Урок – исследование «Физика на кухне»
Сценарий
(Внеурочное мероприятие)
«Без нестандартного мышления
и новых концепций
движение вперед невозможно»
Эдвард де Боно
(британский психолог, 19.05.33 – 9.06.21)
Преподаватель:
Добрый день!
Мы рады приветствовать Вас на уроке – исследовании «Физика на кухне».
Сегодня на нашей импровизированной кухне главными знатоками законов и явлений физики будут ребята из группы группа ПК – 324.
Сегодня мне помогают:
- мой ассистент (Таракановский Виктор, студент группы ПК – 423);
- мой помощник (Чукунов Анатолий, студент группы МОЦИ - 310);
- Поварской физический Совет (Мастера производственного обучения
по профессии «Повар, кондитер»:
1.Коренева Наталья Максимовна;
2.Епифанцева Наталья Михайловна;
3.Губенина Марина Евгеньевна.
А также зам.директора по УМР Вторушина Ирина Аваговна.
Цель урока:
- стимулировать студентов к более глубокому и всестороннему изучению предмета.
«Еда является для нас чем-то обыденным, мы редко задумываемся о том, что и как мы едим, что происходит с блюдами и продуктами до того, как они появляются на нашем столе, почему одни из них нам нравятся больше, другие меньше, почему одни из них полезны, а другие нет.
Между тем каждый день на кухне случаются чудеса, которых мы не замечаем.
Повар – кондитер в процессе своей работы сталкивается со многими физическими процессами как классической физики, так термодинамики и электродинамики, молекулярной физики.
«Кухня – это место, где собираются ваши семьи, где все мы пьем горячий чай и ведем задушевные беседы с друзьями! Как бы не сложился день, вечером мы приходим туда – в кухонное царство. Вы колдуете над соусами и ворожите над пирогами, фантазируете с салатами и экспериментируете с фруктами, а самое главное – получаете от всего этого истинное наслаждение!»
«Но не каждый из вас задумывался над тем, что кухня - это удивительная лаборатория, которая у нас всегда "под рукой". Все эти действия - разнообразные физические эксперименты, у которых есть свое научное объяснение.
В нашей повседневной жизни мы не найдём другого такого места, где происходило бы столько удивительного и загадочного, как в кухне. Именно здесь мы смешиваем, нагреваем, охлаждаем, замораживаем, размораживаем, а бывает, что и сжигаем всевозможные виды животного, растительного и неорганического сырья.
Обратите внимание шесть столов с разными по цвету шляпами.
Шесть цветов шляп: белая, черная, жёлтая, красная, зелёная, синяя.
Ребята, пожалуйста, займите места с теми шляпами, цвета, которых, вам понравились.
(Преподаватель объясняет задачу каждой команде).
Каждый из вас выбрал свой цвет и будет работать за столом под тем цветом, который ему по душе.
Те ребята, которые сели за стол с белой шляпой, будете опираться только на факты, внимание у вас направлено на информацию.
Ребята, за столом с черной шляпой, будете всё опровергать, сомневаться, видеть недостатки.
Ребята, за столом с жёлтой шляпой – Вы видите во всем только плюсы, оптимисты, ищете преимущества.
Ребята, за столом с красной шляпой – Вы эмоциональны, высказываете интуитивные догадки.
Ребята, за столом с зеленой шляпой – Вы креативны, придумываете новые идеи.
За стол с синей шляпой - мы пригласим наш «Поварской физический совет».
Они подводят итоги, обобщают, делают выводы.
За этим столом будет сидеть жюри.
Ребята выбирают своего капитана.
Каждый стол - это команда определенного цвета.
У каждого стола своя задача. Каждый стол объясняет ситуацию со своих позиций, отстаивает свою точку зрения.
Критерии оценивания:
За каждое правильное объяснение -1 балл, за проделанный правильно опыт -1 балл. Время для обсуждения 1 минута. Если команда готова, то капитан поднимает руку, отвечает желающий. Балл не ставится, если в командах выкрикивают с места.
Жюри, она же «Синяя шляпа» оценивают каждый конкурс, выслушивает мнение «всех думающих шляп».
Приступаем к первому заданию. По жребию (выходят капитаны).
Задание №1 «Разминка»
Команды получают по одному из пяти предложенных заданий, по жребию.
Отвечают на вопросы с позиций «Шести шляп».
1.Выбрать, каким полотенцем будете вытирать руки и почему?
(Предложено: льняное новое полотенце и стираное)
2. Выбрать посуду для приготовления пищи в микроволновой печи.
(Предложено: посуда из металла, стекла, фарфора, фарфоровые тарелки с золотистым ободком)
3. Какой хлеб быстрее зачерствеет в вакуумной упаковке или без неё? Почему?
4. Выбрать, какой губкой (частью губки) легче убрать загрязнение на посуде. Почему?
5. Подобрать продукты, которые можно хранить рядом в холодильнике. Почему? (Предложено: сыр, масло, творог, селёдка, яблоки, помидоры, капуста, лук)
Преподаватель:
Все мы любим пить чай, сок. Особенно, если есть что-то вкусненькое к чаю. Сейчас мы вам покажем два опыта. А Вы объясните, почему так происходит. Вам нужно дать физическое объяснение опытам.
Задание №2 «Объясни опыты»
Ассистент проделывает опыты. Команды отвечают.
Преподаватель задаёт вопросы командам.
1. Почему пустые чайные пакетики взлетают вверх, если их поджечь?
2. Почему подвешенный на нити пакет от сока начинает вращаться, если его наполнить водой и проделать сбоку внизу несколько отверстий?
