Статьи

«Педагогическое выгорание, миф или реальность?». Автор: Поташова Екатерина Алексеевна



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


г. ПОДОЛЬСК



Конкурсная работа в рамках проведения конкурса для педагогов: «Актуальная проблема в образовании», в номинации «Личность и профессиональная компетенция педагога», тема: «Педагогическое выгорание, миф или реальность?»


Учитель русского языка и литературы:




Поташова Екатерина Алексеевна





Г.о. Подольск


2021




Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………..3

Цели……………………………………………………………………………………………………..3

Личный опыт……………………………………………………………………………………………3

Анализ результатов статистических исследований…………...……………………………………..5

Вывод……………………………………………………………………………………………………6

Список литературы……………………………………………………………………………………..7

Введение

На сегодняшний день проблема изучения эмоционального выгорания в профессиональной деятельности человека становится все более актуальной вследствие того, что имеет ряд негативных последствий в виде ухудшения психологического и физического здоровья специалистов, нарушения системы межличностных контактов, развития негативных установок по отношению к профессиональной деятельности, снижения ее продуктивности и качества.

Профессиональная деятельность занимает существенное место в жизненном пространстве человека. При этом, профессиональная деятельность может оказывать на личность как позитивное воздействие, предоставляя возможность для самореализации, так и негативное, нарушая баланс психического здоровья специалиста.

Одно из таких негативных последствий получило название синдрома эмоционального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье специалиста.

В зарубежных исследованиях эмоциональное выгорание как ответную реакцию на длительный профессиональный стресс рассматривают Х.Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, С. Джексон, Дж. Гринберг, Б. Перлман, Е.А. Хартман и др. В отечественной научной традиции проблема эмоционального выгорания в контексте взаимовлияния личности и профессии представлена в работах В.В. Бойко, О.И. Бабич, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, Н.В. Самоукиной и др.

С точки зрения О.И. Бабич, синдром эмоционального выгорания представляет собой сложное по своей структуре образование, состоящее из совокупности ряда негативных переживаний, вызванных тем или иным видом перегрузки. Это своего рода ответная реакция на продолжительный стресс, возникающий в межличностных коммуникациях, соответственно ярче всего выгорание проявляется у представителей профессий, относящихся к постоянному взаимодействию с другими людьми.

Профессиональное выгорание является частью эмоционального – это хроническое физико-психическое истощение. Учитель находится в группе риска, как и любой другой представитель «помогающей» профессии (врач, психолог, психотерапевт, волонтер), из-за необходимости постоянно вступать в сложные коммуникации, из-за конфликтов с детьми, родителями, администрацией, отложенного результата труда. У многих психологов есть классические «маркеры» выгорания, такие как хроническая усталость, перенапряжение, деперсонализация (ощущение отстраненности от людей), нежелание вовлекаться в эмоциональную коммуникацию, редукция профессионализма (снижение эффективности работы). Это сопровождается растущим чувством бессмысленности труда и собственной бесполезности. Не только внешние, но и внутренние факторы могут спровоцировать риск выгорания: например, эмоциональная нестабильность, низкий уровень экстраверсии, высокая ригидность (негибкость), перфекционизм (стремление быть идеальным во всем).

Масштаб проблемы актуализировался весной 2020 года, с началом пандемии коронавируса и переводом обучения в онлайн-формат.

Цель работы – проанализировать предпосылки и причины, выделить пути профилактики и преодоления педагогического выгорания.

Личный Опыт

Для того чтобы эффективно заниматься профессиональной деятельностью, человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной конкретной профессии. Профессионально важные качества – это характеристики человека, влияющие на эффективность осуществления его труда.

В профессиональной сфере самосознание играет важную роль, определяя успех в деятельности. Так, прежде всего выбор деятельности, соответствующий индивидуальным качествам человека, зависит от правильного осознания этих свойств и их места в структуре личности.

