Статьи

Работа с непроверяемыми написаниями в начальных классах. Автор: Николаева Ольга Ивановна

Работа с непроверяемыми написаниями в начальных классах



Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ Видновская СОШ № 7

Николаева Ольга Ивановна

Одна из важнейших целей обучения русскому языку в школе – формирование орфографической грамотности как основы языковой культуры личности, под которой понимается умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Если для проверяемых слов существуют правила, регламентирующие их написание, то слова, правописание которых основано на традиционном принципе орфографии, усваиваются исключительно через их запоминание. Это создает для учителей и обучающихся определенные трудности, которые усугубляются сложностью самой орфографической системы русского языка, низкой мотивацией учащихся к орфографической деятельности, недостаточной разработкой методики обучения непроверяемым написаниям.
Грамотное написание непроверяемых слов во многом зависит от активного словарного запаса обучающихся. Но для большей активизации словаря школьников, для закрепления в памяти орфографического облика трудных слов учителю систематически необходимо использовать упражнения, которые должны быть связаны со всеми видами работ учащихся на уроке.

Всем учителям начальной школы знакома проблема обучения грамотному письму. Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с непроверяемой безударной гласной.
Непроверяемыми являются такие орфограммы, выбор которых определяется традицией письма. Слов с непроверяемыми в корне много. Усвоить их все очень сложно. И поэтому учащиеся, окончившие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Причина такого положения заключается в неразработанности методики обучения непроверяемым написаниям, нет последовательной системы при употреблении дидактического материала, на котором следует проводить работу над написанием данного типа, нет научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть речью, ее письменной формой.
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов непроверяемыми правилами. Слова с такой орфограммой называются словарными словами. Работу по усвоению таких слов лучше строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Первым этапом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предлагается проведение многоплановой работы.

1.Предъявление слова.

Часто на таких уроках используются следующие способы:

а) чтение загадки учителем и отгадывание её учащимися

С людьми дружит,

Дом сторожит (собака).

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз).

Жидко, а не вода,

Бело, а не снег. (Молоко).

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц).

Кто в сарае стоит,

Жвачку жует,

Молоко даёт. (Корова).

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом поведет,

Там заметку кладет. (Карандаш)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей. (Огурец).

Сто одежек-

И все без застежек. (Капуста).

б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;

в) рассматривание предметов картинки (из набора «Картинный словарь»);

г) описание признаков предмета или предъявление слова – синонима.

Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над так называемым «слуховым» образом слова.

  1. Работа над «слуховым» образом слова.

В школьной практике распространен такой способ подачи «словарного» слова. Сначала учащиеся отгадывают загадку (или рассматривают картинку). Затем учитель поясняет:

«Сегодня мы познакомимся с новым словом. Посмотрите, как оно пишется, запомните его написание. Теперь давайте разберем это слово».

Проводится звуковой анализ, выделяется безударный гласный и т.д.

Такой порядок работы неудачен, так как ученики пассивно знакомятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия. Лучше поступить так.

Ученики проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное» место.

Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Если в период обучения грамоте ученики хорошо научились определять признаки орфограмм (слабую позицию для гласных и согласных: для первых – положение без ударения, для вторых – положение в конце слова и перед другими согласными), то после орфоэпического произнесения дети назвать в этом слове «трудное» место сразу смогут. Уже не раз практикой доказано, лучше запоминается детьми то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

  1. Запись слова с «окошком».

После того как дети определяют ударный и безударный слоги, они записывают «словарное» слово в тетрадь. Очень важно, чтобы дети, записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы – так называемым «окном». Ученики записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы дети ставят «сигнал опасности» - например, точку: б * реза.

Специфическая форма записи слова с пропуском «трудного» места – это способ, предлагаемый детям для фиксации, поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились, прежде всего, обнаружить орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость. Такая же форма записи используется и при изучении орфограмм, подчиняющихся правилам: «Обнаружив «трудное» место, не пиши наугад, а оставь «окно» там, где надо решить орфографическую задачу, и лишь затем приступай к её решению».