Опыт №1 «Ракета»
Оборудование: блюдо сухое, ножницы, спички, чайные пакетики от чая «Липтон»
Ассистент отрезает верхушку чайного пакетика «Лимптон», развертывает его и
высыпает чай, а пакетик поставил трубочкой на сухое чистое блюдо. Таких заготовок можно сделать несколько заранее.
Поджигает сверху, пакеты быстро сгорают и очень красиво взлетают один за другим.
Ответ: Поджечь верх пакетика. И вот пакетики полетели вверх. Физическое объяснение опыта. Теплый воздух менее плотный чем холодный. Соответственно воздух который внутри цилиндра нагревается от огня и поднимается вверх, а пакетик такой легкий что летит в потоке теплого воздуха следом.
Опыт №2 «Вращение»
Оборудование: нить, пакет от сока с водой, шило.
Ассистент подвешивает пустую коробку от сока на нити, делает небольшие отверстия с боков, наливает в коробку воду и коробка начинает вращаться над большой миской.
Ответ: Это происходит потому, что атмосферное давление сверху на жидкость и давление жидкости, вместе взятые, больше атмосферного давления снизу на жидкость.
Преподаватель:
Многие говорят, что физика мне нравиться, но я боюсь задач. Осознание законов Физики идет через решение задач.
Решая задачи, мы учимся мыслить, понимать глубоко природу.
Ребята, сейчас Вы попробуете решить необычные задачи, «веселые», с юмором.
Задачи сами по себе «веселые», нестандартные, а вот их решение требует внимания, серьёзного решения.
Прошу капитанов выйти. Какую капитан вытянет задачу по жребию, ту и будет его команда решать.
Задание №3 «Весёлые задачи»
В этом конкурсе предлагается командам нестандартные веселые задачи, которые требуют самого серьезного решения.
1. Молекула воды испарилась из кипящего чайника и, подлетая к потолку, лоб в лоб столкнулась с неизвестно как прокравшейся на кухню молекулой водорода. Кто быстрей отлетел? (Ответ: та молекула, чья масса меньше)
2. Однажды вечером единица измерения длины отправилась в путь, повстречала в сумерках единицу измерения массы, и, обознавшись, приняла ее за единицу измерения скорости. Кто обознался и кого этот обознавшийся не узнал?
(Ответ: метр не узнал кг.).
3. Студент группы Иннокентий придя в общежитие, открыл кастрюлю, обнаружил там 400 г гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел студент? (Ответ: 1 т = 1000000 г, 400 г = 0.0004 т или 4 * 10 -4 т)
4. На дне рождения химика физика угостили двумя котлетами. Одна котлета из баранины с чесночком, другая из пластилина с мелкими гайками. Чем с точки зрения физика отличаются эти две котлеты? В чем сточки зрения физики причина того, что эти котлеты имеют одинаковую форму и объем, но разные массы? (Ответ: С точки зрения физики – у веществ, из которых сделаны котлеты, разная средняя плотность, поэтому при одинаковых объёмах массы разные.)
5. Какая сила тяжести действует на один килограмм картошки, висящий у соседей в авоське за окном?
(Ответ: Fm = m• g =1 • 9.8 =9.8 Н)
Преподаватель:
Молодцы! Как смогли, так и справились с этим заданием.
Задание №4 «Техника безопасности»
Преподаватель:
В настоящее время нам трудно представить себе работу какого-либо предприятия без применения электрической энергии. Тем более предприятия общественного питания, где для приготовления и отпуска пищи используются различные виды технологического электрооборудования. Широкое использование их приводит к
необходимости столь же широкого обучения обслуживающих работников с правилами безопасной эксплуатации электрооборудования, так как нарушение этих правил приводит к порче оборудования, пожарам и гибели людей!
Поэтому мы решили проверить, а знакомы ли вы с некоторыми основными мероприятиями по технике безопасности на производстве?
В предложенном вам задании необходимо дополнить фразу.
За каждую правильно дополненную фразу – 1 балл.
Капитаны вытягивают жребий. Достаётся командам по 2 разных вопроса.
Основные мероприятия по технике безопасности на производстве:
1. Когда человек находится в сфере действия интенсивного электромагнитного поля, по его телу проходит…
(Ответ: электрический ток)
2. В результате действия … на организм может возникнуть …
(Ответ: в результате действия электрического тока на организм человека может возникнуть электротравма т.е. нарушение нарушение функций.)
3. Нужно помнить и не забывать при влажной уборке помещения или электрооборудования, что вода и влажная тряпка являются хорошими …
(Ответ: проводниками электрического тока.)
4. К индивидуальным средствам защиты относятся диэлектрические …, …, …, …
(Ответ: коврики, боты, галоши, перчатки)
5. Рекомендуется при работе с электрическим оборудованием иметь сухие …, …, …
(Ответ: руки, одежду, обувь)
6. К общим средствам защиты от поражения током относятся защитное …, …, …
(Ответ: защитное заземление, зануление, защитное отключение)
7. При повреждении изоляции корпус переносного электрооборудования оказывается под … (Ответ: под напряжением.)
8. Смерть человека может наступить при силе тока около …
(Ответ: 0.1 А)
9. Во избежание несчастного случая на работе повар обязан выполнять инструкции по …
(Ответ: инструкции по охране труда)
10. К работе в качестве повара допускаются мужчины и женщины, не моложе …
(Ответ: не моложе 18 лет)
Преподаватель:
Очень хорошо!
Если опыт – занимательный!
И если ты внимательный,
Умом самостоятельный,
И с Физикой на «ТЫ».
То опыт занимательный –
Весёлый, увлекательный,
Тебе откроет тайны
И новые мечты!
Арабская пословица гласит «Один опыт стоит тысячи слов».
Опыты помогают в более наглядной форме увидеть и понять сущность физических законов и принципов, по которым устроен наш мир. Теория даёт нам - знание, а практика – уверенность в этом знании.