Обобщённый «образ Я» является интегративной характеристикой личности, и подчеркивает важность изучения данного феномена в профессиональной деятельности человека. Самооценка педагога, являясь компонентом самоотношения и шире – самосознания личности, включает помимо знаний о себе, субъективнуюоценку специалистом своих личностных характеристик, способностей, нравственных и моральных качеств.

Осознание или неосознавание тех или иных своих психических свойств зависит от того, в какой связи они находятся с наиболее глубокими и активными отношениями личности, характеризующими стержневые свойства.

Когда педагог не обращает внимания на какие-либо свои недостатки, потому что не придает им значения или не хочет знать подлинных психологических причин своих свойств, во всех этих случаях неосознанность влияет на его профессиональную деятельность и взаимоотношения с окружающими.

В профессиональной деятельности педагога постепенно формируется собственный стиль, представляющий собой устойчивую индивидуальноспецифическую систему психологических средств, приемов, навыков, методов и способов выполнения профессиональной деятельности. С.А. Дружилов рассматривает профессиональный стиль в качестве устойчивого, целостного психического образования, включающего механизмы адаптации человека к профессиональной среде. Стиль проявляется как в зависимости от индивидуальных ресурсов профессионального развития личности, так и от внешних условий среды.

Профессиональную пригодность педагога, конечный успех в его становлении как специалиста определяет совокупность характеристик. С одной стороны, это сформированная профессиональная мотивация, общая и профессиональная подготовленность, а с другой – индивидуально-психологические особенности специалиста (познавательные процессы, темперамент, характер, эмоционально-волевая сфера).

Профессиональная деятельность педагога предъявляет к специалисту определенные требования, поскольку его работа связана с постоянным общением с другими людьми, с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями.

Это требует от педагога высокой эмоциональной устойчивости, стабильности, психологической надежности, стрессоустойчивости, развитых механизмов психологической адаптации и компенсации. Важной психологической характеристикой личности педагога является стремление находиться вместе с другими людьми, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, помогать людям в решении волнующих их вопросов. В психологической литературе эта психологическая черта обозначается термином «аффилиация».

В работе педагога, которая представляет собой широкую сеть социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое отношение к другим людям, а также защищает от профессиональных деформаций, равнодушия и формализма. Важная роль в выполнении специалистом профессиональной деятельности в сфере «человек-человек» и, в частности, в социальной работе, принадлежит эмоциональному аспекту. Эмоции, являясь индикаторами ценностно-смысловой сферы личности, позволяют педагогу лучше осознавать свои личностные особенности, направляя волевые усилия на реализацию значимых для него профессиональных задач.

Необходимыми профессиональными качествами педагога являются эмоциональная стабильность, уравновешенность, способность сохранять контроль над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Одной из важнейших профессиональных способностей педагога является стрессоустойчивость как интегральная комплексная характеристика. В.Я. Апчел отмечает, что стрессоустойчивость – это способность человека хранить высокие показатели психического функционирования идеятельности при растущих стрессовых нагрузках и переносить стресс с минимальными физическими и эмоциональными затратами.

Современный специалист должен владеть не только специальными профессиональными знаниями и навыками, но и обладать определенными ключевыми компетенциями для того, чтобы быть эффективным в своей профессиональной деятельности.

Анализ результатов статистических исследований

В рамках второго интенсива программы по развитию педагогов «Я Учитель», который прошёл осенью 2020 года, было проведено исследование профессионального выгорания учителей. Всего в онлайн-тестах интенсива, которые проверяли гибкие компетенции и уровень выгорания педагогов, приняли участие 100 000 человек. 38 000 из них прошли тест «Профессиональное выгорания педагога». Мы рассмотрели, что приводит школьных учителей к выгоранию, и по итогам исследования предложили подходы и инструменты, которые могут помочь с ним справиться.

Профессиональное выгорание — это хроническое истощение эмоциональных, физических и волевых ресурсов, совокупность негативных переживаний, связанных с работой.

