МБОУ «Карамышевская средняя школа № 25 имени Героя Советского Союза А. А. Колоскова»
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ
«ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А. С. ПУШКИНА.»
Подготовил учитель начальных классов
Саврай Екатерина Викторовна
2023 г.
Введение
"У каждого возраста свой Пушкин" - сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Это очень верно. Верно и то, что любой человек возвращается к произведениям Пушкина и, по-новому, уже воспринимает его творчество, и снова открывает для себя что-то новое и неведомое.
Мир сказок Пушкина - это когда возвращение к произведениям Пушкина происходит естественным образом. Когда ты маленький, то тебе читают сказки Пушкина, и ты переживаешь вместе с героями этих сказок под "мелодичный голос", заключенный в стихотворном ритме. Когда ты становишься взрослым, то ты читаешь эти сказки своим детям, по-новому воспринимая их, но, не переставая их любить и дарить эту любовь своим детям.
При выполнении мероприятия были поставлены следующие задачи:
· Познакомить с творчеством А. С. Пушкина;
· Повторить и закрепить в игровой форме знания о содержании сказок А.С.Пушкина;
· Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
· Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
· Формировать навыки сотрудничества;
· Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
· Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
· Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
План занятия
Форма: викторина по сказкам А.С. Пушкина
Методы: метод наглядных иллюстраций, наблюдение, самостоятельная работа, дискуссия.
Педагогические технологии: игровая, мультимедийная, здоровьесберегающая, ИКТ.
Межпредметные связи: литературное чтение
Требования к результатам обучения: уметь работать в самостоятельно, договаривать, уметь активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, прививать любовь к чтению; развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие; работать над выразительностью чтения; развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина.
Конспект занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята. Если спросить вас: «Какие книги вы любите читать больше всего?», то я думаю, что большая часть из вас ответит: «Сказки!». Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольствием читаем их сами.
Сказки бываю разные: народные, современные, авторские. А среди авторов сказок есть один, которого мы все очень любим. Я вам прочитаю маленький отрывок из одной сказки, а вы мне подскажите автора.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Ученики: Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель: Правильно. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве два века назад. Его очень любили родители, он всегда был окружен заботой и вниманием. Но особенно много внимания ему уделяла его няня – Арина Родионовна. Лучше ее петь песни и рассказывать сказки не умел никто. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково ее называл матушкой.
Благодаря Арине Родионовне Пушкин полюбил сказки на всю жизнь. А часть его любви к сказкам превратилась в сами сказки, которые мы с удовольствием читаем и слушаем в любом возрасте будучи и маленькими и взрослыми.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь узнать название сказки, о которой идет речь.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
То были чудные мгновенья,
Когда стихи его читал.
« У лукоморья дуб зеленый»
Я с упоеньем повторял.
Передо мною кот ученый
Ходил усатый и крутой.
Русалки на ветвях сидели
Одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря
Рукой Гвидона убивал.
И деда рыбака у моря
В походах к рыбке узнавал,
И злую, жадную старуху
Всем детским сердцем презирал.
Ученики: «Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе Салтане»…
Учитель: Какие сказки Пушкина вы еще знаете, вы их должны были повторить или прочитать вместе с родителями дома?
Ученики: «Сказка о мертвой царевне …», « Сказка о попе и его работнике Балде…»
Учитель: Очень хорошо. Я рада, что вы ответственно подошли к выполнению домашнего задания и хорошо повторили сказки. Тогда подошло время к началу нашего литературного турнира.
Я буду задавать вопросы по сказкам А.С. Пушкина. За правильный ответ вы будите получать сказочный жетон. В нашей викторине победит тот, кто их получит больше. Победителя ждет награда-сюрприз (Иллюстрированная книга сказок А.С. Пушкина).
1 конкурс.
1.Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три раза.)
2. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке?» ( Дадон)
3. Под каким деревом грызла орешки белка? ( Под елью.)
4. На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? ( На острове Буяне.)
5. Какое было последнее желание вредной старухи? ( Стать владычицей морскою.)
6. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? ( От Чародея. «Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил.»)
2 конкурс.
1. В каких сказках А.С Пушкина присутствует цифра 33? ( В «Сказке о рыбаке и рыбке» и « Сказке о царе Салтане»)
2. В кого превратился князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? ( В комара, муху, шмеля)
3. Из чего состояли орешки, которые грызла белка? ( Орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра чистый изумруд).
4. Как звали пса, который сторожил терем, в котором жили семь богатырей? ( Соколка)
5. Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях?» ( Яблоком)
6. Кто был верным сторожем царя Дадона? ( Петошок)
3 конкурс
Из каких сказок А.С. Пушкина эти слова?
1. В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
( « Сказка о царе Салтане»)
2. У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
(«Руслан и Людмила»)
3. Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога своего.
(« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.)
4. В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красивые сапожки».
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
(« Сказка о золотом петушке».)
6. Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
Учитель: Молодцы! Вы оказались хорошими знатоками сказок А.С. Пушкина. Сегодня на нашей литературной викторине победителем оказался (фамилия и имя) победителем. Он получает приз-книгу сказок А.С. Пушкина. Благодарю вас всех за участие. До свидания!
Список используемой литературы
1. А.Б. Васильева «Загадки кота ученого» изд. Композитор,1999
2. Л.Е. Белоусова «Добрые досуги по произведениям детских писателей» изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
3. Сказки А.С. Пушкина
4. Журнал «Педсовет»
5. Интернет-ресурсы