Сейчас мы с Вами проделаем занимательные опыты.
Вернее делать будете Вы, а мой ассистент Вам помогать.
Если же Вы, не сможете сделать опыт, ничего страшного, просто внимательно смотрите, как их будет делать мой ассистент, и попытайтесь их объяснить.
Сейчас задание для капитанов. Каждой команде по жребию досталось одно задание. Капитан должен подобрать нужные материалы для опыта, продемонстрировать и объяснить опыт с помощью предметов домашнего обихода.
Команда может помочь своему капитану.
Как говориться: «Одна голова» хорошо, а с командой лучше.
Задание №5 «Капитаны»
Капитану предложено выбрать себе в помощь двух участником от команды для выполнения одного из пяти предложенных заданий (тянут жребий). Капитан должен подобрать, продемонстрировать и объяснить опыт с помощью предметов домашнего обихода:
1. Загнать, не разрушив сваренное вкрутую яйцо в стеклянный графин.
2. Вынуть монету из тарелки с водой, не замочив руки.
3. Разделить смешанные соль и перец.
4. Заставить картофель всплыть.
5.Вскипятить воду без кастрюли.
Опыт№1 «Яйцо в бутылке»
Цель: положить яйцо в бутылку, не ломая его.
В пустую бутылку опускаем зажженный газетный клок бумаги, а на горлышко бутылки ставим очищенное вареное яйцо. Бумага сгорает, а очищенное яйцо опускается в бутылку.
Объяснение опыта:Тёплый воздух из бутылки выходит, расширяясь, а яйцо под действием атмосферного давления проникает в бутылку.
Опыт №2 «Сухим из воды»
Цель: Как достать монету из воды прямо руками, не замочив пальцы.
Положим монету на большую плоскую тарелку, нальём столько воды, чтобы она покрыла монету, и предлагаем студентам взять её прямо руками, не замочив пальцев.
Ход опыта
Зажжём бумажку, положим её горящей внутрь стакана и быстро поставим стакан на тарелку близ монеты, дном вверх. Бумажка погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберётся вся вода с тарелки. Монета останется на месте и через минуту, когда она обсохнет её можно взять, не замочив пальцев.
Вопрос: Какая сила загнала воду в стакан и поддерживает её на определенной высоте?
Объяснение опыта:Атмосферное давление загнало воду в стакан.
Опыт №3 «Золушка»
Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование: чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф. Вместо шарика можно взять расчёску.
Ход опыта
Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Другой способ: Возьмите расческу и несколько раз энергично проведите ею по волосам. После этого поднесите к насыпанному поверх соли перцу. Далее произойдет настоящее чудо: все перчинки отделятся от соли и пристанут к наэлектризованной расческе!
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт №4 «Удивительный картофель»
Опустите картофель в стеклянный сосуд (банку), наполовину заполненный жидкостью. Он плавает на поверхности.
(Какой жидкостью наполнен сосуд, не говорить пока.)
Вопрос: Почему? Что будет с картофелем, если подлить в сосуд воды?
Объяснение опыта:В начале в сосуд наливают водный раствор поваренной соли, на поверхности которого плавал картофель т. к. солёная вода имеет большую плотность (в чистой воде тонет из–за меньшей плотности).
Затем подливали воду, плотность которой меньше плотности картофеля.
Подливают осторожно воду через воронку по стенке сосуда, пока он не наполнится. Картофель, к удивлению всех, остаётся на старом уровне (высоком).
Опыт №5 «Бумажная кастрюля»
«В бумажной коробке вскипятите воду. Почему бумажная коробка с водой не горит?»
Цель опыта: выяснить, можно ли нагреть (вскипятить воду) в бумажном сосуде.
Гипотеза: в бумажном сосуде можно нагревать воду.
Оборудование: бумажный стакан, штатив с муфтой и лапкой, спиртовка, спички, вода, подкрашенная перманганатом калия.
Объяснение опыта:
Так как теплоту пламени забирает кипящая вода, бумага не может нагреться до нужной температуры и поэтому не загорается. Надо чтобы бумага была плотной, иначе вода порвет ее и выльется. Для кипячения подойдет картонная коробка.
Преподаватель:
Спасибо!
Мне, кажется, что большинству женщин, приходится ежедневно задумываться о том, что приготовить для своей семьи на завтрак, обед и ужин.
Я уверена, что Вам, раз Вы выбрали такую профессию нравиться готовить. Наверное, Вы любите поколдовать на кухне, и поэтому сам процесс приготовления пищи доставляет Вам удовольствие.
А для кого - то - это просто домашняя обязанность.
Конечно, не буду отрицать, что ежедневная потребность готовить еду, снижает удовольствие от этого процесса.
Но, как гласит поговорка, «желудок старого добра не помнит»!
Поэтому необходимость готовить пищу ежедневно напоминает о себе.
Сейчас мы покажем вам видеоролики из известных кинофильмов.
Просмотрев каждый из них, Вы ответите на вопросы.
Вопросы не сложные, но на них нужно ответить с точки зрения физики.
Задание №6 «С точки зрения физики»
После просмотра каждого видеоролика, преподаватель задаёт участникам команд поочерёдно вопросы и они дают на них ответы с точки зрения физики.
1.Просмотр отрывка из художественного фильма «Одиноким предоставляется общежитие»(сюжет муж возращает жену, потому что она не умеет готовить)
Вопрос:
Вы решили пожарить яичницу, но болтая по телефону, Вы перепутали сырые яйца с варёными. Оказалось что, все яйца лежат в холодильнике в одном лотке. Как определить какое яйцо сырое, а какое вареное?
(Ответ:
2. Просмотр юмористического видеоролика «Гость на пороге»
Вопрос:
Вам позвонили знакомые и сказали, что к ужину придут в гости.
