РАЗВИТИЕ ОСНОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГОРАСКАЗЫВАНИЯ
В статье рассматриваются основные подходы к развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в ходе обучения творческому рассказыванию. Раскрываются этапы развития детского творчества и разные виды творческих сочинений, которые можно использовать в работе с детьми.
связная речь; монологическая речь; творческое рассказывание; словесное творчество; дети старшего дошкольного возраста; виды творческих сочинений; этапы развития детского творчества
M. A. Krotkova, E. G. Vasina
DEVELOPMENT OF THE BASICS OF COHERENT MONOLOGICAL SPEECH OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN THE COURSE OF TEACHING CREATIVE STORYTELLING
The article discusses the main approaches to the development of coherent monological speech of children of senior preschool age in the course of teaching creative storytelling. The stages of development of children's creativity and different types of creative compositions that can be used in working with children are revealed.
coherent speech; monologue speech; creative storytelling; verbal creativity; children of senior preschool age; types of creative compositions; stages of development of children's creativity
Ведущую роль в процессе речевого развития детей дошкольного возраста занимает связная речь. Вопросами развития связной речи детей дошкольного возраста занимались различные педагоги такие как: А.М. Бородич, А.М. Леушина, О.С. Ушакова Ф.А. Сохин, а так же психологи П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн.[1]
[1] Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общей редакцией В. И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - Москва: Академия, 2018. - 445, [1] с. - ISBN 978-5-4468-7254-1 6. - Текст: непосредственный.
Связная речь – является высшей формой речемыслительной деятельности, которая позволяет определить уровень речевого и умственного развития ребенка; это смысловое развернутое высказывание, способствующее общению и взаимопониманию людей.[2] Связная речь делится на две основные формы – диалог и монолог. Каждая форма имеет свои особенности, которые способствуют определить характер методик для их формирования.
В учебнике В.И. Яшиной, монологическая речь определяется как связное, логическое последовательное, развернутое высказывание, выражающее мысль одного человека.[3]
Творческое рассказывание является одним из видов связной монологической речи. Вопросами формирования словесного творчества детей дошкольного возраста занимались: Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, Н.А. Орланова, О.С. Ушакова, Е.В. Савушкина которые разработали тематику и виды творческих рассказов, приемов и последовательности обучения.
Творческий рассказ - это самостоятельно придуманный ребенком рассказ с логически построенным сюжетом.[4] Он развивает словесно - логическое мышление, помогает ребенку самостоятельно выражать свои мысли, отражая в речи разнообразные связи отношений между предметами и явлениями. В творческом рассказе ребенок самостоятельно придумывает содержание, исходя из темы и своего прошлого опыта. Учится придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку рассказа, выразительно и интересно передавать свой замысел.[5] Результатом творческого рассказывания является самостоятельно придуманный, логически построенный ребенком рассказ с новым сюжетом героями. Следовательно, творческое рассказывание является продуктивным видом деятельности.
О. С. Ушакова отмечает, что в основе словесного творчества лежит восприятие произведений устного народного творчества, художественной литературы, в единстве содержанием и художественной формы. Словесное творчество Оксана Семеновна рассматривает как деятельность, которая возникает под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающих в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.[6]
Словесное творчество детей проявляется в следующих формах:
- в сочинении рассказов, сказок, описаний;
- в сочинении стихотворений, загадок, небылиц;
- в словотворчестве
В монографии Н. А. Ветлугиной выделяется три этапа развития детского творчества:
1. жизненные наблюдения, которые влияют на детское творчество;
2. процесс детского творчества, который связан возникновением замысла;
3.создание новой продукции. Ребенок интересуется качеством продуктов своего творчества испытывает удовольствие и стремится придать им завершенность.
При обучении рассказыванию используются разные виды творческих сочинений:
1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, начало которого сообщает воспитатель.
2. Придумывание творческого рассказа по плану воспитателя.
3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана).
4. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.
