Статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор : Разгуляева Анна Александровна

Разгуляева Анна Александровна

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.



Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность детей с целью обогащения их знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общую пользу. Дошкольное учреждения призвано сформировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к социальной действительности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Ребенок 6-7 лет доверчив, любознателен, внушаем, все это создает благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Эти качества позволяют воспитывать в нем патриотизм, уважительное отношение к родине, к традициям и обычаям, родному языку, интерес к своей истории. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Для подрастающего поколения патриотическое воспитание должно дать новый толчок, способствовать духовному развитию народа, развитию в России патриотического общества. Патриотизм выражается как личностное качество, которое включает в себя следующие компоненты: любовь к «малой» Родине, к земле, где родился и вырос, социальную толерантность и стремление выполнять свой долг перед Отечеством. Помимо этого, есть еще основные, структурные компоненты патриотизма: патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность.

Становление личности ребенка не происходит произвольно, само по себе. Одним из важнейших факторов развития личности является педагог, который способствует развитию у ребенка нравственно-положительных качеств, а также положительных черт личности. Старший дошкольный возраст является самым благоприятным временем для формирования этих качеств.

Процесс формирования патриотизма не должен сводиться к накоплению знаний о Родине, гораздо важнее сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к отечеству, его истории, традициям и культуре. Вместе с тем психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть самопроизвольно. Развитие нравственных чувств напрямую связано с условиями, в которых находится ребенок, а также с методами и средствами воспитания. При целенаправленном воспитательном воздействии чувства детей разнообразнее, глубже и богаче, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Благодаря возросшим интеллектуальным и познавательным способностям, дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) способны проявлять устойчивый интерес к Родине. С помощью воспитателя у старших дошкольников может быть сформирована начальная система знаний об окружающем мире. Стоит учитывать, что все нравственные качества, в том числе и патриотизм, не могут быть сформированы окончательно, в связи с возрастными особенностями детей. Период дошкольного детства – период зарождения нравственных ценностей.

Личность воспитателя играет важную роль в воспитании любви к Родине. Ребенок не может самостоятельно познавать социальную действительность со всеми ее нормами, принципами, традициями и устоями, поэтому ему нужен взрослый, который будет посредником между ним и окружающим миром. Он учит ребенка понимать окружающую действительность, помогает сформировать определенное отношение к ней, в доступной форме объясняет правила поведения и моральные нормы. При этом взрослый сам выступает в качестве объекта познания, а также в качестве носителя тех моральных ценностей, которые старается привить ребенку. Иными словами, взрослый сам выступает в качестве образца, эталона поведения. Чем выше уровень нравственных качеств у воспитателя, тем выше вероятность достижения успеха в воспитании.

В воспитании патриотизма у старших дошкольников важна педагогическая составляющая и ведущая роль педагога, «одушевляющего» (наделяющего различными функциями) предметный мир в дошкольном образовательном учреждении, раскрывающего возможности развивающей предметной среды, и направляющего воздействие ее на личность детей, что предполагает осознание педагогом воспитывающего воздействия и ценностного потенциала каждого компонента предметной среды; эмоционально-познавательной привлекательности компонентов; их безопасности для физического и нравственного здоровья дошкольника; поддерживаемая педагогом активная познавательная позиция ребенка при освоении предметного мира в игровой и других видах детской деятельности.

Воспитание патриотизма у дошкольника способствует любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формированию бережного отношения к природе и всему живому; уважению к труду; развитию интереса к русским традициям и промыслам; формированию элементарных знаний о правах человека; расширению представления о городах России; знакомству детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны; формированию толерантности, чувству уважения к другим народам, их традициям.

При этом целью патриотического воспитания является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста происходит через:

- ознакомление с родным краем;

- художественно-эстетическое развитие;

- познавательное развитие;

-речевое развитие;

-социально-коммуникативное развитие

Основными задачами по воспитанию патриотизма у детей, через ознакомление с родным краем являются:

1. Знакомить детей с историей развития родного края.

2. Прививать любовь к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.

3. Способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, поддерживать преемственность поколений.

4. Продолжать учить отображать в творческих работах красоту родного края.

5. Воспитывать бережное отношение к поселку, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.

6. Создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины.

Воспитание патриотизма через художественно-эстетическое развитие предполагает начало обучения ценностно-смысловому восприятию и пониманию произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Воспитание патриотизма через познавательное развитиепредполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Воспитание патриотизма через речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Воспитание патриотизма через социально-коммуникативное развитиедолжно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Патриотическое воспитание строится на принципах:

- личностно-ориентированного общения;

- культуросообразности;

- свободы и самостоятельности;

- гуманно-творческой направленности;

- интеграции различных видов детской деятельности.

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.).

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

направления на решение задач по патриотическому воспитанию:

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирования общей культуры личности детей, в том числе, развития их социальных, нравственных, эстетических качеств;

- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение. В широком социально-культурном понимании патриотизм трактуется как активная сопричастность к истории России, культуре, ее достижениям и проблемам. В качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетно социально-значимой задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине.

Таким образом, опираясь на вышеизложенное, исходя из задач, стоящих перед дошкольной организацией, патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира, а задача педагога дошкольной организации – воспитать его таким.
Made on
Tilda