Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут, Субарева Марина Валерьевна, я являюсь заведующим отделения в Троицком реабилитационно-образовательном центре « Солнышко».
Хочу представить вашему вниманию возможности использования игр с водой в социально-реабилитационной работе с несовершеннолетними в отделении психолого-педагогической помощи.
Специалисты нашего отделения успешно интегрируют в коррекционно-развивающую работу с детьми занятия с водой.
Игры с водой многофункциональны, одновременно они направлены на решение нескольких задач. Игры с водой способствуют:
- физическому развитию ребенка (развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации)
- стимуляции сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у детей, развитию произвольности
- развитию психических функций (внимания, памяти, мышления, речи)
- ознакомлению ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды
- снижению психоэмоционального напряжения
- овладению элементарными навыками самообслуживания.
Сегодня мы хотим показать различные варианты игровых упражнений с водой и специальных игровых заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в развитии. Единственным ограничением в проведении занятий с водой является поедание ребенком несъедобных предметов.
Игры с водой проводиться с детьми индивидуально или организуются подгрупповые игры-занятия.
На своих занятиях мы стараемся наиболее полно учитывать индивидуальные психологические особенности, потребности и возможности детей.
Упражнения с водой предполагают выполнение детьми разных игровых действий в зависимости от особенностей их развития - это совместные действия детей и взрослых, действия по подражанию взрослому, действия по образцу, предложенному взрослым, самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел детей. Специалист может выступать как в роли руководителя процесса, так и в роли наблюдателя, в зависимости от поставленных задач.
В работе используем стол-ванну для игр с водой, набор игровых предметов и материалов.
Варианты игр с водой.
Игра «Морской мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем мире, развитие воображения, творческих способностей.
Задачи:
- активизация творческого самовыражения
- развитие познавательной направленности
- развитие речемыслительной деятельности
Используемые материалы: камушки, ракушки, песок, миниатюрные игрушки и предметы.
Содержание игры:
1. подготовительная часть
Ребенку предлагается некоторое взаимодействие с водой. Предполагается спонтанный тактильный контакт без включения в работу дополнительных средств, игрушек. Любое взаимодействие с водой поощряется.
2. Основная часть
Специалист озвучивает тему занятия и показывает материал, с которым будет проходить работа. Ребенку предлагается построить композицию на тему «Морской мир».
Сочинение истории.
Ребенку предлагается выбрать фигурку, которая станет главным героем истории и придумать историю. В случае, если ребенку сложно придумать историю можно использовать упражнение «Сочинение сказки», в котором ребенку предлагается уже заданная ситуация.
3. Завершающая часть.
Проговаривание основных этапов занятия, ребенок рассказывает свои впечатления.
Фотографирование композиции для фиксации материала. Ребенок может получить понравившиеся ему изображения по желанию.
Игра «Поплывет или утонет»
Цель: изучить свойства предметов (тяжелый, легкий), формирование навыков классификации по заданному признаку.
Задачи:
- развитие познавательно-исследовательской деятельности
- развитие зрительного восприятия
- развитие мелкой моторики
- обогащение и активизация словарного запаса
Используемые материалы: набор предметов из разных материалов (предметы из резины, стекла, дерева, пластмассы, ткани и др.)
Содержание игры:
специалист обращает внимание ребенка на то, что одни предметы плавают, а другие тонут, затем предлагает ребенку класть в воду разные предметы и наблюдать за ними. Во время игры взрослый просит ребенка называть предметы и помогает комментировать действия. Далее ребенок достает предметы из воды, собирает их вместе, а потом раскладывает на две категории: утонули, не утонули. В конце подводится итог: какие предметы тонут, а какие нет.
Подводя итог хотелось бы отметить, что для детей игры с водой – естественный процесс, способствующий вовлеченности и обучению, самостоятельности и социализации. Игры с водой обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах. Любые игры детей с водой, даже такие простые манипуляции как переливание, заполнение емкостей водой способствуют когнитивному, речевому, эмоциональному, физическому и социальному развитию. Анализ опыта нашей работы показывает, что использование занятий с водой обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей.
