Формирование социальных эмоций и развитие общения у детей дошкольного возраста.
Все чаще воспитатели и родители стали замечать, что дети затрудняются общаться с другими детьми. Если дети научатся общаться друг с другом и с взрослыми, научатся выстраивать дружеские взаимоотношения, то это будет являться залогом успешного психологического здоровья ребенка. Дети младшего дошкольного возраста часто испытывают трудности в общении с окружающими. Зачастую дети не умеют и не хотят общаться со сверстниками, не испытывают интерес друг к другу. Одной из причин такого поведения является адаптация детей к условиям детского сада.
В работе с такими детьми одной из главных задач стало формирование желания вступить в диалог со сверстниками, вместе решить определенную задачу, взаимодействовать друг с другом. Для этого необходимо создать определенные комфортные для ребенка условия, в которых он будет чувствовать себя уверенно и спокойно.
В настоящее время социально-коммуникативное развитие дошкольников является важным направлением в дошкольном образовании согласно ФГОС ДО. Учитывая эти требования, создаются условия, которые открывают возможности для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
В нашем дошкольном учреждении мы решаем следующие задачи по социально-коммуникативному развитию наших воспитанников:
Для решения этих задач главным помощником для взрослых становится игра. Именно игра становится ведущим видом деятельности у младших дошкольников. В ней ребенок отражает всю действительность.
Существуют различные варианты игровых приемов, которые можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста:
В своей работе с младшими дошкольниками я использовала сказочный персонаж «Петушок», который пришел в гости к детям, но он был очень грустным. Перед детьми ставилась задача развеселить гостя. Дети с интересом и большим желанием помочь выполняли различные задания, после которых «Петушок» становился веселым и довольным. Очень эмоционально реагировали и дети. После таких игровых занятий дети становились более эмоционально отзывчивыми и способными определять свое настроение и настроение других. Результатом такой деятельности явилось то, что дети стали более раскрепощенными, приветливыми, им стало комфортнее находиться в группе.
Для эмоционального развития детей в группе были созданы:
Для вовлечения родителей в работу по социально-коммуникативному развитию детей необходимо использовать такие формы работы, как мастер-класс, круглый стол, тематические семинары, а так же консультации.
Результатом такой планомерной и целенаправленной работы с детьми и родителями станет то, младшие дошкольники смогут выстраивать более тесные взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. Не будут испытывать затруднения во время общения.
Все чаще воспитатели и родители стали замечать, что дети затрудняются общаться с другими детьми. Если дети научатся общаться друг с другом и с взрослыми, научатся выстраивать дружеские взаимоотношения, то это будет являться залогом успешного психологического здоровья ребенка. Дети младшего дошкольного возраста часто испытывают трудности в общении с окружающими. Зачастую дети не умеют и не хотят общаться со сверстниками, не испытывают интерес друг к другу. Одной из причин такого поведения является адаптация детей к условиям детского сада.
В работе с такими детьми одной из главных задач стало формирование желания вступить в диалог со сверстниками, вместе решить определенную задачу, взаимодействовать друг с другом. Для этого необходимо создать определенные комфортные для ребенка условия, в которых он будет чувствовать себя уверенно и спокойно.
В настоящее время социально-коммуникативное развитие дошкольников является важным направлением в дошкольном образовании согласно ФГОС ДО. Учитывая эти требования, создаются условия, которые открывают возможности для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
В нашем дошкольном учреждении мы решаем следующие задачи по социально-коммуникативному развитию наших воспитанников:
- Воспитывать у ребенка положительное отношение к себе и к взрослым;
- Развивать у детей социальные навыки; освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты;
- Формировать у ребенка коммуникативные навыки, умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
Для решения этих задач главным помощником для взрослых становится игра. Именно игра становится ведущим видом деятельности у младших дошкольников. В ней ребенок отражает всю действительность.
Существуют различные варианты игровых приемов, которые можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста:
- Появление игрушки или сказочного персонажа;
- Создание игровых ситуаций
- Обыгрывание игрушкой с помощью стихов, песен, прибауток
- Сюрпризный момент
В своей работе с младшими дошкольниками я использовала сказочный персонаж «Петушок», который пришел в гости к детям, но он был очень грустным. Перед детьми ставилась задача развеселить гостя. Дети с интересом и большим желанием помочь выполняли различные задания, после которых «Петушок» становился веселым и довольным. Очень эмоционально реагировали и дети. После таких игровых занятий дети становились более эмоционально отзывчивыми и способными определять свое настроение и настроение других. Результатом такой деятельности явилось то, что дети стали более раскрепощенными, приветливыми, им стало комфортнее находиться в группе.
Для эмоционального развития детей в группе были созданы:
- картотеки игр и дидактических пособий: «Подбери настроение», «Найди пару», «Покажи настроение», «Подарю тебе подарок», «Если малыш поранился» Цели: воспитывать чувство ответственности за собственные действия, стимулировать доброжелательность и взаимовыручку.
- Коммуникативные упражнения, направленные на формирование положительного эмоционального фона и сплочения группы: «Ласковые имена», «Передай по кругу игрушку», «Паучки и комары», «Скажи хорошее о друге», «Угадай настроение» Цели: способствовать созданию доверительной атмосферы, развивать желание понять собеседника.
- Подобраны различные книги с русскими народными сказками «Заюшкина избушка», «Машенька и медведь» и другие; картинки с изображением детей с разными эмоциями; иллюстрации к стихам и сказкам.
- Комбинированные и тематические занятия: «Уроки доброты», «Солнышко»; «На помощь Деду Морозу», «Волшебный цветок», «Как помочь котенку» Цели: воспитывать у детей чувство сострадания, желание прийти на помощь, побуждать дошкольников к сотрудничеству.
Для вовлечения родителей в работу по социально-коммуникативному развитию детей необходимо использовать такие формы работы, как мастер-класс, круглый стол, тематические семинары, а так же консультации.
Результатом такой планомерной и целенаправленной работы с детьми и родителями станет то, младшие дошкольники смогут выстраивать более тесные взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. Не будут испытывать затруднения во время общения.