Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19»
(МБДОУ «Детский сад № 19»)
Сообщение из опыта работы
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ»
Музыкальный руководитель:
Полянская И.В.
Новомосковск, 2024г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.
«Решение сенсорных задач,- пишет Н.А. Ветлугина,- возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действия, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки».
Игра – основной вид деятельности ребенка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребенка. Вся его личность вовлекается в процесс игры: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.
Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребенком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.
Игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится сыграть желаемую роль. Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может прийти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
В игре он получает и опыт произвольного поведения, и учится управлять собой, соблюдая правила игры.
Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство.
Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность?
Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.
А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребенок подготовился к взрослой жизни.
Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна, прежде всего, цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самостоятельная деятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для тех, кто играет. Если возникают отрицательные эмоции, то она прекращается и разваливается.
Как уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребенка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
Функции игры.
Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.
Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
подготовку к проведению дидактической игры входят:
Проведение дидактических игр включает:
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.
Музыкально-дидактическим материалом игр являются:
На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:
Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:
Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:
С помощью игр решаются такие основные задачи, как:
Организация работы проводится по трем направлениям:
в результате такой работы
Руководя играми, я использую разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, я незаметно для них направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда я рассказываю о каком-либо событии, создаю соответствующее игровое настроение и поддерживаю его по ходу игры. Я могу и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руковожу развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей веду их к определенному результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, я делаю это чаще всего не прямо, а косвенно: выражая удивление, шучу, использую разного рода игровые сюрпризы и т.п.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется.
Заканчивая игру, я должна вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно я говорю: "Новая игра будет ещё интереснее". Я разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые - полезные и увлекательные.
Таким образом, игровые технологии на музыкальных занятиях благоприятно влияют на процесс музыкального воспитания, и помогает мне, как музыкальному руководителю, занимательнее и эффективнее провести занятие.
«Детский сад № 19»
(МБДОУ «Детский сад № 19»)
Сообщение из опыта работы
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ»
Музыкальный руководитель:
Полянская И.В.
Новомосковск, 2024г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.
«Решение сенсорных задач,- пишет Н.А. Ветлугина,- возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действия, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки».
Игра – основной вид деятельности ребенка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребенка. Вся его личность вовлекается в процесс игры: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.
Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребенком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.
Игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится сыграть желаемую роль. Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может прийти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
В игре он получает и опыт произвольного поведения, и учится управлять собой, соблюдая правила игры.
Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство.
Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность?
Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.
А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребенок подготовился к взрослой жизни.
Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна, прежде всего, цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самостоятельная деятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для тех, кто играет. Если возникают отрицательные эмоции, то она прекращается и разваливается.
Как уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребенка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
Функции игры.
Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.
Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
- определение кол-ва играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дид. материала для выбранной игры (игрушки ,разные предметы ,картинки и др.);
- подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие;
- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид. задачи, игровых правил;
- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.
Музыкально-дидактическим материалом игр являются:
На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:
Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:
- для развития звуковысотного слуха;
- на развитие чувства ритма;
- на развитие тембрового слуха;
- на развитие памяти и слуха;
- на развитие детского творчества.
Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:
- в процессе пения;
- в процессе слушания музыки;
- в процессе ритмических движений
- Результаты внедрения программы в практику.
- Для систематизации и соблюдения последовательности применения программы были составлен тематический и календарный планы. Составила картотеку дидактических игр.
- Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
- Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
- Провожу диагностику, с помощью которой сделала выводы о благоприятном влиянии игровых технологий на процесс музыкального воспитания.
С помощью игр решаются такие основные задачи, как:
- Приобщение детей к музыкальной культуре, расширение их музыкального кругозора.
- Развитие музыкально-сенсорных способностей, активизирование слухового восприятия детей.
- Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
- развитие интереса к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
Организация работы проводится по трем направлениям:
- Групповая и индивидуальная работа с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
- Совместная работа педагогов ДОУ.
в результате такой работы
- Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
- Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
- В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
- Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Руководя играми, я использую разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, я незаметно для них направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда я рассказываю о каком-либо событии, создаю соответствующее игровое настроение и поддерживаю его по ходу игры. Я могу и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руковожу развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей веду их к определенному результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, я делаю это чаще всего не прямо, а косвенно: выражая удивление, шучу, использую разного рода игровые сюрпризы и т.п.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется.
Заканчивая игру, я должна вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно я говорю: "Новая игра будет ещё интереснее". Я разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые - полезные и увлекательные.
Таким образом, игровые технологии на музыкальных занятиях благоприятно влияют на процесс музыкального воспитания, и помогает мне, как музыкальному руководителю, занимательнее и эффективнее провести занятие.