Вариативность программы STEAM образования и внедрение в среду в группах раннего возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда STEAM-образования, интегрируется в содержании различных образовательных модулей в процессе детской деятельности.
В программу входят шесть образовательных модулей: «Дидактическая система Ф. Фрёбеля», «LEGO-конструирование», «Математическое развитие», «Робототехника», «Мультстудия «Я творю мир», «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Созданная развивающая предметно-пространственная среда, рассчитанная на детей разного возраста. Для развития познавательной активности и самостоятельности детей. Подходящая в условиях адаптации.
В группе раннего возраста работа направлена на развитие чувственного аппарата, это позволяет эффективно развивать память, внимание, мышление, речь.
Познание окружающего мира в данном возрасте начинается с ощущений, с восприятия, чем они богаче, тем шире знания, полученные детьми.
Приведем пример о реализуемой задачи каждого модуля через развивающие игры и дидактические приемы.
Образовательный модуль «Робототехника»
Первый опыт программирования, простой и понятный, не связанный с использованием компьютера. Карточки-помощники с проложенным маршрутом в виде стрелочек помогут детям узнать где находиться сокровище или куда едет машина, а может быть найдут путь избежать трудности на пути. Игровая ситуация может быть смоделирована как на открытом воздухе, так и в групповом пространстве. Поскольку еще не все дети хорошо ориентируются в пространстве и знают направления лево-право, вперёд-назад им могут быть в помощники напечатанные направления в виде стрелок. Стрелки выкладываются либо взрослым, либо ребенком по карточке, а также в совокупности в зависимости от ситуации.
«Экспериментирование с живой и неживой природой»
«Волшебство через стеклышко».
Для данного опыта необходим набор цветных линз (можно заменить закрашенной фломастером прозрачной плотной пищевой пленкой).
Через представленные материалы светит солнечный свет, который окрашивает предметы по выбору детей или заданные воспитателем. Так же можно рассмотреть окружающий мир в понравившемся цвете что позволяет детям прочувствовать и посмотреть на мир по-другому. Через спонтанный интерес создаются условия для научения в пределах отдельных модальностей и соответствует дооперационному периоду развития, цвет запоминается через яркое проявление и проговаривание взрослым его названия.
Образовательный модуль «Математическое развитие»
Лото с объёмными фигурами и карточками.
Каждому из участников предоставляется карточка с изображением плоскостных фигур четырех базовых цветов (красный, желтый, зелёный, синий) в пределах понимания раннего возраста. К карточкам прилагается набор объёмных фигур разных по текстуре и цвету.
Далее ход игры проходит как обычное дидактическое пособие «лото».
Ведущий игры (может быть взрослый или ребёнок) последовательно достает из мешочка одну фигуру (красный мягкий квадрат, жёлтый твёрдый круг, синий шершавый треугольник и т.п.,). Далее дети ищут данную объёмную фигуру, но в плоскостном изображении. Побеждает тот, у кого первым будет закрыта вся карточка или игра продолжается до всех закрытых игровых полей с проговариванием описания фигуры которую достали из мешочка.
«Дидактическая система Ф. Фрёбеля»
Игра с мягкими модулями.
Фраза бессознательное конструирование звучит довольно громко, но подразумевает под собой мотивацию искусственно созданную педагогом для декорации к коллективной игре. Предложенная детям игровая ситуация такая как: «Машине нужен гараж»; «Ворота в город»; «Дом для животных» и т.п., позволяет детям самим придумать и сконструировать вместе со взрослым задуманную постройку. Далее обыгрывание ситуации позволяет нам вызвать рефлексию, которая в свою очередь поощряет ребят на дальнейшее воссоздание необходимой среды для следующей игровой задумки.
«Мультстудия «Я творю мир»,
Сказка своими руками
В процессе сотворчества мы предлагаем воспитанникам воссоздать сюжет сказки. Путем зарисовывания предложенных поэтапных картинок (раскрасок) любой сказки по возрасту ранней группы. С помощью разных программ, мы можем сделать видео ролик, в котором дети вспомнят все этапы произведения, что позволит им лучше усвоить полученный материал. В свою очередь опираясь на интегрирование областей искусство и ознакомление с литературой, через чувственный аппарат развиваем память, внимание, мышление, речь.
Образовательный модуль «LEGO-конструирование»
Предложим детям пофантазировать…
Игровой материал данного модуля, изначально интересен детям раннего возраста. Яркий, осязаемый, громкий. Дети хотят сразу с ним поиграть. Но для педагогов важно извлечь из данной игры пользу. Польза заключается в том, что дети могут собирать детали так, как они могут. Взрослый же учувствует в процессе воссоздания идеи ребёнка. По ходу строительства мы подмечаем любые детали, которые помогут ребёнку воплотить его фантазию в реальную декорацию для игры-задумки. Если ребенок затеял построить зоопарк, то взрослый подмечает каждую пещерку в игровом модуле, в котором может поселиться животное, а может ребёнок хочет построить комнату для любимой игрушки, тогда мы можем помочь разглядеть в совокупности блоков кроватку или стул, игровые ситуации не имеют границ. Но в целом это позволяет педагогу заложить навыки конструирования в непосредственной игровой деятельности, позволяющим в дальнейшем с лёгкостью воспроизводить задание педагога.
STEAM – предметно-пространственная среда, позволяет с раннего возраста мыслить детям неординарно, воплотить свои фантазии в нечто осязаемое, позволить проявить свой внутренний мир, в этом им помогают алгоритмы заложенные в данной программе. Предметно-опытное мышление с раннего возраста закладывает в личности ребёнка находить открытия в том, что, казалось бы, уже давно понятно и открыто. Но новые грани подходов всесторонней-развитой личности человека несут в себе огромный вклад в научном развитии. Внедрение данной программы уже с раннего возраста полезно и продуктивно.