Статьи

Как организовать исследовательскую деятельность учащихся? С чего начать? (из опыта работы). Автор: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Многопрофильный лицей №11

Как организовать исследовательскую деятельность учащихся?

С чего начать?

(из опыта работы)

Н.Г.Осипанова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Многопрофильный лицей №11» Советского района города Казани.

По мнению А.И. Савенкова, известного психолога и педагога, «исследовательская практическая деятельность ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития».

И действительно, исследовательская деятельность необычайно увлекает детей. Те дети, которые вовлекаются в эту деятельность, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Исследовательская деятельность несомненно предполагает совместную работу учителя и ученика. Во время совместной работы происходит особое сближение между педагогом и учащимся. И для успешной работы по развитию познавательного интереса важно совпадение морально-ценностных ориентаций преподавателей и учащихся. Поэтому, несмотря на то что в исследовательскую деятельность следует включать максимально возможное количество учащихся, не с каждым учащимся получается достичь успеха.

В моей практической деятельности все начинается с выбора темы. Как правило, выбор имеет спонтанный характер, то есть мы исходим из материалов урока (часто тема будущего исследования рождается в процессе самого урока, при формулировке итогов, выводов, возникших вопросов). Возникший на уроке проблемный вопрос часто и становится предметом исследования. Дальше учащийся ставит и формулирует ряд задач, собирает материал по данному вопросу, изучает различные литературные источники, строит гипотезу, то есть предположение – будущий вывод. Дальше проверяет гипотезу всем ходом своей работы.

Учитель должен управлять процессом, не навязывая своего мнения, уважая мнение ученика. Учитель должен не только иметь собственные представления об изучаемом объекте, но еще должен знать, какими представлениями об этом объекте обладает ученик. Необходимо научиться становиться на точку зрения ученика, интерпретировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности. Учитель должен наблюдать, направлять, но не диктовать. Учитель также должен быть хорошим психологом, чтобы расположить ребенка, внушить в него уверенность, смелость выражать свое видение, свою точку зрения.

Подготовкой к научно-исследовательской деятельности является в нашей школе проектная деятельность, в которую вовлечены все учащиеся (с 5 по 9 классы). Главная идея проектной деятельности состоит в том, что ребенок выполняет ту работу, которая выбрана им самим. Проектное обучение усиливает истинное учение со стороны учащегося. Часто из проектных работ вырастают научно-исследовательские.

Научно-исследовательской деятельностью занимаюсь каждый год. Несколько лет назад пришел первый успех. Учащаяся 6 класса Гасникова Марина успешно выступила со своей работой на городских Лихачевских чтениях и на республиканской конференции. Потом подключились другие ученики: Бадриев Алим, с которым прошли всевозможные конференции самых разных уровней, Баталина Карина… Появляются все новые и новые звездочки. Благодаря этой деятельности у учащихся сформировалась привычка к самостоятельной поисковой работе, к самообучению, самообразованию, самосовершенствованию. Эта привычка поможет достичь многого. В истории известны такие примеры. Например, Л.Н. Толстой, который, наряду со многими другими великими людьми, имел трудности в получении стандартного образования, но сумел достичь многого самообучением и саморазвитием.

Некоторые ребята впервые оказались в ситуации успеха, это мотивирует, придает уверенности в себе, в своих возможностях. Делаю вывод, что работа идет в нужном, правильном направлении.
Made on
Tilda