ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ПЕДАГОГА СПО В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Черных Н.А.
преподаватель математики
ГПОУ «ЗабТПТиС»
г. Чита
Забайкальский край
Аннотация: В статье рассмотрена профессиональная роль педагога среднего профессионального образования в образовательной среде и основные личностные качества, которыми должен обладать современный педагог.
Ключевые слова: педагог, личность, профессиональная деятельность, образовательный процесс, компетенции.
THE PROFESSIONAL ROLE OF THE SPO TEACHER IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS
Chernykh N.A.
teacher of mathematics
GPOU «ZabTPTiS»
Chita
Trans - Baikal Territory
Abstract: The article examines the professional role of a teacher of secondary vocational education in the educational environment and the main personal qualities that a modern teacher should possess.
Keywords: teacher, personality, professional activity, educational process, competencies.
В настоящее время к специалистам среднего звена предъявляются высокие требования. Это вызвано продолжающейся реорганизацией производственного сектора и изменениями социально-экономической ситуации в нашей стране. Сегодня система профессионального образования популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения и гарантом успешного старта карьеры. Именно развитие системы среднего профессионального образования (далее – СПО) является ключевым направлением в подготовке молодых кадров для экономики субъектов России.
В связи с этим возникла необходимость повышения профессиональных компетенций и преподавательского состава учебных заведений СПО. Значимое место в образовательном процессе отводится профессиональной роли педагога, которая является основополагающей.
Профессиональная роль педагога определяется как совокупность требований, предъявляемых к профессиональному поведению педагога, которое контролируется представлением его самого и окружающих о характере этой роли, о необходимых действиях в конкретной педагогической ситуации.
Современный педагог должен внедрять в образовательный процесс инновационные цели, методы, формы обучения и воспитания, современные образовательные и информационные технологии. Это позволит отработать полученные знания у студентов, закрепить умения и навыки в учебной деятельности, формировать мыслительную деятельность, развивать умения самостоятельно планировать свой учебный процесс. От этого будет зависеть достижение преподавателем высоких результатов студентов.
Для успешной реализации творческого потенциала студентов и формирования общих и профессиональных компетенций на аудиторных занятиях педагогами предусматриваются творческие задания, а также проводится внеурочная деятельность: внеклассные мероприятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады, тематические конференции. Все это позволяет студентам не только реализовать свои знания по учебным дисциплинам, но и формировать творческое профессиональное мышление.
Профессиональная роль педагога в современной образовательной среде не сводится только к роли координатора учебного процесса. В первую очередь, на педагога возлагается обязанность самому быть активной творческой личностью. Он должен являться создателем творческой атмосферы среди студенческого коллектива для дальнейшей плодотворной совместной работы.
К ведущей роли педагога относится и роль модератора, т.е. человека, осуществляющего организацию активной работы всех участников образовательного процесса.
В век информационных технологий педагог выступает и как дистанционный тьютер (реализовывает образовательные программы на дистанционной платформе в сети Интернет), а также является куратором дистанционного обучения, участвуя в организации самого процесса дистанционного обучения.
Профессиональная роль педагога отличается от некоторых других ролей тем, что для раскрытия ее сути ей требуется другая роль – роль студента. Именно студент является главным, но не единственным партнером педагога в профессиональной деятельности. Партнерские отношения складываются у педагога и с родителями обучающихся, коллегами, администрацией учебного заведения, специалистами органов образованием и др.
Поэтому для преподавателя важны не только профессиональные, но и личностные качества. Он должен обладать человеческими качествами для того, чтобы выстроить доброжелательные и эффективные отношения со всеми участниками образовательного процесса.
На педагога возлагается дополнительная ответственность – не просто готовить профессионала, а воспитывать гражданина.
Таким образом, как бы ни была обусловлена профессиональная роль педагога СПО, важно, чтобы содержание этой роли включало гуманистическую направленность творца, высокий уровень компетентности, интеллигентность, а в центре содержания этой роли был студент.
Несомненно, роль педагога в обществе, в целом, и в образовательном процессе, в частности, модифицируется. Но неизменным должно оставаться одно – престижный статус педагогической профессии в обществе, профессионализм и высокие нравственные компетенции педагога, потому как именно он является «воспитателем души» человеческой.
Поэтому профессия педагога востребована в любом обществе, так как он формирует социальную среду, готовит «кузницу» рабочих кадров, адаптирует к жизни будущее поколение.
Список литературы
Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. – 720 с.
Суртаева Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. – 250 с.