, помогать друг другу, рассказывают нам о том, как и во что, играли раньше детки.

Воспитатель: Какие вы знаете мордовские народные игры?

Дети: «В белочек», «Раю-раю», «В волков», «Колечко», «В круги».

Воспитатель: А вы хотите поиграть в мордовскую игру?

Дети: Да.

Воспитатель: В какую игру поиграем?

Дети: «Колечко».

Воспитатель: А по-мордовски она называется СУРКС. Хором скажем …

Дети: Суркс.

Воспитатель: прежде чем начать игру, нужно выбрать водящего с помощью считалки (выбирается ребенок, и он начинает проговаривать считалку) :

Один, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Игра «Колечко» («Суркс»).

Воспитатель: Все встают в круг. Водящий в центре, потом водящий нарочно передает колечко ребятам по-очереди. Тот ребенок, которому водящий по-настоящему передаст колечко, после слов водящего «Выходи со мной плясать» выходит с водящим в центр круга и начинают плясать под музыку. Всё понятно? Итак.

Хором: Раю, раю, раю,

Игру мы начинаем.

(Игра проводится под музыку, дети выполняют элементы движений мордовского танца, проводится 3 раза).

Воспитатель: Молодцы! Устали? Немного отдохнем. Присели все на стульчики.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Воспитатель: А хотите ещё поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель: А поиграем мы в мордовскую народную игру «Раю-раю».

Игра «Раю-раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – перо, другой – кнопка). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Воспитатель: Молодцы. Ещё поиграем?

Дети: Да.

Воспитатель: А поиграем мы в мордовскую народную игру «В круги», а по-мордовски называется «Кругсо» (дети повторяют).

Воспитатель: Но сначала нам снова нужно выбрать водящего. Посчитаем считалку по-мордовски.

Вейке, кавто, колмо, ниле, вете,

Минь карматано налксиме вейсэ.

Воспитатель: Молодцы! становятся в круг.

Игра «В круги»

Водящий стоит с завязанными глазами в центре круга. Итак, все Детки берутся за руки, ходят по кругу и приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становись во кружок

И скорей кого-нибудь

Своей ручкой ты коснись,

Отгадать торопись.

Дети останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их; он должен узнать ребенка и назвать его ему. Если водящий угадает ребенка, то они меняются местами и игра продолжается.

Хором: Раю, раю, раю,

Игру мы начинаем.

(Игра проводится под музыку, дети выполняют элементы движений мордовского танца, проводится 3 раза).

Воспитатель: Молодцы! Садитесь все на стульчики.

Воспитатель: Вам понравилось играть?

Дети: Да.

Проводится анализ работ.

Воспитатель: В какие игры мы играли сегодня?

Дети: мы играли в мордовские народные игры «Колечко», «Раю-раю»,«В круги».

Воспитатель: Молодцы!

Скажем «До-свидания», а по-мордовски «Вастомазонок».
Made on
Tilda