Творческие рассказы, можно разделить на следующие виды:
- рассказы реалистического характера;
- сказки;
- описания природы. [7]
Выделяют два варианта сочинение рассказов с литературным образцом: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев. Чаще всего дети создают контаминированные рассказы, в которых описание сочетается с сюжетным действием.
Из выше сказанного было решено провести исследование по выявлению уровня творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в старшей группе МБДОУ «Детский сад № 106» г. Рязани. Количество детей 10 человек.
Выявление уровня развития творческого рассказывания речи использовали задание из методики диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста О.С. Ушаковой «Рассказывание по серии сюжетных картинок»[8].
Для определения уровня развития творческого рассказывания у старших дошкольников были определены критерии, качественно и количественно характеризующие содержательную и структурную составляющие данного вида текста, разработанные в исследованиях О.С. Ушаковой. К данным критериям относились следующие:
1. композиционная целостность;
2. художественная выразительность;
3. самостоятельность в поисках образов и развитии сюжета;
4. целостность изложение мысли по поводу данного сюжета;
5. идея рассказа;
6. вариативность.
Характеристика уровней развития творческого рассказывания у детей старшей группы
I уровень – высокий (13-18 баллов). Ребенок владеет описательной, повествовательной и доказательной речью. Самостоятельно сочиняют рассказы, которые целенаправленны, имеют композиционную завершённость. В рассказе использует от 6 до 9 микротем, которые раскрываются последовательно. Используют выразительные средства, умело включают в свои сочинения знакомые стихи, пословицы, потешки. В общении проявляют инициативу, замечают речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеют богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
II уровень – средний (7-12 баллов). Ребенок не значительно владеет описательной, повествовательной и доказательной речью. При помощи сочиняют рассказы, которые имеют композиционную завершённость. В рассказе использует от 3 до 5 микротем, которые раскрываются последовательно. Стараются использовать выразительные средства, с трудностью включают в свои сочинения знакомые стихи, пословицы, потешки. В общении проявляют не значительную инициативу, не всегда замечают речевые ошибки сверстников, пытаются, исправляет их. Имеют богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
III уровень – низкий (0-6 баллов). Ребенок не владеет описательной, повествовательной и доказательной речью. Не умеют сочинять рассказы. Не используют выразительные средства, не умеют, включают в свои рассказы знакомые стихи, пословицы, потешки. В общении не проявляют инициативу, не замечают речевые ошибки сверстников, не исправляют их. Словарный запас беден. Речь не совсем чистая, грамматически неправильная, не выразительная.
Проведенная диагностика показала, что детей с высоким уровнем развития связной монологической речи не было выявлено. Причиной отсутствия детей с высоким уровнем развития речи может быть недостаточное внимание речевому аспекту при проведении занятий.
Средний уровень 4 детей. При раскрытии темы рассказа дети старались соблюдать структуру, но рассказ был не большой по объему. Рассказы детей были от 6 до 8 предложений. У двух детей была нарушена последовательность, связность и идея рассказа. У всех детей в рассказах присутствовали в основном простые предложения. Дети самостоятельно старались придумать героев рассказа и развить сюжет.
Низкий уровень 6 детей. При раскрытии темы рассказа дети не соблюдали структуру, рассказ был маленький по объему. Рассказы детей были до 4 предложений. В рассказах нарушена последовательность, связность, идея. Присутствовали одни простые предложения с грубыми грамматическими ошибками: пропускали предлоги, союзы, неправильно согласовывали прилагательные с существительными.
Исследование показало, что при составлении рассказов не используют выразительные средства. Рассказы состоят из простых предложений. Не всегда соблюдают композиционную целостность.
Таким образом, у детей недостаточно развита связная монологическая речь возникшие у детей в ходе констатирующего исследования, доказывают о необходимости проведения систематической и целенаправленной работы.
Список использованной литературы и электронных ресурсов
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общей редакцией В. И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - Москва: Академия, 2018. - 445, [1] с. - ISBN 978-5-4468-7254-1 6. - Текст: непосредственный.