Иногда учитель предъявляет детям карточку, на которой слово записано с пропущенной буквой. Этот приём не равноценен приему записи слова с «окном» самим учеником, так как школьник имеет дело с уж поставленной орфографической задачей. Важнее, чтобы он ставил её сам. После того как ученики записали слово с «окном», они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это не удается сделать, дети обращаются к авторитетному источнику. Согласно традиционной методике, учитель сам показывает написание нового слова: записывает на доске, предъявляет его с выделенной орфограммой на карточке либо просит посмотреть в учебнике на соответствующей странице.

А можно немного усовершенствовать этот момент.

  1. Работа над зрительным образом слова.

Запись слова.

Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику или к словарю учебника. Это будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формировать умения не только ставить, но и решать самостоятельно орфографическую задачу. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

Приведу фрагмент урока, на котором проводится работа над словом БЕРЕЗА:

УЧИТЕЛЬ:

- Ребята, отгадайте загадку:

В белом сарафане встала на поляне. (Береза)

- По каким признакам вы определили отгадку?

- Проговорите слово береза орфоэпически.

- Определите ударный слог.

- Определите безударные слоги.

- Запишите слово в тетрадь, пропустив орфограмму («трудное» место).

- Прежде чем вы вставите в «окошко» нужную букву, послушайте, что пишет о березе Л.Успенский в своей книге «Почему не иначе?»:

«Береза. Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству родственных народов. Оно восходит к … корню «bhe» (бе), уходящему в глубокую древность, означавшему «блеск», «белизну». Ведь и её кора – «береста» - носит название, связанное с тем же корнем».

-Итак, слово БЕРЕЗА образовано от того же корня, что и слово белый, и дерево названо так по белому цвету коры.

- Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать в первом слоге?

- Проверьте правильность ответа по словарю.

- Проговорим, как будем писать это слово. Вставим в «окошко» нужную букву. Затем слово еще раз прочитывается орфографически, закрывается и под орфографическую самодиктовку каждым учеником записывается, после чего запись сверяется с образцом.

Обращение к истории слова может помочь детям в изучении отдельных слов. Вот примеры этимологических справок, взятых из разных словарей.

БОГАТСТВО (богатый). Связано со словом бог. Некогда его значение было: «наделенный свыше всякими благами счастливец» (сравните с украинским НЕБОГА – «бедняк», «нищий»).

ВОКЗАЛ. Лет 300 назад в Лондоне (Англия) некая предприимчивая дама по имени Джейн Во превратила свою усадьбу в место общественных гуляний, и, построив там павильон, назвала его «Вокс – Холл», т.е. «Зал госпожи Во». Скоро так стали называть и другие увеселительные заведения с садами; слово стало именем нарицательным. Наконец, превратившись в вокзал, это слово у нас в русском языке стало просто названием станционного здания для пассажиров на любом виде транспорта: автовокзал.

СОЛДАТ. Это связано с итальянским «сольдо». Сольдо – это название монеты и «жалование». Человек, получающий «сольдо», т.е. жалование, назывался «сольдато».

ЧЕТВЕРГ. В старину четверг носил название четверток, т.е. «день, четвертый по порядку», четверть недели. Проверочное слово» четверть, четверо.

Как пишет М.Р. Львов, «иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка».

Таким образом, на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и соответственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа. Завершающий шаг – запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.

Виды и формы работы над усвоением слов с непроверяемыми написаниями.

1. Обучение написанию слов с непроверяемыми написаниями

У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания система по усвоению правописания словарных слов. Приведу примеры различных видов и форм работ над усвоением правописания слов, непроверяемых правилами.

1. РЕБУСЫ И КРОССВОРДЫ.
2. Рисунки – схемы.
3.Стихотворения и загадки.
4. Игры.


Орфографическое проговаривание.

Поскольку по данным психологов, долговременная память формируется именно в речи, проговаривание закрепляет и ускоряет образование орфографических навыков. Но орфографическое проговаривание требует специальной методики:

  1. Слово прочитывается так, как оно написано, при этом каждый звук в слове произносится так, как будто он находится в сильной позиции.
  2. Слово произносится не по слогам, а слитно, при «слоговом» чтение слова распадаются и плохо остаются в памяти, поэтому, когда читаются многосложные слова нужно стараться произносить их быстрее, что особенно важно при хоровом чтении - проговаривании. Можно предварительно слова прочитать по слогам, затем стянуть все слоги в одно слово.
  3. Предлоги, частицы, союзы - нужно произносить, как отдельные слова.
  4. Удвоенные согласные нужно произносить, как 2 звука, а не как один длинный.