Встала проблема, чем накормить? У Вас есть котлеты. Крупы и макароны закончились, есть только картошка. До прихода гостей осталось 20 минут, а картошка обычно варится 30 минут. Что нужно сделать, чтобы ускорить процесс варки?
(Ответ:
3. Просмотр отрывка из художественного фильма «Операция «Ы» или приключения Шурика»(сюжет повар привёз обед на стройку)
Вопрос:
Повар приготовил на обед суп на мясном бульоне, шашлыки и компот.
Все было приготовлено заранее. Видим, что все блюда поданы в открытой посуде на «столе».
Через некоторое время, компот оказался остывшим.
Суп все еще обжигает. Почему компот остыл быстрее при прочих равных условиях?
(Ответ:
4. Просмотр отрывка из художественного фильма «С легким паром»( сюжет гость за столом со словми: « Какая гадость эта ваша заливная рыба»)
Вопрос:
В последние годы наметилось расширение отечественного ассортимента заливных. Предложено вырабатывать заливные с использованием соленой жирной сельди и дальневосточных лососевых, скумбрии пряного посола, мяса мелкой антарктической креветки.
При использовании для приготовлении заливных соленой рыбы содержание поваренной соли в мясе рыбы не должно превышать 6 %. Если соленость выше, что делают с рыбой? (Ответ: отмачивают в слабом обычном соляном растворе (2-3 % NaCl). После этого рыбу разделывают на обесшкуренное филе и порционируют ломтиками. Уложенные в тару ломтики красиво гарнируют предварительно подготовленными овощами, фруктами и другими добавками и заливают прозрачным бульоном)
5. Просмотр отрывка из художественного фильма «Девчата» (сюжет «Тося пьет чай»)
Вопрос: Из чайника налили чай в стакан с сахаром и в стакан без сахара. Почему чай в первом стакане оказался холоднее?
(Ответ: На растворение сахара (на разрушение его кристаллической решётки) расходуется энергия в виде некоторого количества теплоты, которая черпается из окружающей среды, поэтому сладкий чай быстрее охлаждается.)
Преподаватель:
Спасибо. Очень хорошо!
Ответьте пожалуйста на вопрос: где используется бытовая техника?
(Вопрос командам). Правильно – в быту.
Бытовая техника – это техника, которая используется в быту.
Она предназначена для автоматизации и облегчения определённых работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека.
С каждым годом современные технологии облегчают жизнь людей.
Бытовая техника не только облегчает нашу жизнь, но и экономит время.
Речь пойдет, как Вы уже догадались, о бытовой технике, а точнее о принципах работы, об устройствах электроприборов.
Задание №7 «Бытовая техника»
1.Какое устройство Архимеда используется в мясорубке (винт)
2.Какой простой механизм лежит в основе принципа действия ножа (рычаг)
3. Назовите единственный прибор, который изобрела женщина (посудомоечная машина)
4. Работа какого электрического прибора основана на законе Джоуля-Ленца? (чайник)
5. Какой из электроприборов можно назвать тепловой машиной, работающему по обратному циклу (холодильник)
Преподаватель:
На этом наш урок окончен. Спасибо Вам за работу. Мне было приятно сегодня с Вами работать.
Ребята, если Вам понравился урок, поднимите вверх шляпы, шляпы. Это будет означать «Дело в шляпе». Если нет, то не поднимаете.
Рефлексия.
Пока жюри подводит итоги можно показать презентацию «Интересные факты по Физике».
Преподаватель:
Все явления, о которых сегодня шла речь, часто встречаются на наших кухнях, и их можно объяснить, только зная физику.
На кухне без знаний Физики не обойтись.
Кухня – это настоящая физическая лаборатория.
И если быть немного повнимательнее, то можно, хотя бы приближённо, объяснить наблюдаемые физические явления, происходящие на кухне.
Мы с Вами применили сегодня свои физические знания к самым обычным ситуациям.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Ребята, пока Жюри или «Синяя шляпа оценивает ваши ответы, я
Вам предлагаю ответить на один вопрос:
Понравился ли вам урок?
Нужно высказать свое мнение с позиции «шести шляп».
Нужно высказать свое мнение с позиции «шести шляп».
Так как группа поделена на «цветные шляпы», предлагаются задание:
«Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.
Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
«Черная шляпа» — выделить сложности, проблемы, связанные с изученной темой.
Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? «Желтая шляпа» — обобщить все положительные аспекты темы. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
«Белая шляпа» — объективно перечислить события, факты, новые сведения. Какой мы обладаем
информацией? Какая нам нужна информация?
«Зеленая шляпа» — в любой оригинальной форме представить результаты изученного, попробовать подойти к вопросу творчески, неординарно. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Преподаватель:
Я всех благодарю за внимание, за оказанную мне помощь, в проведении урока.
Всем огромное спасибо! Я очень рада была сотрудничать сегодня с Вами! Приятно было с Вами работать!
Возможно после этого урока, придя домой, на свою кухню, Вы задумаетесь, и зададитесь вопросом:
- Какие же ещё физические явления можно встретить на моей кухне?
Это и будет вашим домашним заданием и попробуете их объяснить.
Анализ урока мы с вами сделаем на следующей паре и я выставлю Вам оценки.
Всего Вам доброго!
Если осталось время можно предложить посмотреть подборку интересных фактов по физике «А знаете ли Вы?» (Видеоролики).
Таблица подсчёта баллов
(подсчёт ведёт «Синяя шляпа»)
Название команд
Задание №1
Задание
№2
Задание
№3
Задание
№4
Задание
№5
Задание
№6
Задание
№7
Количество баллов
«Белая шляпа»
«Желтая шляпа»
«Черная шляпа»
«Зелёная шляпа»
«Красная шляпа»
Сценарий
(Внеурочное мероприятие)
«Без нестандартного мышления
и новых концепций
движение вперед невозможно»
Эдвард де Боно
(британский психолог, 19.05.33 – 9.06.21)
Преподаватель:
Добрый день!