2. Гризик И.В. Приёмы обучения творческому рассказыванию. Дошкольное воспитание / И.В. Гризик. – Москва: Просвещение, – 2014. – 31, [1] с. – ISSN 978-5-89282-357-9. – Текст: непосредственный
3. Развитие связной речи у дошкольника: Развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной) / А. М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 2000. – С. 358–369. – ISBN 5-7695-0438-2.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – 4-е изд. – Питер, 2013. – 712 с. – ISBN 978-5-496-00617-0.
5. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 287 с.- ISBN 5-691-00871-4. – Текст: непосредственный
6. Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Изд. центр «Академия», 1997. - 399, [1] с. - ISBN 5-7695-0106-5.- Текст: непосредственный.
Автор: Кроткова Мария Александровна, Васина Елена Геннадьевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад 106»
© Кроткова М. А., Васина Е. Г., 2023
[1] Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общей редакцией В. И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - Москва: Академия, 2018. - 445, [1] с. - ISBN 978-5-4468-7254-1 6. - Текст: непосредственный.
[2] Гризик И.В. Приёмы обучения творческому рассказыванию. Дошкольное воспитание / И.В. Гризик. – Москва: Просвещение, – 2014. – 31, [1] с. – ISSN 978-5-89282-357-9. – Текст: непосредственный
[3] Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Изд. центр «Академия», 1997. - 399, [1] с. - ISBN 5-7695-0106-5.- Текст: непосредственный.
[4] Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 287 с.- ISBN 5-691-00871-4. – Текст: непосредственный.
[5] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – 4-е изд. – Питер, 2013. – 712 с. – ISBN 978-5-496-00617-0.
[6] Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Изд. центр «Академия», 1997. - 399, [1] с. - ISBN 5-7695-0106-5.- Текст: непосредственный.
[7] Развитие связной речи у дошкольника: Развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной) / А. М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 2000. – С. 358–369. – ISBN 5-7695-0438-2.
[8] Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 287 с.- ISBN 5-691-00871-4. – Текст: непосредственный
В статье рассматриваются основные подходы к развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в ходе обучения творческому рассказыванию. Раскрываются этапы развития детского творчества и разные виды творческих сочинений, которые можно использовать в работе с детьми.
связная речь; монологическая речь; творческое рассказывание; словесное творчество; дети старшего дошкольного возраста; виды творческих сочинений; этапы развития детского творчества
M. A. Krotkova, E. G. Vasina
DEVELOPMENT OF THE BASICS OF COHERENT MONOLOGICAL SPEECH OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN THE COURSE OF TEACHING CREATIVE STORYTELLING
The article discusses the main approaches to the development of coherent monological speech of children of senior preschool age in the course of teaching creative storytelling. The stages of development of children's creativity and different types of creative compositions that can be used in working with children are revealed.
coherent speech; monologue speech; creative storytelling; verbal creativity; children of senior preschool age; types of creative compositions; stages of development of children's creativity
Ведущую роль в процессе речевого развития детей дошкольного возраста занимает связная речь. Вопросами развития связной речи детей дошкольного возраста занимались различные педагоги такие как: А.М. Бородич, А.М. Леушина, О.С. Ушакова Ф.А. Сохин, а так же психологи П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн.[1]
[1] Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общей редакцией В. И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - Москва: Академия, 2018. - 445, [1] с. - ISBN 978-5-4468-7254-1 6. - Текст: непосредственный.
Связная речь – является высшей формой речемыслительной деятельности, которая позволяет определить уровень речевого и умственного развития ребенка; это смысловое развернутое высказывание, способствующее общению и взаимопониманию людей.[2] Связная речь делится на две основные формы – диалог и монолог. Каждая форма имеет свои особенности, которые способствуют определить характер методик для их формирования.
