Статьи

Анализ исполнительской редакции Александра Майкапара сборника "Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах", как познавательная практика развития полифонического мышления учащихся. Автор: Посох Любовь Николаевн

Автор: Любовь Николаевна Посох, преподаватель фортепиано МАУ ДО «Детская музыкальная школа №3 «Доминанта» г. Перми.

Анализ исполнительской редакции Александра Майкапара сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», как познавательная практика развития полифонического мышления учащихся. Методическая разработка, автор Л.Н. Посох, г. Пермь, 2024 - 11 с.

В работе дается анализ исполнительской редакции Александра Майкапара Нотной тетради Анны Магдалены Бах в издательстве MPI «Music Production International» г. Челябинск и обосновывается заинтересованность ее применения

в практике преподавания в детской музыкальной школе.

Предназначена для преподавателей фортепиано ДМШ и ДШИ.

Содержание:

1.Введение……………………………………………………………………….4

2.Изучение произведений И.С. Баха в учебной практике ДМШ и ДШИ….. 4

3.История создания Нотной тетради Анны Магдалены Бах……………….. 5

4.Редакции Нотной тетради Анны Магдалены Бах в российской традиции преподавания 7

5.Александр Евгеньевич Майкапар, как музыкальный просветитель .. .7

6.Новаторство исполнительской редакции Александра Майкапара…… 9

7.Практический опыт изучения произведений из Нотной тетради Анны Магдалены Бах в детской музыкальной школе в классе фортепиано... .... 13

8.Список использованной литературы………………………… 15

Введение

В последние десятилетия, когда период устойчивых, как нам казалось, знаний, правил, запечатленных в книжных трудах курса методики преподавания, сменился информационным наплывом интернет-ресурсов, появление свежих, интересных и действительно профессиональных искусствоведческих работ не может не радовать.

Редакция Александра Майкапара Нотной тетради Анны Магдалены Бах позволяет увидеть в сложной науке полифонии не только трудность, но

и побуждает познавательный интерес, помогает услышать свежее звучание давно известных пьес. Изучая методические комментарии и редакторские указания, каждый любознательный педагог делает еще один шаг в бесконечном стремлении приблизиться к идеалу звучания музыки, запечатленной в нотном тексте.

Изучение произведений И.С. Баха в учебной практике ДМШ и ДШИ

Знакомство учащихся с произведениями И.С. Баха и его современников начинается очень рано. Уже со второго года обучения игре на фортепиано нетрудные и музыкально привлекательные пьесы из Нотной тетради Анны Магдалены Бах прочно входят в школьный репертуар. Эти Менуэты, Полонезы, Марши встречаются и во многих хрестоматиях для младших классов,

в частности, в сборниках «Фортепианная игра» под редакцией

А. Николаевой, «Первая встреча с музыкой» и «Хрестоматия маленького пианиста» А. Артоболевской, «Музыка для детей» выпуски 1, 2 и многих других. Учащиеся, получив первоначальные навыки и знания на этом музыкальном материале, далее более подготовлено переходят к игре Маленьких прелюдий, двухголосных инвенций и трехголосных симфоний, «Французских сюит», и, наконец, Хорошо Темперированного Клавира И.С. Баха.

Трудно переоценить значение раннего знакомства с барочной музыкой! При ее изучении на примерах посильных по трудности и мелодической привлекательности пьес, происходит погружение в музыкальный язык, культуру той эпохи.

Знакомство с полифонией, как способом изложения музыкального материала, не бывает простым. В тоже время, это обязательная часть методики обучения игре на фортепиано. Поэтому в учебных программах по фортепиано игра полифонических произведений на зачетах, экзаменах значится уже со второго класса и продолжается каждый год обучения в ДМШ. Во многих профессиональных конкурсах исполнение полифонического произведения является обязательным, согласно программным требованиям. Учитывая все эти причины, практика преподавания в музыкальной школе показывает, что пьесы из Нотной тетради Анны Магдалены Бах изучаются почти каждым начинающим пианистом.

История создания Нотной тетради Анны Магдалены Бах

Что же это за Тетрадь? Это настоящее педагогическое пособие для юных музыкантов, которое уже 300 лет занимает достойное место

в преподавательской практике музыкантов разных стран.

Когда говорят о Нотных тетрадях или Книжечках Баха, перечисляют их три: «Клавирную книжечку для Вильгельма Фридемана», старшего сына И.С. Баха, и еще две, предназначенные для Анны Магдалены второй жены Иоганна Себастьяна. Вести домашние музыкальные и литературные альбомы было обычной практикой во времена Баха. В них записывались полюбившиеся пьесы, стихи.

Основу первой тетради (1722 г.) Анны Магдалены составляют танцевальные циклы, известные под названием – не баховским – «Французские сюиты». Всего сюит написано 6, в этой книжечке их 5.