Мы рады приветствовать Вас на уроке – исследовании «Физика на кухне».
Сегодня на нашей импровизированной кухне главными знатоками законов и явлений физики будут ребята из группы группа ПК – 324.
Сегодня мне помогают:
- мой ассистент (Таракановский Виктор, студент группы ПК – 423);
- мой помощник (Чукунов Анатолий, студент группы МОЦИ - 310);
- Поварской физический Совет (Мастера производственного обучения
по профессии «Повар, кондитер»:
1.Коренева Наталья Максимовна;
2.Епифанцева Наталья Михайловна;
3.Губенина Марина Евгеньевна.
А также зам.директора по УМР Вторушина Ирина Аваговна.
Цель урока:
- стимулировать студентов к более глубокому и всестороннему изучению предмета.
«Еда является для нас чем-то обыденным, мы редко задумываемся о том, что и как мы едим, что происходит с блюдами и продуктами до того, как они появляются на нашем столе, почему одни из них нам нравятся больше, другие меньше, почему одни из них полезны, а другие нет.
Между тем каждый день на кухне случаются чудеса, которых мы не замечаем.
Повар – кондитер в процессе своей работы сталкивается со многими физическими процессами как классической физики, так термодинамики и электродинамики, молекулярной физики.
«Кухня – это место, где собираются ваши семьи, где все мы пьем горячий чай и ведем задушевные беседы с друзьями! Как бы не сложился день, вечером мы приходим туда – в кухонное царство. Вы колдуете над соусами и ворожите над пирогами, фантазируете с салатами и экспериментируете с фруктами, а самое главное – получаете от всего этого истинное наслаждение!»
«Но не каждый из вас задумывался над тем, что кухня - это удивительная лаборатория, которая у нас всегда "под рукой". Все эти действия - разнообразные физические эксперименты, у которых есть свое научное объяснение.
В нашей повседневной жизни мы не найдём другого такого места, где происходило бы столько удивительного и загадочного, как в кухне. Именно здесь мы смешиваем, нагреваем, охлаждаем, замораживаем, размораживаем, а бывает, что и сжигаем всевозможные виды животного, растительного и неорганического сырья.
Обратите внимание шесть столов с разными по цвету шляпами.
Шесть цветов шляп: белая, черная, жёлтая, красная, зелёная, синяя.
Ребята, пожалуйста, займите места с теми шляпами, цвета, которых, вам понравились.
(Преподаватель объясняет задачу каждой команде).
Каждый из вас выбрал свой цвет и будет работать за столом под тем цветом, который ему по душе.
Те ребята, которые сели за стол с белой шляпой, будете опираться только на факты, внимание у вас направлено на информацию.
Ребята, за столом с черной шляпой, будете всё опровергать, сомневаться, видеть недостатки.
Ребята, за столом с жёлтой шляпой – Вы видите во всем только плюсы, оптимисты, ищете преимущества.
Ребята, за столом с красной шляпой – Вы эмоциональны, высказываете интуитивные догадки.
Ребята, за столом с зеленой шляпой – Вы креативны, придумываете новые идеи.
За стол с синей шляпой - мы пригласим наш «Поварской физический совет».
Они подводят итоги, обобщают, делают выводы.
За этим столом будет сидеть жюри.
Ребята выбирают своего капитана.
Каждый стол - это команда определенного цвета.
У каждого стола своя задача. Каждый стол объясняет ситуацию со своих позиций, отстаивает свою точку зрения.
Критерии оценивания:
За каждое правильное объяснение -1 балл, за проделанный правильно опыт -1 балл. Время для обсуждения 1 минута. Если команда готова, то капитан поднимает руку, отвечает желающий. Балл не ставится, если в командах выкрикивают с места.
Жюри, она же «Синяя шляпа» оценивают каждый конкурс, выслушивает мнение «всех думающих шляп».
Приступаем к первому заданию. По жребию (выходят капитаны).
Задание №1 «Разминка»
Команды получают по одному из пяти предложенных заданий, по жребию.
Отвечают на вопросы с позиций «Шести шляп».
1.Выбрать, каким полотенцем будете вытирать руки и почему?
(Предложено: льняное новое полотенце и стираное)
2. Выбрать посуду для приготовления пищи в микроволновой печи.
(Предложено: посуда из металла, стекла, фарфора, фарфоровые тарелки с золотистым ободком)
3. Какой хлеб быстрее зачерствеет в вакуумной упаковке или без неё? Почему?
4. Выбрать, какой губкой (частью губки) легче убрать загрязнение на посуде. Почему?
5. Подобрать продукты, которые можно хранить рядом в холодильнике. Почему? (Предложено: сыр, масло, творог, селёдка, яблоки, помидоры, капуста, лук)
Преподаватель:
Все мы любим пить чай, сок. Особенно, если есть что-то вкусненькое к чаю. Сейчас мы вам покажем два опыта. А Вы объясните, почему так происходит. Вам нужно дать физическое объяснение опытам.
Задание №2 «Объясни опыты»
Ассистент проделывает опыты. Команды отвечают.
Преподаватель задаёт вопросы командам.
1. Почему пустые чайные пакетики взлетают вверх, если их поджечь?
2. Почему подвешенный на нити пакет от сока начинает вращаться, если его наполнить водой и проделать сбоку внизу несколько отверстий?
Опыт №1 «Ракета»
Оборудование: блюдо сухое, ножницы, спички, чайные пакетики от чая «Липтон»
Ассистент отрезает верхушку чайного пакетика «Лимптон», развертывает его и
высыпает чай, а пакетик поставил трубочкой на сухое чистое блюдо. Таких заготовок можно сделать несколько заранее.