В учебнике В.И. Яшиной, монологическая речь определяется как связное, логическое последовательное, развернутое высказывание, выражающее мысль одного человека.[3]
Творческое рассказывание является одним из видов связной монологической речи. Вопросами формирования словесного творчества детей дошкольного возраста занимались: Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, Н.А. Орланова, О.С. Ушакова, Е.В. Савушкина которые разработали тематику и виды творческих рассказов, приемов и последовательности обучения.
Творческий рассказ - это самостоятельно придуманный ребенком рассказ с логически построенным сюжетом.[4] Он развивает словесно - логическое мышление, помогает ребенку самостоятельно выражать свои мысли, отражая в речи разнообразные связи отношений между предметами и явлениями. В творческом рассказе ребенок самостоятельно придумывает содержание, исходя из темы и своего прошлого опыта. Учится придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку рассказа, выразительно и интересно передавать свой замысел.[5] Результатом творческого рассказывания является самостоятельно придуманный, логически построенный ребенком рассказ с новым сюжетом героями. Следовательно, творческое рассказывание является продуктивным видом деятельности.
О. С. Ушакова отмечает, что в основе словесного творчества лежит восприятие произведений устного народного творчества, художественной литературы, в единстве содержанием и художественной формы. Словесное творчество Оксана Семеновна рассматривает как деятельность, которая возникает под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающих в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.[6]
Словесное творчество детей проявляется в следующих формах:
- в сочинении рассказов, сказок, описаний;
- в сочинении стихотворений, загадок, небылиц;
- в словотворчестве
В монографии Н. А. Ветлугиной выделяется три этапа развития детского творчества:
1. жизненные наблюдения, которые влияют на детское творчество;
2. процесс детского творчества, который связан возникновением замысла;
3.создание новой продукции. Ребенок интересуется качеством продуктов своего творчества испытывает удовольствие и стремится придать им завершенность.
При обучении рассказыванию используются разные виды творческих сочинений:
1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, начало которого сообщает воспитатель.
2. Придумывание творческого рассказа по плану воспитателя.
3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана).
4. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.
Творческие рассказы, можно разделить на следующие виды:
- рассказы реалистического характера;
- сказки;
- описания природы. [7]
Выделяют два варианта сочинение рассказов с литературным образцом: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев. Чаще всего дети создают контаминированные рассказы, в которых описание сочетается с сюжетным действием.
Из выше сказанного было решено провести исследование по выявлению уровня творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в старшей группе МБДОУ «Детский сад № 106» г. Рязани. Количество детей 10 человек.
Выявление уровня развития творческого рассказывания речи использовали задание из методики диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста О.С. Ушаковой «Рассказывание по серии сюжетных картинок»[8].
Для определения уровня развития творческого рассказывания у старших дошкольников были определены критерии, качественно и количественно характеризующие содержательную и структурную составляющие данного вида текста, разработанные в исследованиях О.С. Ушаковой. К данным критериям относились следующие:
1. композиционная целостность;
2. художественная выразительность;
3. самостоятельность в поисках образов и развитии сюжета;
4. целостность изложение мысли по поводу данного сюжета;
5. идея рассказа;
6. вариативность.
Характеристика уровней развития творческого рассказывания у детей старшей группы
I уровень – высокий (13-18 баллов). Ребенок владеет описательной, повествовательной и доказательной речью. Самостоятельно сочиняют рассказы, которые целенаправленны, имеют композиционную завершённость. В рассказе использует от 6 до 9 микротем, которые раскрываются последовательно. Используют выразительные средства, умело включают в свои сочинения знакомые стихи, пословицы, потешки. В общении проявляют инициативу, замечают речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеют богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
II уровень – средний (7-12 баллов). Ребенок не значительно владеет описательной, повествовательной и доказательной речью. При помощи сочиняют рассказы, которые имеют композиционную завершённость. В рассказе использует от 3 до 5 микротем, которые раскрываются последовательно. Стараются использовать выразительные средства, с трудностью включают в свои сочинения знакомые стихи, пословицы, потешки. В общении проявляют не значительную инициативу, не всегда замечают речевые ошибки сверстников, пытаются, исправляет их. Имеют богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
III уровень – низкий (0-6 баллов). Ребенок не владеет описательной, повествовательной и доказательной речью. Не умеют сочинять рассказы. Не используют выразительные средства, не умеют, включают в свои рассказы знакомые стихи, пословицы, потешки. В общении не проявляют инициативу, не замечают речевые ошибки сверстников, не исправляют их. Словарный запас беден. Речь не совсем чистая, грамматически неправильная, не выразительная.