а) Орфографическому чтению нужно учить детей, поэтому учитель должен владеть им. Помогают скороговорки.

Методика использования приема.

Учитель орфографически проговаривает словарные слова, а ученики трижды в пол голоса повторяют это слово орфографически.

б) Прием «зрительная фиксация» - основан на оперативной и зрительной памяти.

Методика приема.

Слова, записанные на доске последовательно открываются на время, достаточное для одного почтения. После временной экспозиции прочитанное закрывается или стирается (фотографии слов).

в) Прием «Письмо» - основан на моторной и рукодвигательной памяти.

Методика приема. Учитель последовательно открывает слова на время прочтения, а ученики должны три раза записать это слово в тетради (занимает много времени, а по эффективности стоит на 3-ем месте).

г) Прием «Аудирование».

Слово проговаривает учитель трижды, а ученики только слушают, не повторяют.

Существует два пути использования приемов:

1 - комбинированный — разные приемы на одном уроке.

2- фиксируемый - один прием на одном уроке. Психологи считают, что наиболее эффективный фиксируемый, но практика показывает, что лучше прием комбинированный. Перед организацией непосредственной работы на уроке требуется провести подготовительную работу.

  1. Требуется реально определить объем слов для словарной работы. В начале года проводится серия диктантов, по той группе слов, которая предполагается программой на год. По итогам диктантов определяются слова, в которых возникает большое количество ошибок и те слова, которые часто пишутся без ошибок. По итогам учитель отбросит слова, не нуждающиеся в разборе, этот список дополняется по усмотрению учителя.

2. Все слова, группы разбиваются на тематические или

орфографические группы, либо по теме, либо по типам орфограмм. Одна группа слов равна 1 неделе (раз в 2 недели - словарный диктант).

3. Непосредственно сама работа над группой слов ведется с 4-мя приемами (аудирование, орфографическое проговаривание, зрительная фиксация письма).

Список литературы.

  1. Амоношвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика,1986.- 176 с.
  2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии.- М.,1966
  3. Богоявленский Д. Н. Словари для малышей.// Начальная школа.-1999.- № 10.
  4. Бондаренко А. А.Психология усвоения орфографии.- М.: Просвещение, 1993 г.
  5. Волина В. Русский язык.- Екатеринбург: Арго.- 2000.
  6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Просвещение ,1956.- 458 с.
  7. Дубовец В.. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи. // Начальная школа.-2004.- № 3 .- С. 61- 63.
  8. Ераткина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями.//
  9. Начальная школа.- 2002.- № 6.- С. 23-27.
  10. Живицкая Л.В., Гудзик И.Ф. Словарь русского языка в картинках. К.: Радянська школа,1988.
  11. Канакина Б.П. «Работа над трудными словами в начальных классах».- М.: Просвещение,1993.
  12. Кузьмина С.М Теория русской орфографии.- М.: Просвещение, 1981.- 248 с.
  13. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка // Начальная школа.-1988.- №11.- С. 19 – 26.
  14. Леонова И. Г. Словарная работа на уроках // Начальная школа.- 2001.- № 2.- С. 60-61.
  15. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Астрель, 2003, 238 с.
  16. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Астрель, 2001, 256 с.
  17. Лухтаев Л.К. Работа со словарями // Начальная школа.-1990.- № 5.-С.10-11
  18. Настольная книга учителя начальной школы / Авт.-сост. И.А.Петрова и др.; Под ред. И.А.Петровой.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2012.
  19. Попова Т. Слово о словарном слове // Начальная школа.- 2001.- № 9.
  20. Раицкая Г. В. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной // Начальная школа.-2003.- № 2.
  21. 25. Сергеева Л.Н.Повторим слова с непроверяемым написанием // Начальная школа.- 1987.- № 12.- С. 25 – 27.
  22. Уткина Т.И.Работа над словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа.-1989.- №1.- С. 23-24.
  23. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка.- М.: Просвещение,2012.




































Made on
Tilda