Поджигает сверху, пакеты быстро сгорают и очень красиво взлетают один за другим.
Ответ: Поджечь верх пакетика. И вот пакетики полетели вверх. Физическое объяснение опыта. Теплый воздух менее плотный чем холодный. Соответственно воздух который внутри цилиндра нагревается от огня и поднимается вверх, а пакетик такой легкий что летит в потоке теплого воздуха следом.
Опыт №2 «Вращение»
Оборудование: нить, пакет от сока с водой, шило.
Ассистент подвешивает пустую коробку от сока на нити, делает небольшие отверстия с боков, наливает в коробку воду и коробка начинает вращаться над большой миской.
Ответ: Это происходит потому, что атмосферное давление сверху на жидкость и давление жидкости, вместе взятые, больше атмосферного давления снизу на жидкость.
Преподаватель:
Многие говорят, что физика мне нравиться, но я боюсь задач. Осознание законов Физики идет через решение задач.
Решая задачи, мы учимся мыслить, понимать глубоко природу.
Ребята, сейчас Вы попробуете решить необычные задачи, «веселые», с юмором.
Задачи сами по себе «веселые», нестандартные, а вот их решение требует внимания, серьёзного решения.
Прошу капитанов выйти. Какую капитан вытянет задачу по жребию, ту и будет его команда решать.
Задание №3 «Весёлые задачи»
В этом конкурсе предлагается командам нестандартные веселые задачи, которые требуют самого серьезного решения.
1. Молекула воды испарилась из кипящего чайника и, подлетая к потолку, лоб в лоб столкнулась с неизвестно как прокравшейся на кухню молекулой водорода. Кто быстрей отлетел? (Ответ: та молекула, чья масса меньше)
2. Однажды вечером единица измерения длины отправилась в путь, повстречала в сумерках единицу измерения массы, и, обознавшись, приняла ее за единицу измерения скорости. Кто обознался и кого этот обознавшийся не узнал?
(Ответ: метр не узнал кг.).
3. Студент группы Иннокентий придя в общежитие, открыл кастрюлю, обнаружил там 400 г гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел студент? (Ответ: 1 т = 1000000 г, 400 г = 0.0004 т или 4 * 10 -4 т)
4. На дне рождения химика физика угостили двумя котлетами. Одна котлета из баранины с чесночком, другая из пластилина с мелкими гайками. Чем с точки зрения физика отличаются эти две котлеты? В чем сточки зрения физики причина того, что эти котлеты имеют одинаковую форму и объем, но разные массы? (Ответ: С точки зрения физики – у веществ, из которых сделаны котлеты, разная средняя плотность, поэтому при одинаковых объёмах массы разные.)
5. Какая сила тяжести действует на один килограмм картошки, висящий у соседей в авоське за окном?
(Ответ: Fm = m• g =1 • 9.8 =9.8 Н)
Преподаватель:
Молодцы! Как смогли, так и справились с этим заданием.
Задание №4 «Техника безопасности»
Преподаватель:
В настоящее время нам трудно представить себе работу какого-либо предприятия без применения электрической энергии. Тем более предприятия общественного питания, где для приготовления и отпуска пищи используются различные виды технологического электрооборудования. Широкое использование их приводит к
необходимости столь же широкого обучения обслуживающих работников с правилами безопасной эксплуатации электрооборудования, так как нарушение этих правил приводит к порче оборудования, пожарам и гибели людей!
Поэтому мы решили проверить, а знакомы ли вы с некоторыми основными мероприятиями по технике безопасности на производстве?
В предложенном вам задании необходимо дополнить фразу.
За каждую правильно дополненную фразу – 1 балл.
Капитаны вытягивают жребий. Достаётся командам по 2 разных вопроса.
Основные мероприятия по технике безопасности на производстве:
1. Когда человек находится в сфере действия интенсивного электромагнитного поля, по его телу проходит…
(Ответ: электрический ток)
2. В результате действия … на организм может возникнуть …
(Ответ: в результате действия электрического тока на организм человека может возникнуть электротравма т.е. нарушение нарушение функций.)
3. Нужно помнить и не забывать при влажной уборке помещения или электрооборудования, что вода и влажная тряпка являются хорошими …
(Ответ: проводниками электрического тока.)
4. К индивидуальным средствам защиты относятся диэлектрические …, …, …, …
(Ответ: коврики, боты, галоши, перчатки)
5. Рекомендуется при работе с электрическим оборудованием иметь сухие …, …, …
(Ответ: руки, одежду, обувь)
6. К общим средствам защиты от поражения током относятся защитное …, …, …
(Ответ: защитное заземление, зануление, защитное отключение)
7. При повреждении изоляции корпус переносного электрооборудования оказывается под … (Ответ: под напряжением.)
8. Смерть человека может наступить при силе тока около …
(Ответ: 0.1 А)
9. Во избежание несчастного случая на работе повар обязан выполнять инструкции по …
(Ответ: инструкции по охране труда)
10. К работе в качестве повара допускаются мужчины и женщины, не моложе …
(Ответ: не моложе 18 лет)
Преподаватель:
Очень хорошо!
Если опыт – занимательный!
И если ты внимательный,
Умом самостоятельный,
И с Физикой на «ТЫ».
То опыт занимательный –
Весёлый, увлекательный,
Тебе откроет тайны
И новые мечты!
Арабская пословица гласит «Один опыт стоит тысячи слов».
Опыты помогают в более наглядной форме увидеть и понять сущность физических законов и принципов, по которым устроен наш мир. Теория даёт нам - знание, а практика – уверенность в этом знании.