Вторая Нотная тетрадь была начата в 1725 году и пополнялась до 1740 года. К этому времени Бах уже завершил работу над двухголосными инвенциями и трехголосными симфониями (1723 г.). Еще раньше, в 1722 году Бах завершил I том ХТК. Все эти нотные сборники были прекрасной школой фортепианной игры для многочисленных детей И.С. Баха и его учеников разного возраста и умений, благодаря которым можно было последовательно овладевать всеми секретами фортепианного и композиторского мастерства.

Состав второй Нотной тетради 1725 года довольно пестрый, несмотря

на то, что пьесы, входящие в нее, давно известны, авторство многих из них установлено сравнительно недавно. Именно по этой причине мы знали их ранее, как сочинения под авторством И.С. Баха, выпущенных в нотных сборниках

до 90-х годов прошлого столетия. На самом деле, кроме пьес, написанных И.С. Бахом, во второй Нотной тетради Анны Магдалены Бах есть пьесы Карла Филиппа Эмануэля Баха, Ф. Куперена, К. Петцольда, И.А. Хассе, Г. Бема, И.К. Баха, Г Штёльцеля.

В этой тетради принцип от простого к сложному не работает. Трудное

и легкое здесь перемежаются. Просто эта тетрадь предназначалась исключительно для домашнего употребления, где каждый брал для себя, что понравится, что подходит для его умений. Здесь была светская музыка

и духовная, клавирная и вокальная.

Из 42 произведений, входящих в эту Нотную тетрадь, значительную часть составляют 8 менуэтов, 6 полонезов, а также 3 марша, песня, арии

и хоралы, 2 партиты, 2 французские сюиты.

Редакции Нотной тетради Анны Магдалены Бах

в российской традиции преподавания

Какими же изданиями, редакциями этой Нотной тетради располагает типичный преподаватель российской музыкальной школы? Это редакция С. Диденко, редакция Т. Шабалиной (издательство «Композитор» Спб), редакция Л.И. Ройзмана, есть различные варианты в интернете. Все они, безусловно, вызывают интерес и достойны самого пристального изучения!

Редакция Александра Майкапара (издательство MPI г. Челябинск из серии публикаций Мастер-класс Александра Майкапара 2006 г.) привлекательна,

с точки зрения издательской продукции нотного направления она уникальна!

В ней совершенно новый подход к учебной нотной литературе. Основательность, продуманность, наглядность и профессиональность здесь присутствует во всем: от прекрасного качества бумаги, прочной обложки, ярких иллюстраций до подробного методического разбора музыкальных произведений, истории создания и предназначения сборника. Прекрасный литературный язык А. Майкапара лишен назидательной сухости, сохраняя при этом структурную стройность методических рекомендаций.

Александр Евгеньевич Майкапар, как музыкальный просветитель

Майкапар А.Е. – клавесинист, органист, музыковед, искусствовед, Заслуженный артист России. Он долгие годы преподавал на кафедре органа

и клавесина РАМ им. Гнесиных. Известен, как организатор различных фестивалей, циклов концертов-лекций, а также как ведущий музыкальных программ (BBC). Он проводил множество мастер-классов для преподавателей музыкальных образовательных учреждений. Является автором книг: «Шедевры русской оперы», «Новый завет в искусстве», «Жизнь Христа в произведениях живописи».В его переводе изданы книги: Эрвина Бодки, «Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха», Ванды Ландовской «О музыке», Джеймса Холла «Словарь сюжетов и символов в искусстве», Генри У Саймона «Сто великих опер и их сюжеты», Уолтера Эмири «Орнаментика Баха». Майкапар ярко воплотил свой литературный талант в книгах «Моя жизнь (и смерть) в искусстве: дневник эпохи коронавируса» и «42 084 000. Автобиографический роман».

Александр Евгеньевич, приезжая в наш город Пермь выступал

с концертами, был председателем жюри краевого конкурса профессионального мастерства «Учитель – ученик: музыкальный диалог», в рамках которого проводил мастер-классы с учащимися ДМШ г. Перми. В памяти остались интересные творческие встречи, на которых маэстро Майкапар – замечательный рассказчик – делился со слушателями историей своей семьи, учебы в академии им. Гнесиных в классе профессора Т. Гутмана, секретами исполнительской

и педагогической деятельности.

Под редакцией А. Майкапара вышло несколько нотных изданий: «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725), Двухголосные инвенции

и трехголосные симфонии И.С. Баха, соната Л.В. Бетховена № 8 до минор «Патетическая», ор. 13, а также множество трудов его деда Самуила Моисеевича Майкапара: «Бирюльки», «Первые шаги», «Маленькие новеллетты», «20 педальных прелюдий», «Пьесы на технику игры двойными нотами». Каждый сборник полезно изучать педагогам и использовать в работе с учащимися.

Новаторство исполнительской редакции «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725) Александра Майкапара

Книга «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725) открывается большой вступительной статьей автора. Информация подается увлекательно. Книга проиллюстрирована фотографиями, картинами и рисунками художников. В сборнике представлен разбор 35 музыкальных произведений из 42 имеющихся в автографе. В начале книги рассказывается кто такая Анна Магдалена Бах, объясняется причина написания и происхождения Тетради. Майкапар заинтересовывает рассказом о быте, традициях семьи И.С. Баха. Далее рассказывается история создания Тетради, анализируется ее содержание, определяется авторство музыки.

Майкапар дает краткие биографии композиторов, чье авторство доказано на сегодняшний момент: К.Ф.Э. Баха, К. Петцольда, Г. Штёйцеля, Ф. Куперена, И.А. Хассе, Г. Бема, Джованнини. Полезная помощь любознательному музыканту-исполнителю!

Методические комментарии и принципы публикации нотного издания заключаются в следующем:

·в основу нотного текста положена публикация авторитетного издания Neue Bach-Ausgabe (NBA V/4);

·в содержании труда перечислены все номера, составляющие эту тетрадь, однако они не все воспроизведены, курсивом указаны те пьесы, которые не публикуются в данном издании, поскольку содержатся в ранней Нотной тетради или неполной редакции и распространение получили в более поздних и усовершенствованных изданиях;

·объясняется принцип написания знаков при ключе и случайные знаки;

·подробно разъясняется орнаментика, ее терминология, способы исполнения;

·артикуляция (штрихи), артикуляционные и фразировочные лиги обосновываются аналогичными примерами из других сочинений И.С. Баха, где они указаны автором;

·указываются рекомендации по использованию аппликатуры;

·объясняется выбор темпа;

·предлагается исполнение аккомпанемента в вокальных произведениях.

После обширного, подробного методического вступления представлен разбор 35 пьес Тетради, за исключением французских сюит и партит. Все редакторские дополнения (не баховские) выделены красным цветом, поэтому графически легко читаются и обладают доступной даже ребенку наглядностью.

Огромный интерес вызывает предложенная автором артикуляция, которая снимает налет исполнительских штампов, прочно закрепившихся

в музыкальном представлении педагогов, воспитанных на сборниках советских издательств. Указание именно этих штрихов Майкапар всегда обосновывает примерами из других сочинений Баха, где они указаны самим автором-композитором, делая это еще и для того, чтобы исполнитель ощущал большую уверенность в правомерности своего выбора. Исполнение, при котором фразировка и артикуляция невнятны и непродуманны, будет мононтонным. Благодаря предложенному А. Майкапаром артикуляционному варианту, знакомые всем пьесы звучат по новому, открывая их танцевальность, образность, речевую подробность. Все вышеперечисленное вызывает доверие к автору-редактору, обладающему огромными профессиональными знаниями, исполнительским и педагогическим опытом в области органной, клавирной музыки Баха.

После нотной записи каждой пьесы следует методический раздел,

в котором разъясняются динамические оттенки, оговаривается инструментарий, подходящий данному произведению, обосновывается артикуляция, объясняются украшения, предлагается темп по метроному, подтверждается авторство музыки.

Ссылка на исполнительскую практику И.С. Баха является отличительной особенностью Александра Евгеньевича при редактировании произведений других композиторов, так как это оправданно, с его точки зрения, универсальностью личности Баха и убежденностью, что какая бы музыка

ни попала в сферу интересов гения, она неизбежно приобретает его печать.

Кроме «свежей» артикуляции, в редакции Майкапара заинтересовывают

и его аппликатурные находки. Принципы баховской аппликатуры отличаются

от принципов более поздней. В ней предпочтительней не подкладывание первого пальца, а перекладывание длинного пальца через короткий. Зачастую есть примеры, где аппликатура меняет позицию в соответствии с мотивным строением музыки, что в танцевальных пьесах совпадает с танцевальным движением. Еще более подробно Александр Майкапар разъясняет принципы выбора аппликатуры в клавирной музыке И.С. Баха в своей редакции двухголосных инвенций:

·избегать ненужных смен позиции руки;

·согласовывать смену позиции руки со сменой фразировки;

·сохранять единую аппликатуру в секвенциях;

·использовать (по возможности) более сильные пальцы на украшениях;

·употреблять первый палец на черной клавише в тех случаях, когда это позволяет значительно упростить исполнение.

Майкапар оговаривает, что выбор аппликатуры дело индивидуальное для каждого исполнителя. Этот выбор зависит от размера руки, технических умений. Как аппликатура, так и артикуляция, предложенная в данной редакции, не является единственно возможной, но очень важно эти моменты при разучивании музыкального произведения продумать и точно установить.

