Статьи

Комплекс методических разработок по русскому языку для 5 класса по произведению В. Драгунского «Волшебная сила искусства». Автор: Ретюнская Карина Вадимовна

Комплекс методических разработок по русскому языку для 5 класса по произведению В. Драгунского «Волшебная сила искусства»

Ретюнская Карина Вадимовна, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №89 имени Героя Российской Федерации, летчика-космонавта А. Н. Овчинина» (г. Оренбург)

В статье рассмотрен комплекс методических разработок по русскому языку для 5 класса по произведению В. Драгунского «Волшебная сила искусства». Комплекс направлен на углубленное изучение русского языка и повышение учебной мотивации.

Ключевые слова: методические разработки, ФГОС, гуманитарный профиль, русский язык, литература.

В настоящее время одним из актуальных направлений работы в современной школе является реализация межпредметных связей на уроках и во внеурочной деятельности. Следует отметить, что в новые рабочие программы по основным предметам был включен специальный раздел «Межпредметные связи». Использование этих связей не только способствует синтезу знаний, но и позволяет учителю творчески развиваться.

ФГОС нового поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В частности, мы говорим о метапредметных результатах, к которым относятся: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории [4].

На уроках русского языка приоритетным является демонстрация межпредметных связей русского языка и литературы. В 5 классе при изучении произведений В. Драгунского учитель может параллельно использовать его тексты при синтаксическом разборе, морфологическом разборе или давать лексические задания на уроках русского языка.

Мы предлагаем комплекс методических разработок по русскому языку для 5 класса по произведению В. Драгунского «Волшебная сила искусства», которая включает в себя 3 блока: синтаксис, морфология и лексика. Также отдельным блоком мы предлагаем творческие задания.

Лексика.

Задние №1. Найдите в предложении многозначное слово и выпишите его: Мордатенкова, почему-то не ушедшая к себе, слышала каждое слово развязного пришельца. В каком значении оно использовано в данном тексте?

Задание №2. Дайте определение термину «фразеологизм». Найдите в представленных предложениях фразеологизм и объясните его значение: А зачем мне метры, почему они нужны мне, соображаешь? Нет? Семья, брат, Сергеева, растет. Прямо не по дням, а по часам!

Задание №3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСКУССТВО [3, С. 252]. Определите в каком значении это слово употреблено в приведенном ниже отрывке:

Сила ИСКУССТВА! – прошептала Елена Сергеевна, смеясь и задыхаясь. – О, волшебная сила ИСКУССТВА…

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

2. Умение, мастерство, знание дела.

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства

Задание №4. Используя Оренбургский областной словарь Б. А. Моисеева [1] дайте определение диалектному слову АЙДА из приведенного ниже предложения: АЙДА коммунальные услуги смотреть! В каком районе Оренбургской области употребляют это слово? Какие еще диалектные слова вы знаете?

Задание №5. Найдите в предложении просторечное слово и замените его литературного нормой современного русского языка: Тут вот ейный сундук вполне встанет.

Задание №6. В приведенном ниже предложении найдите все прилагательные и замените их антонимами: Перед нею стоял невысокий молодой человек.

Задание №7. Внимательно прочитайте отрывок из произведения «Волшебная сила искусства» и определите, какое из приведенных ниже слов должно стоять на месте пропуска?

И он … к выходу. В большом коридоре он, не останавливаясь, бросил через плечо, указывая куда-то под потолок: «Здесь корыто повешу».

1. Двинулся

2. Проследил

3. Догнал

4. Выгнал

Морфология.

Задание №1. Выполните морфологический разбор всех глаголов из представленного ниже предложения: Незнакомец распахнул дверь и вошел.

Задание №2. Над каждым словом напишите, какой частью речью оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

Ее маленькое тело сотрясалось от хохота.

Задание №3. Объясните, слитно или раздельно должно писаться НЕ со словом в приведенном ниже предложении. Докажите своя точку зрения правилом: Нет, они (НЕ) скандалят, (НЕ) кричат.

Задание №4. В приведенном ниже отрывке найдите такое предложение, которое связано с предыдущим с помощью глагола – однокоренного со словом из предыдущего предложения.

Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства! И он ушел. В вечером раздался звонок. Звонили один раз.

Задание №5. Выпишите из предложения слова, которые употреблены в падежной форме, определите их падеж: Перед Мордатенковой, засунув ручки в брючки, стоял невысокий человек, в кепочке.

Синтаксис.

Задание №1. Выполните синтаксический разбор предложения: Я не умею с ними справляться.

Задание №2. Выпишите из отрывка такое предложение, в котором нужно поставить только ОДНУ запятую (знаки препинания не расставлены):

Здравствуйте Елена Сергеевна!.. Старая учительница вздрогнула и подняла глаза. Перед нею стоял невысокий молодой человек. Он смотрел на нее весело и тревожно.

Задание №3. Выпишите из предложения подлежащее (-ие): А где же это вы проживаете, адрес какой у вас?

Задание №4. Какими членами предложения являются выделенные слова?

Я сегодня вечером к вам зайду. Только просьба, Елена Сергеевна. Ничему не удивляться. И полностью мне во всякой моей инициативе помогать! В театре это называется «подыгрывать»!

Задание №5. Выпишите предложение с обращением. Какие знаки препинания необходимо поставить в данном предложении? Сделайте схему предложения. Будьте внимательны, знаки препинания не расставлены.

Зинулик и хлеба! Какой Елена Сергеевна любит. И когда придешь постираешь ей…

Творческие задания.

1. Составьте словарь просторечных слов.

2. Придумайте рекламный слоган данному произведению.

3. Напишите продолжение данной истории.

4. Напишите словарную статью к термину «диалект».

Разработанный нами комплекс упражнений в полной мере отражает наличие межпредметных связей предметов русский язык и литература. Комплекс направлен на формирование умений, необходимых при выполнении заданий ВПР, а также знакомит обучающихся с формулировкой заданий ОГЭ. Также данные упражнения способствуют развитию творческого потенциала и критического мышления современных школьников.

Литература:

1. Моисеев, Б. А. Оренбургский областной словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/

2. Русский язык. Орфография. Пунктуация. / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – 22-е изд. – М. : АЙРИС-пресс, 2021. – 384 с.

3. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. – М. : Мир и Образование : ОНИКС, 2012. – 1375 с.

4. ФГОС. Основное общее образование [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
Made on
Tilda