Проведенная диагностика показала, что детей с высоким уровнем развития связной монологической речи не было выявлено. Причиной отсутствия детей с высоким уровнем развития речи может быть недостаточное внимание речевому аспекту при проведении занятий.
Средний уровень 4 детей. При раскрытии темы рассказа дети старались соблюдать структуру, но рассказ был не большой по объему. Рассказы детей были от 6 до 8 предложений. У двух детей была нарушена последовательность, связность и идея рассказа. У всех детей в рассказах присутствовали в основном простые предложения. Дети самостоятельно старались придумать героев рассказа и развить сюжет.
Низкий уровень 6 детей. При раскрытии темы рассказа дети не соблюдали структуру, рассказ был маленький по объему. Рассказы детей были до 4 предложений. В рассказах нарушена последовательность, связность, идея. Присутствовали одни простые предложения с грубыми грамматическими ошибками: пропускали предлоги, союзы, неправильно согласовывали прилагательные с существительными.
Исследование показало, что при составлении рассказов не используют выразительные средства. Рассказы состоят из простых предложений. Не всегда соблюдают композиционную целостность.
Таким образом, у детей недостаточно развита связная монологическая речь возникшие у детей в ходе констатирующего исследования, доказывают о необходимости проведения систематической и целенаправленной работы.
Список использованной литературы и электронных ресурсов
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общей редакцией В. И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - Москва: Академия, 2018. - 445, [1] с. - ISBN 978-5-4468-7254-1 6. - Текст: непосредственный.
2. Гризик И.В. Приёмы обучения творческому рассказыванию. Дошкольное воспитание / И.В. Гризик. – Москва: Просвещение, – 2014. – 31, [1] с. – ISSN 978-5-89282-357-9. – Текст: непосредственный
3. Развитие связной речи у дошкольника: Развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной) / А. М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 2000. – С. 358–369. – ISBN 5-7695-0438-2.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – 4-е изд. – Питер, 2013. – 712 с. – ISBN 978-5-496-00617-0.
5. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 287 с.- ISBN 5-691-00871-4. – Текст: непосредственный
6. Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Изд. центр «Академия», 1997. - 399, [1] с. - ISBN 5-7695-0106-5.- Текст: непосредственный.
Автор: Кроткова Мария Александровна, Васина Елена Геннадьевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад 106»
© Кроткова М. А., Васина Е. Г., 2023
[1] Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общей редакцией В. И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - Москва: Академия, 2018. - 445, [1] с. - ISBN 978-5-4468-7254-1 6. - Текст: непосредственный.
[2] Гризик И.В. Приёмы обучения творческому рассказыванию. Дошкольное воспитание / И.В. Гризик. – Москва: Просвещение, – 2014. – 31, [1] с. – ISSN 978-5-89282-357-9. – Текст: непосредственный
[3] Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Изд. центр «Академия», 1997. - 399, [1] с. - ISBN 5-7695-0106-5.- Текст: непосредственный.
[4] Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 287 с.- ISBN 5-691-00871-4. – Текст: непосредственный.
[5] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – 4-е изд. – Питер, 2013. – 712 с. – ISBN 978-5-496-00617-0.
[6] Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Изд. центр «Академия», 1997. - 399, [1] с. - ISBN 5-7695-0106-5.- Текст: непосредственный.
[7] Развитие связной речи у дошкольника: Развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной) / А. М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 2000. – С. 358–369. – ISBN 5-7695-0438-2.
[8] Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 287 с.- ISBN 5-691-00871-4. – Текст: непосредственный