Сейчас мы с Вами проделаем занимательные опыты.
Вернее делать будете Вы, а мой ассистент Вам помогать.
Если же Вы, не сможете сделать опыт, ничего страшного, просто внимательно смотрите, как их будет делать мой ассистент, и попытайтесь их объяснить.
Сейчас задание для капитанов. Каждой команде по жребию досталось одно задание. Капитан должен подобрать нужные материалы для опыта, продемонстрировать и объяснить опыт с помощью предметов домашнего обихода.
Команда может помочь своему капитану.
Как говориться: «Одна голова» хорошо, а с командой лучше.
Задание №5 «Капитаны»
Капитану предложено выбрать себе в помощь двух участником от команды для выполнения одного из пяти предложенных заданий (тянут жребий). Капитан должен подобрать, продемонстрировать и объяснить опыт с помощью предметов домашнего обихода:
1. Загнать, не разрушив сваренное вкрутую яйцо в стеклянный графин.
2. Вынуть монету из тарелки с водой, не замочив руки.
3. Разделить смешанные соль и перец.
4. Заставить картофель всплыть.
5.Вскипятить воду без кастрюли.
Опыт№1 «Яйцо в бутылке»
Цель: положить яйцо в бутылку, не ломая его.
В пустую бутылку опускаем зажженный газетный клок бумаги, а на горлышко бутылки ставим очищенное вареное яйцо. Бумага сгорает, а очищенное яйцо опускается в бутылку.
Объяснение опыта:Тёплый воздух из бутылки выходит, расширяясь, а яйцо под действием атмосферного давления проникает в бутылку.
Опыт №2 «Сухим из воды»
Цель: Как достать монету из воды прямо руками, не замочив пальцы.
Положим монету на большую плоскую тарелку, нальём столько воды, чтобы она покрыла монету, и предлагаем студентам взять её прямо руками, не замочив пальцев.
Ход опыта
Зажжём бумажку, положим её горящей внутрь стакана и быстро поставим стакан на тарелку близ монеты, дном вверх. Бумажка погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберётся вся вода с тарелки. Монета останется на месте и через минуту, когда она обсохнет её можно взять, не замочив пальцев.
Вопрос: Какая сила загнала воду в стакан и поддерживает её на определенной высоте?
Объяснение опыта:Атмосферное давление загнало воду в стакан.
Опыт №3 «Золушка»
Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование: чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф. Вместо шарика можно взять расчёску.
Ход опыта
Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Другой способ: Возьмите расческу и несколько раз энергично проведите ею по волосам. После этого поднесите к насыпанному поверх соли перцу. Далее произойдет настоящее чудо: все перчинки отделятся от соли и пристанут к наэлектризованной расческе!
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт №4 «Удивительный картофель»
Опустите картофель в стеклянный сосуд (банку), наполовину заполненный жидкостью. Он плавает на поверхности.
(Какой жидкостью наполнен сосуд, не говорить пока.)
Вопрос: Почему? Что будет с картофелем, если подлить в сосуд воды?
Объяснение опыта:В начале в сосуд наливают водный раствор поваренной соли, на поверхности которого плавал картофель т. к. солёная вода имеет большую плотность (в чистой воде тонет из–за меньшей плотности).
Затем подливали воду, плотность которой меньше плотности картофеля.
Подливают осторожно воду через воронку по стенке сосуда, пока он не наполнится. Картофель, к удивлению всех, остаётся на старом уровне (высоком).
Опыт №5 «Бумажная кастрюля»
«В бумажной коробке вскипятите воду. Почему бумажная коробка с водой не горит?»
Цель опыта: выяснить, можно ли нагреть (вскипятить воду) в бумажном сосуде.
Гипотеза: в бумажном сосуде можно нагревать воду.
Оборудование: бумажный стакан, штатив с муфтой и лапкой, спиртовка, спички, вода, подкрашенная перманганатом калия.
Объяснение опыта:
Так как теплоту пламени забирает кипящая вода, бумага не может нагреться до нужной температуры и поэтому не загорается. Надо чтобы бумага была плотной, иначе вода порвет ее и выльется. Для кипячения подойдет картонная коробка.
Преподаватель:
Спасибо!
Мне, кажется, что большинству женщин, приходится ежедневно задумываться о том, что приготовить для своей семьи на завтрак, обед и ужин.
Я уверена, что Вам, раз Вы выбрали такую профессию нравиться готовить. Наверное, Вы любите поколдовать на кухне, и поэтому сам процесс приготовления пищи доставляет Вам удовольствие.
А для кого - то - это просто домашняя обязанность.
Конечно, не буду отрицать, что ежедневная потребность готовить еду, снижает удовольствие от этого процесса.
Но, как гласит поговорка, «желудок старого добра не помнит»!
Поэтому необходимость готовить пищу ежедневно напоминает о себе.
Сейчас мы покажем вам видеоролики из известных кинофильмов.
Просмотрев каждый из них, Вы ответите на вопросы.
Вопросы не сложные, но на них нужно ответить с точки зрения физики.
Задание №6 «С точки зрения физики»
После просмотра каждого видеоролика, преподаватель задаёт участникам команд поочерёдно вопросы и они дают на них ответы с точки зрения физики.
1.Просмотр отрывка из художественного фильма «Одиноким предоставляется общежитие»(сюжет муж возращает жену, потому что она не умеет готовить)
Вопрос:
Вы решили пожарить яичницу, но болтая по телефону, Вы перепутали сырые яйца с варёными. Оказалось что, все яйца лежат в холодильнике в одном лотке. Как определить какое яйцо сырое, а какое вареное?
(Ответ:
2. Просмотр юмористического видеоролика «Гость на пороге»
Вопрос:
Вам позвонили знакомые и сказали, что к ужину придут в гости.