Исследование проводилось оценку выгорания по четырём его компонентам:

- Эмоциональная усталость. Чувство истощения, желание заниматься чем-то другим;

- Неудовлетворённость условиями. Нехватка комфортных условий или ресурсов для работы;

- Формальное отношение к работе. Выполнение ровно того объёма задач, который дан руководителем

- Отстранённость от организации. Безразличие или негативное отношение к месту работы.

Анализ результатов исследования показал, что у 75% опрошенных есть симптомы выгорания, а 38% находятся в его острой фазе — то есть выгорание ощутимо влияет на их качество жизни и способность работать.

Выгоранию оказались подвержены все школьные педагоги вне зависимости от стажа: и у молодых, и у опытных учителей его уровень примерно одинаков. Эксперты связывают высокий уровень выгорания учителей в том числе со спецификой помогающих профессий, которые требуют от работников высокого уровня эмпатии и эмоциональной вовлечённости. Поэтому важно систематически уделять внимание предотвращению выгорания педагогов и помощи им, если оно уже наступило: обеспечивать поддержку коллег, возможности для развития, организацию отдыха и так далее находятся в острой фазе профессионального выгорания. Профессия учителя входит в зону риска с точки зрения синдрома выгорания.

Но выгорание не следует понимать только как неотъемлемый атрибут помогающих специалистов — сейчас корректно говорить, что могут выгорать в большей или меньшей степени представители всех профессий.

Острая фаза выгорания характеризуются следующими признаками:

- Сильное падение эффективности работы, в крайних случаях — уклонение от работы.

- Конфликты с родителями учеников и коллегами.

- Обезличивание детей и обесценивание их успехов.

- Выключенность из жизни школы.

В конечном счёте выгорание часто заканчивается уходом из профессии. Поэтому высокий показатель выгорания, который выявило исследование, должен стать поводом для изменений, но не причиной для паники. Те учителя, которые прошли тест и попали в выборку исследования, не ушли из профессии ― значит, уже отчасти смогли справиться с выгоранием. Их состояние исправимо, с ним можно и нужно работать.

Стаж работы не влияет на уровень профессионального выгорания. Исследователи сравнили результаты учителей с разным стажем ― и процент выгоревших в каждой группе в среднем равен 75%. Из тех педагогов, которые проработали в школе менее трёх лет, 74% уже столкнулись с выгоранием (см. диаграмму 1).

Сейчас в России более резистентными к выгоранию оказываются педагоги с большим стажем работы ― те, кто встретил тяжёлые 90-е годы молодым, но сформировавшимся специалистом. Они, как правило, справляются с выгоранием и продолжают работать. Недавние выпускники педагогических вузов оказываются в этом смысле менее устойчивыми. С другой стороны, опытных педагогов может подтолкнуть к выгоранию переход на электронный документооборот, который требует от учителей гораздо больших усилий и времени.

Стаж не влияет на уровень эмоциональной усталости, степень отстранённости от организации и склонность к формальному отношению к задачам. Однако с увеличением опыта работы у педагогов растёт недовольство её условиями: среди тех, кто проработал в школе свыше 31 года, недовольных 60% (против 42% среди тех, чей стаж меньше трёх лет) (см. диаграмму 2).

Следует отметить, что с проблемой выгорания редко работают централизованно и чаще всего педагоги ищут собственные, подходящие лично им способы справиться с хронической усталостью. Важно помнить, что выгорание ― вещь разносторонняя, а не просто хроническая усталость или тревога из-за работы. Это в некотором смысле экзистенциальная проблема: перед человеком встаёт вопрос «На своём ли я месте или создан для чего-то другого?». Поэтому изменения должны быть вдумчивыми и системными: недостаточно просто повысить учителям зарплату или скорректировать режим работы, чтобы решить проблему выгорания.

Нами были выделены рекомендации по работе с выгоранием:

- Налаживание рабочих процессов. Если источником стресса служит рабочая среда, то стоит попробовать повлиять на те её составляющие, которые зависят от педагогов и руководства школы.