Хочу представить вашему вниманию возможности использования игр с водой в социально-реабилитационной работе с несовершеннолетними в отделении психолого-педагогической помощи.
Специалисты нашего отделения успешно интегрируют в коррекционно-развивающую работу с детьми занятия с водой.
Игры с водой многофункциональны, одновременно они направлены на решение нескольких задач. Игры с водой способствуют:
- физическому развитию ребенка (развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации)
- стимуляции сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у детей, развитию произвольности
- развитию психических функций (внимания, памяти, мышления, речи)
- ознакомлению ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды
- снижению психоэмоционального напряжения
- овладению элементарными навыками самообслуживания.
Сегодня мы хотим показать различные варианты игровых упражнений с водой и специальных игровых заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в развитии. Единственным ограничением в проведении занятий с водой является поедание ребенком несъедобных предметов.
Игры с водой проводиться с детьми индивидуально или организуются подгрупповые игры-занятия.
На своих занятиях мы стараемся наиболее полно учитывать индивидуальные психологические особенности, потребности и возможности детей.
Упражнения с водой предполагают выполнение детьми разных игровых действий в зависимости от особенностей их развития - это совместные действия детей и взрослых, действия по подражанию взрослому, действия по образцу, предложенному взрослым, самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел детей. Специалист может выступать как в роли руководителя процесса, так и в роли наблюдателя, в зависимости от поставленных задач.
В работе используем стол-ванну для игр с водой, набор игровых предметов и материалов.
Варианты игр с водой.
Игра «Морской мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем мире, развитие воображения, творческих способностей.
Задачи:
- активизация творческого самовыражения
- развитие познавательной направленности
- развитие речемыслительной деятельности
Используемые материалы: камушки, ракушки, песок, миниатюрные игрушки и предметы.
Содержание игры:
1. подготовительная часть
Ребенку предлагается некоторое взаимодействие с водой. Предполагается спонтанный тактильный контакт без включения в работу дополнительных средств, игрушек. Любое взаимодействие с водой поощряется.
2. Основная часть
Специалист озвучивает тему занятия и показывает материал, с которым будет проходить работа. Ребенку предлагается построить композицию на тему «Морской мир».
Сочинение истории.
Ребенку предлагается выбрать фигурку, которая станет главным героем истории и придумать историю. В случае, если ребенку сложно придумать историю можно использовать упражнение «Сочинение сказки», в котором ребенку предлагается уже заданная ситуация.
3. Завершающая часть.
Проговаривание основных этапов занятия, ребенок рассказывает свои впечатления.
Фотографирование композиции для фиксации материала. Ребенок может получить понравившиеся ему изображения по желанию.
Игра «Поплывет или утонет»
Цель: изучить свойства предметов (тяжелый, легкий), формирование навыков классификации по заданному признаку.
Задачи:
- развитие познавательно-исследовательской деятельности
- развитие зрительного восприятия
- развитие мелкой моторики
- обогащение и активизация словарного запаса
Используемые материалы: набор предметов из разных материалов (предметы из резины, стекла, дерева, пластмассы, ткани и др.)
Содержание игры:
специалист обращает внимание ребенка на то, что одни предметы плавают, а другие тонут, затем предлагает ребенку класть в воду разные предметы и наблюдать за ними. Во время игры взрослый просит ребенка называть предметы и помогает комментировать действия. Далее ребенок достает предметы из воды, собирает их вместе, а потом раскладывает на две категории: утонули, не утонули. В конце подводится итог: какие предметы тонут, а какие нет.
Подводя итог хотелось бы отметить, что для детей игры с водой – естественный процесс, способствующий вовлеченности и обучению, самостоятельности и социализации. Игры с водой обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах. Любые игры детей с водой, даже такие простые манипуляции как переливание, заполнение емкостей водой способствуют когнитивному, речевому, эмоциональному, физическому и социальному развитию. Анализ опыта нашей работы показывает, что использование занятий с водой обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей.