Статьи

Доклад из опыта работы «Организация образовательной деятельности детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности». Автор: Ходырева Елена Викторовна

Доклад из опыта работы «Организация образовательной деятельности детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности».

Полноценное формирование речи в дошкольном детстве является важным условием нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения.

В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения.

Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. Каждый воспитанник дошкольного учреждения по-своему готов к школьному обучению на своем уровне развития. Это зависит от многих факторов, например, от интеллектуальных способностей, личностных качеств, в том числе и от ограниченных возможностей здоровья.

В условиях дошкольного учреждения коррекционно-развивающая работа ведется группой специалистов, которые преследуют цели всестороннего развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей и психо - физических возможностей.

Эффективная коррекционная работа при любом нарушении возможна лишь при комплексном подходе к его преодолению как педагогическом, так и психологическом. Взаимодействие всех специалистов и педагогов нашего дошкольного учреждения ведётся в соответствии с разработанным планом и охватывает все этапы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, начиная с первичного обследования воспитанников и заканчивая их выпуском в школу.

Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями, в детском саду сформированы группы комбинированной направленности.

Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с условно нормально развивающими детьми совместно воспитываются дети, у которых есть те или иные виды нарушений. Адаптированные основные образовательные программы, которые используют педагоги и специалисты в таких группах, уже прошли апробацию и внедрены в педагогическую практику и образовательный процесс. Образовательная деятельность детей с особыми потребностями проходит в форме подгрупповых и индивидуальных занятий, что позволяет выполнять работу в оптимальном для каждого ребёнка темпе и с учётом его индивидуальных особенностей.

Согласованность действий педагогов и специалистов детского сада позволяет не только скорректировать имеющиеся нарушения развития у ребёнка, но и помочь успешно адаптироваться в дошкольной среде.

Важная роль в коррекционном процессе отводится взаимодействию воспитателя и учителя – логопеда. Поскольку воспитатель ежедневно общается с детьми, знает их возможности, интересы и соответственно без труда может определить оптимальный темп деятельности ребёнка и виды заданий, необходимые для индивидуальной коррекционной работы.

Воздействие на ребёнка с речевыми нарушениями связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими детьми.

В группах комбинированной направленности воспитатели и учитель – логопед организуют и поддерживают речевое общение в ходе совместной непосредственной образовательной деятельности. Коррекционная работа осуществляется в процессе игровой деятельности. Игра является средством развития аналитико – синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащение словарного запаса, усвоение языковых закономерностей, формирование личности ребёнка.

Согласованность действий учителя – логопеда и педагога – психолога позволяет не только эффективно скорректировать имеющиеся нарушения в развитии речи воспитанников, но и помочь им адаптироваться в дошкольной среде. По причине того, что многие речевые нарушения проявляются в структуре психических расстройств, несформированность психических процессов не способствует полноценному коррекционному процессу.

В связи с этим образовательная деятельность педагога - психолога должна быть направлена на развитие у детей памяти, мышления, внимания, необходима работа над отклонениями в формировании личности. Каждое психическое свойство формируется постепенно и является результатом практической деятельности при комплексном подходе к проблемам детей в группах комбинированной направленности.

Необходимо учитывать и соматическое здоровье детей с особыми образовательными потребностями. Часто бывает, что эти дети ослаблены, быстро утомляются в ходе непосредственной образовательной деятельности. Поэтому особое внимание следует уделять взаимодействию учителя – логопеда и инструктора по физической культуре. На занятиях по физической культуре специалисты используют игры с речевым содержанием разной сложности, логоритмические упражнения, динамические упражнения, упражнения на координацию слова с движением, речевого дыхания, повышая тем самым речевую активность воспитанников, сочетая упражнения, направленные на развитие двигательных навыков и понимание инструкций.

Также комплексный подход включает в себя взаимодействие учителя – логопеда и музыкального руководителя. Суть этой работы заключается в коррекции проблемной стороны речи воспитанников с использованием распевок, слоговых цепочек, развитие фонематического слуха, дикции, высоты и силы голоса, чувства темпа и ритма.

Коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Включение родителей в совместную деятельность позволяет значительно повысить её эффективность. В нашем саду мы используем разнообразные формы работы с родителями, это позволяет повысить уровень компетентности и вызвать интерес к проблемам развития их ребёнка.

Развивающее обучение в группах комбинированной направленности необходимо рассматривать как единую форму педагогической деятельности, в которой каждый специалист чётко понимает свою роль и свою задачу при коррекции отклонений в развитии детей.

В процессе комплексного подхода необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребёнка.

Роль всех специалистов в организации образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями значительна. Эффективность взаимодействия всех участников образовательных отношений проверена на практике и способствует результативным изменениям в развитии ребёнка, а так же позволяет повысить компетентность родителей. В детском коллективе создаётся особый климат доверия и принятия, в котором раскрываются таланты и сильные стороны характера каждого ребёнка.
Made on
Tilda