- Профессиональное развитие. Ощущение застоя, отсутствие профессионального роста ― ещё один источник выгорания. Поэтому разнообразные способы развития и приобретение новых компетенций могут помочь его избежать. К профессиональному развитию можно отнести как повышение квалификации по интересным для учителя темам, так и институт менторства, или наставничества, где можно перенять опыт у старших коллег. Важно подходить к саморазвитию не формально, а с опорой на собственные интересы и предпочтения. Кроме того, чтобы избежать выгорания, полезно развивать навыки анализа и решения проблем, постановки целей, приоритизации и планирования.

- Эмоциональная поддержка через общение. Поделиться своими трудностями, открыто выразить свои чувства и рассказать о своём состоянии ― мощный способ восстановить силы и расслабиться. Для того чтобы педагоги могли делать это в безопасной и комфортной среде, стоит организовать специальные терапевтические группы.

- Организация отдыха и заботы о себе. Важно регулярно отдыхать в течение дня (хотя бы 30 минут), делать перерывы между рабочими задачами; не заниматься работой на выходных; не рассчитывать, что можно полностью восстановиться за отпуск, ― откат к прошлому состоянию может наступить за две–четыре недели. В школах полезно организовывать специальные комнаты отдыха для учителей, потому что учебные классы не могут быть личным пространством педагогов.

- «Буферная зона» между работой и домом. Время или место для того, чтобы переключиться с рабочих задач на остальную жизнь. Если учитель устал и раздражён, но после работы вынужден сразу спешить домой, то в итоге начинает проецировать рабочий негатив на близких. Сложности могут начаться не только на работе, но и в семье ― в итоге человек попадает в замкнутый круг.

- Неформальное взаимодействие с учениками. Когда учитель выгорает, он может начать обезличивать учеников ― все для него становятся как будто на одно лицо. В таком положении невозможно проявлять эмпатию или искать индивидуальный подход к ученику. Общение вне привычного формата урока позволит учителю по-новому взглянуть на детей, увидеть их интересы и устремления ― и, как следствие, вернуть интерес к работе.

Вывод.

Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что выгорание педагогов чаще всего вызвано недовольством условиями работы, нехваткой амбициозных задач и возможностей для продвижения по карьерной лестнице. А отсутствие похвалы со стороны коллег и обратной связи от руководителя, наоборот, слабо на него влияют.

В образовательной системе нет понятных карьерных лифтов, а работа зачастую носит однообразный характер. Отсюда ― недовольство карьерными перспективами. Учителям может не хватать чувства новизны, которое дают новые сложные задачи или новая должность. Кажется, что пандемия могла усугубить ситуацию. Возросла нагрузка на учителей: им приходилось перестраивать учебный процесс и очень много общаться с родителями.

С этими проблемами можно работать как на уровне государственной образовательной политики, так и на уровне администраций образовательных учреждений. Чтобы помогать педагогам в самореализации и карьерном продвижении, необходимо ввести в штат должности методистов и перепоручать учителям выполнять значимые административные функции — а при появлении административных вакансий в других образовательных организациях предлагать на них своих коллег. Также важно вовлекать преподавателей в творческую деятельность и обеспечивать им профессиональную переподготовку в тех областях, которые им интересны.

Таким образом, психологическая подготовка будущих педагогов должна реализовываться еще на этапе обучения для того, чтобы молодые специалисты начинали свою профессиональную деятельность, имея осознанную модель эффективных способов проявления своих профессиональных качеств, творчества и устойчивости в стрессовых ситуациях.

Список литературы:

1. Абабков, В.А., Вассерман, Л.И., Трифонова, Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика / В. А. Абабков, Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова. – СПб.: Речь, 2014. – 192 с.

2. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста / В.И. Байденко. – М., 2014. – С. 23-27.

3. Баранов, А.А. Психология стрессоустойчивости педагога (теоретические и прикладные аспекты) / А.А. Баранов. - СПб.: 2013. – 48c.
Made on
Tilda