Статьи

«Формирование у детей дошкольного возраста элементарных представлений о человеческом теле и здоровом образе жизни» Автор: Шеина Светлана Валериевна

Презентация

«Формирование у детей дошкольного возраста элементарных представлений о человеческом теле и здоровом образе жизни»,

воспитателя МБДОУ «Детский сад № 87»

Шеиной Светланы Валериевны



Формирование здорового образа жизни является актуальной проблемой современного общества. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит остро. О здоровье можно говорить при условии отсутствия каких – либо заболеваний, гармоничного нервно – психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Получая знания о здоровом образе жизни, о том, как оберегать свои органы и укреплять свое здоровье, ребенок постепенно приходит к сознательному соблюдению правил личной гигиены, двигательной активности, безопасности жизнедеятельности. Все это, в свою очередь, способствует развитию таких свойств личности, как активность, инициатива, самостоятельность.

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируются умения устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также способности самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Все знают, что освоение детьми культурно – гигиенических навыков – одна из основных задач дошкольного возраста. Именно в этом возрасте взрослый должен не только научить ребенка тем или иным гигиеническим процедурам и действиям, но и объяснить ему, для чего мы это делаем. Зачем нам нужны руки, кожа, глаза, уши, зубы, волосы; кто такие микробы, чем они опасны и как научиться с ними жить; как беречь свой организм; что делать, чтобы не болеть; что такое здоровый образ жизни.

Поэтому я выбрала темой своей работы «Формирование у детей дошкольного возраста элементарных представлений о человеческом теле».

Цель педагогической деятельности: сформировать у детей дошкольного возраста представления о своем теле, организме, здоровом образе жизни.

Мною были поставлены задачи:

- Формирование у дошкольников элементарных представлений о человеческом теле, органах человека и их функциях;

- Формирование мотивации здорового образа жизни;

- Осуществление образовательной и оздоровительной работы с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов и требований СанПиНа, учитывая при этом особенности детей;

- Развитие познавательных процессов, расширение кругозора детей дошкольного возраста;

- Обогащение словарного запаса детей;

- Развитие коммуникативных качеств.

Для этого мной был разработан план организованной образовательной деятельности по формированию представлений о человеческом теле по всем возрастным группам, учитывая индивидуальные особенности детей; конспекты занятий с учетом интеграции различных образовательных областей (познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, художественная литература, физическая культура, здоровье).

Темы конспектов занятий: «Как нужно правильно питаться», «Мои пальчики», «Кукла чистит зубы», «Для чего мы спим, едим, пьем», «Необычайные приключения в разноцветном королевстве», «Познакомимся с нашими зубами», «Почему у зайца здоровые зубы», «Для чего нужны рот, язык, зубы», «Органы чувств или с помощью чего человек познает мир», «Как мы дышим», «Маша – Растеряша», «Точка, точка, запятая», «Путешествие в страну Зубарию», «Человек – часть природы», «Береги своих помощников», «Наши помощники».

Конспекты развлечений: «Встреча с Мойдодыром», «Йога – скоп», «Как мы выручали принцессу Витаминку», «Знахарские посиделки» и др.

Игра признана ведущей деятельностью ребенка. Она представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Если ребенок использует в игре все знания, приобретенные на занятиях и в повседневной жизни, то игра будет выполнять свою основную педагогическую функцию – станет деятельностью развивающей, нацеленной на всестороннее воспитание и развитие.

Игра, используемая как составная часть занятия, помогает усвоению и закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности, повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми. Воспитатель через игры сообщает детям доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы. Особенность дидактических игр состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала.

В процессе игр целесообразно обращать внимание детей на реальные связи и зависимости, существующие между человеческим организмом, здоровый образ жизни и здоровье человека.

Мной были разработаны словесные дидактические игры: «Один – много», «Доскажи слово», «Скажи слово», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Кукла заболела», «Узнай на вкус».

Изготовлены своими руками дидактические игры: «Почему заболели дети?», «Угадай настроение», «Собери человека», «Не вреди природе», «Чего не хватает?», «Кто поступил правильно?», «Чего не хватает на столе?».

Подобран демонстрационный материал, художественная литература, беседы на темы: «Наши добрые друзья», «Чистота – залог здоровья», «Полезные и вредные привычки», «Что такое генеалогическое дерево?», «Ты - часть природы», «Знаешь ли ты себя?», «Путешествие в организм человека», «Что такое здоровье и как его сохранить и приумножить», «Как правильно ухаживать за зубами?», « Как ухаживать за волосами?», «Какими должны быть мальчики и девочки?»

Собрала картотеку опытов и экспериментов, пальчиковых гимнастик и физкультминуток.

В своей работе использую проектную деятельность. Мною был представлен проект на тему: «Развитие здорового образа жизни через игровую деятельность».

Мной были разработаны консультации для педагогов: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе образования», «Особенности становления гендерной идентификации у детей».

Родители детей нашей группы являются активными союзниками воспитателя. Стараюсь стремиться к тому, чтобы воспитательно – образовательный процесс был понятен и открыт для них. Для этого провожу родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации: «Мяукающее, лающее и даже летающее лекарство», «Жвачка: плюсы и минусы», «Морковь в роли зубной щетки», «Как подобрать для ребенка мебель нужного размера», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка», «На что надо обращать внимание во время еды», «Как правильно подобрать обувь дошкольнику?», «Да здравствует мыло душистое!», «Как одевать ребенка на прогулку?», «Оздоравливаем ребенка дома», «Лечебная гимнастика», «Влияние природных факторов на закаливание», «Летний отдых», «Здоровый образ жизни в семье».

Провожу семейные клубы, спортивные праздники, совместные с родителями. Для информационного просвещения родителей создан родительский уголок, а также папки – передвижки. Стараюсь, чтобы материалы, размещенные в этих уголках, были актуальны, интересны родителям, имели практическую направленность. Использую анкетирование родителей.

Родители принимают активное участие в жизнедеятельности группы. Как результат взаимодействия с семьями воспитанников следует отметить, что практически все родители группы стремятся к сотрудничеству с педагогом и активно участвуют в воспитательно – образовательном процессе.

В групповой комнате обустроен специальный уголок, в котором размещены пособия по кружковой работе с дошкольниками. В режиме дня дошкольников выделено время для дидактических и сюжетно – ролевых игр, а также для чтения дошкольникам художественных произведений, способствующих формированию представлений о человеческом теле и здоровом образе жизни, подобран иллюстративный тематический материал, изготовлен материал для подготовительной и закрепительной работы по теме, созданы условия для возможности получения и реализации полученных знаний в различных видах деятельности, предоставлена возможность свободного использования дидактическим материалом детьми.

По результатам мониторинга уровня сформированности у детей представлений о человеческом теле можно говорить о том, что дети самостоятельно могут устанавливать простейшие связи между состоянием здоровья человека и его поведением, а также условиями и образом жизни. Дошкольники осознают необходимость совершения гигиенических процедур и выполняют их самостоятельно. Дети стали правильно называть части тела, внешние и внутренне органы, объяснять их функции, имеют элементарные понятия о здоровом образе жизни. Различают понятия «здоровье» и «болезнь». Дружелюбно относятся друг к другу.










Made on
Tilda