Встала проблема, чем накормить? У Вас есть котлеты. Крупы и макароны закончились, есть только картошка. До прихода гостей осталось 20 минут, а картошка обычно варится 30 минут. Что нужно сделать, чтобы ускорить процесс варки?
(Ответ:
3. Просмотр отрывка из художественного фильма «Операция «Ы» или приключения Шурика»(сюжет повар привёз обед на стройку)
Вопрос:
Повар приготовил на обед суп на мясном бульоне, шашлыки и компот.
Все было приготовлено заранее. Видим, что все блюда поданы в открытой посуде на «столе».
Через некоторое время, компот оказался остывшим.
Суп все еще обжигает. Почему компот остыл быстрее при прочих равных условиях?
(Ответ:
4. Просмотр отрывка из художественного фильма «С легким паром»( сюжет гость за столом со словми: « Какая гадость эта ваша заливная рыба»)
Вопрос:
В последние годы наметилось расширение отечественного ассортимента заливных. Предложено вырабатывать заливные с использованием соленой жирной сельди и дальневосточных лососевых, скумбрии пряного посола, мяса мелкой антарктической креветки.
При использовании для приготовлении заливных соленой рыбы содержание поваренной соли в мясе рыбы не должно превышать 6 %. Если соленость выше, что делают с рыбой? (Ответ: отмачивают в слабом обычном соляном растворе (2-3 % NaCl). После этого рыбу разделывают на обесшкуренное филе и порционируют ломтиками. Уложенные в тару ломтики красиво гарнируют предварительно подготовленными овощами, фруктами и другими добавками и заливают прозрачным бульоном)
5. Просмотр отрывка из художественного фильма «Девчата» (сюжет «Тося пьет чай»)
Вопрос: Из чайника налили чай в стакан с сахаром и в стакан без сахара. Почему чай в первом стакане оказался холоднее?
(Ответ: На растворение сахара (на разрушение его кристаллической решётки) расходуется энергия в виде некоторого количества теплоты, которая черпается из окружающей среды, поэтому сладкий чай быстрее охлаждается.)
Преподаватель:
Спасибо. Очень хорошо!
Ответьте пожалуйста на вопрос: где используется бытовая техника?
(Вопрос командам). Правильно – в быту.
Бытовая техника – это техника, которая используется в быту.
Она предназначена для автоматизации и облегчения определённых работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека.
С каждым годом современные технологии облегчают жизнь людей.
Бытовая техника не только облегчает нашу жизнь, но и экономит время.
Речь пойдет, как Вы уже догадались, о бытовой технике, а точнее о принципах работы, об устройствах электроприборов.
Задание №7 «Бытовая техника»
1.Какое устройство Архимеда используется в мясорубке (винт)
2.Какой простой механизм лежит в основе принципа действия ножа (рычаг)
3. Назовите единственный прибор, который изобрела женщина (посудомоечная машина)
4. Работа какого электрического прибора основана на законе Джоуля-Ленца? (чайник)
5. Какой из электроприборов можно назвать тепловой машиной, работающему по обратному циклу (холодильник)
Преподаватель:
На этом наш урок окончен. Спасибо Вам за работу. Мне было приятно сегодня с Вами работать.
Ребята, если Вам понравился урок, поднимите вверх шляпы, шляпы. Это будет означать «Дело в шляпе». Если нет, то не поднимаете.
Рефлексия.
Пока жюри подводит итоги можно показать презентацию «Интересные факты по Физике».
Преподаватель:
Все явления, о которых сегодня шла речь, часто встречаются на наших кухнях, и их можно объяснить, только зная физику.
На кухне без знаний Физики не обойтись.
Кухня – это настоящая физическая лаборатория.
И если быть немного повнимательнее, то можно, хотя бы приближённо, объяснить наблюдаемые физические явления, происходящие на кухне.
Мы с Вами применили сегодня свои физические знания к самым обычным ситуациям.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Ребята, пока Жюри или «Синяя шляпа оценивает ваши ответы, я
Вам предлагаю ответить на один вопрос:
Понравился ли вам урок?
Нужно высказать свое мнение с позиции «шести шляп».
Нужно высказать свое мнение с позиции «шести шляп».
Так как группа поделена на «цветные шляпы», предлагаются задание:
«Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.
Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
«Черная шляпа» — выделить сложности, проблемы, связанные с изученной темой.
Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? «Желтая шляпа» — обобщить все положительные аспекты темы. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
«Белая шляпа» — объективно перечислить события, факты, новые сведения. Какой мы обладаем
информацией? Какая нам нужна информация?
«Зеленая шляпа» — в любой оригинальной форме представить результаты изученного, попробовать подойти к вопросу творчески, неординарно. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Преподаватель:
Я всех благодарю за внимание, за оказанную мне помощь, в проведении урока.
Всем огромное спасибо! Я очень рада была сотрудничать сегодня с Вами! Приятно было с Вами работать!
Возможно после этого урока, придя домой, на свою кухню, Вы задумаетесь, и зададитесь вопросом:
- Какие же ещё физические явления можно встретить на моей кухне?
Это и будет вашим домашним заданием и попробуете их объяснить.
Анализ урока мы с вами сделаем на следующей паре и я выставлю Вам оценки.
Всего Вам доброго!
Если осталось время можно предложить посмотреть подборку интересных фактов по физике «А знаете ли Вы?» (Видеоролики).
Таблица подсчёта баллов
(подсчёт ведёт «Синяя шляпа»)
Название команд
Задание №1
Задание
№2
Задание
№3
Задание
№4
Задание
№5
Задание
№6
Задание
№7
Количество баллов
«Белая шляпа»
«Желтая шляпа»
«Черная шляпа»
«Зелёная шляпа»
«Красная шляпа»