Интерес вызывает и вокальная музыка Тетради. Очевидно, что домашнее музицирование, это не только игра инструментальных сочинений, но и пение арий, хоралов с аккомпанементом. Исторические записки говорят нам, что Анна Магдалена Бах обладала приятным сопрано и даже пела при кеттенском дворе. Не удивительно, что 11 номеров из 42-х опубликованных в Нотной тетради — песни, арии, хоралы. В издании даны слова этих вокальных произведений

на языке оригинала (немецком) и в переводе на русском языке. Для человека,

не владеющего немецким языком, становится понятным, о чем идет речь! Теперь это можно прочитать, спеть. Аккомпанементы к вокальным произведениям в оригинале выписаны зачастую цифровкой и предполагают

у исполнителя умения ее читать и варьировать, что во времена Баха не было чем-то исключительным. Учитывая, что современные юные пианисты

не владеют таким навыком А. Майкапар предлагает клавирный аккомпанемент

в аранжировке Е. Геллера.

Практический опыт изучения произведений из Нотной тетради Анны Магдалены Бах в детской музыкальной школе в классе фортепиано

Что дает преподавателю изучение редакции А. Майкапара Нотной тетради Анны Магдалены Бах?

Прежде всего, более современный взгляд на исполнение клавирной музыки И.С. Баха и его современников. Как известно, особенность барочной музыки отражается в ее текстовой недосказанности. Это связано с традицией музицирования того времени — избегать законченных исполнительских штампов. Майкапар своей редакцией известного сборника заставляет нас задуматься о вариативности исполнительских решений, побуждает

к творческим поискам убедительного исполнения учащимися старинной музыки, оставаясь при этом на позиции профессионализма.

Часто в педагогической практике преподаватели сталкиваются

с противоречием своих профессиональных представлений исполнения музыки Баха и его современников и пианистических возможностей маленького ученика. Понимание необходимости детальной проработки всех тонкостей редакторского текста, наталкивается на ограниченный набор возможностей ученика младших классов. Особую сложность представляют артикуляционные приемы,

не совпадающие в правой и левой руках, а подчас и мелкая штриховая работа

в подвижных оборотах одной руки. В этих случаях приходится идти

на упрощение исполнительских задач, чтобы не погасить интереса ребенка

к старинной музыке. Часто подсказку можно обнаружить в других, более ранних редакциях того же произведения, где утилитарный вариант исполнения

не повредит основному замыслу. Интересно привлекать ученика к анализу вариантности разных редакций. Это способствует развитию его любознательности и мотивирует к самостоятельной работе за инструментом. Также целесообразно обсуждать аппликатурные варианты. Знание использования именно старинной аппликатуры дают учащемуся возможность применять его и в будущем. Но договорившись и точно установив приемлемый вариант последовательности пальцев, далее в последующей работе над текстом произведения, преподавателю надлежит требовать от учащегося его неуклонного выполнения.

Знакомство учащегося со всей Нотной тетрадью Анны Магдалены Бах

в редакции А. Майкапара, может дать более глубокое понимание старинной музыки, в том числе разучиваемых пьес, представленных в сборнике. Прочтение методического вступления и комментариев вооружит специальными знаниями, необходимыми в дальнейшем интересном путешествии по миру музыки.

Преподавателей пианистов можно поздравить с тем, что сейчас появилось прекрасное качественное издание, где доступность методического раздела соседствует с профессиональностью подачи нотного текста и научной обоснованностью редакторских дополнений.

Список использованной литературы:

1.А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», изд. «Советский композитор» Москва 1988

2.Анна Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста», изд. «Советский композитор» Москва 1991

3.И.С. Бах «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725), 12 маленьких пьес, ред. Т. Шабалина, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 1999

4.И.С. Бах «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725), ред. Л.И. Ройзмана, изд. «Музыка» Москва 1972

5.Мастер-класс Александра Майкапара. Бах Иоганн Себастьян «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725), изд. MPI г. Челябинск 2006

6.Мастер-класс Александра Майкапара. Бах Иоганн Себастьян Двухголосные инвенции (1723), изд. MPI г. Челябинск 2006

7.Мастер-класс Александра Майкапара. Бах Иоганн Себастьян Симфонии (трехголосные инвенции) BWV 787-801, изд. MPI г. Челябинск 2011

8.Мастер-класс Александра Майкапара. Бетховен Людвиг Ван Соната №8

до минор «Патетическая» ор.13, изд. MPI г. Челябинск 2012

9.«Музыка для детей» Фортепианные пьесы, в. 2, изд. «Советский композитор» Москва 1986

10. Фортепианная игра, ред. А. Николаева, изд. «Музыка» Москва 1979

11.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано», изд. «Музыка» Москва 1973
Made on
Tilda