Статьи

Использование аутентичных сайтов в процессе преподавания английского языка в школе.

Архангельская Тамара Петровна,

учитель английского языка

МОУ СОШ №29 Г.о. Подольск

В связи с растущей популярностью использования информационных технологий практически во всех сферах жизнедеятельности человека, растет спрос на создание качественных и эффективных веб-сайтов для облегчения деятельности человека. Этот процесс так же коснулся образования в целом, и изучения иностранных языков в частности. Одними из главных достоинств использования таких сайтов являются интуитивная навигация по Интернет ресурсу, легкость и наглядность представления и усвоения информации, быстрый доступ к необходимым материалам.

В соответствии с целевыми установками, задача учителя иностранного языка заключается в обеспечении условий для приобщения учащихся к иноязычной культуре и подготовки их к эффективному участию в диалоге культур.

Одним из путей решения этих задач является использование на уроках аутентичных материалов. Работа с различными видами аутентичных материалов способствует повышению коммуникативно-познавательной мотивации, формирует лингвострановедческую и межкультурную компетенцию, положительно воздействует на личностно-эмоциональное состояние учащихся, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре, т.е. находиться в виртуальной языковой среде, что способствует преодолению стереотипов и развитию социокультурной толерантности учащихся.

В переводе с английского “аутентичный” означает “естественный”. Этот термин чаще всего используется для характеристики текстов и других материалов, применяемых на уроке.

Понятие аутентичных материалов.

К аутентичным материалам относятся подлинные литературные, музыкальные произведения, иллюстративные изображения, материалы повседневной и бытовой жизни (объявления, анкеты-опросники, вывески, меню, рекламные проспекты по туризму и т.д.).

К понятию «аутентичные материалы» стоит отнести также аудио– и аудиовизуальные материалы, такие, как информационные радио– и телепрограммы.  Все они являются образцом современного иностранного языка и создают иллюзию участия в повседневной жизни страны изучаемого языка, что служит дополнительным стимулом для повышения мотивации учащихся.

Функции аутентичных материалов.

- Информационно-обучающая функция аутентичных материалов воссоздает условия естественного речевого общения, передает информацию о стране изучаемого языка.

- Организующе-управляющая функция - стимулирует речевую активность, содержит огромный мотивационный потенциал.

- Иллюстративно-наглядная функция проявляется в том, что аутентичные материалы являют собой синтез всех видов наглядности (зрительной, слуховой, моторной, смешанной, языковой, ситуативно-модельной, предметной, образной и др.), служат средством дистанционного погружения в естественную среду на всех этапах обучения, т.к. одной из наиболее эффективных методик обучения иностранному языку, является методика погружения обучаемого в языковую среду. Аутентичные материалы позволяют нам косвенно использовать эту методику при обучении детей.

Применение аутентичных материалов на практике позволяет нам подогревать интерес учащихся показывая фильмы в оригинале, читать захватывающие произведения, слушать совместно с детьми современных исполнителей.

Залог вашего успеха в получения авторитетного статуса у любого ребенка – это общение с ним по его интересам.

Требования при отборе аутентичных материалов.

Однако, аутентичные материалы требуют тщательного отбора и при этом следует учитывать следующие факторы:

- Соответствие возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту в родном и иностранном языках.

- Содержание новой и интересной для учащихся информации.

- Представление разных форм речи.

- Наличие избыточных элементов информации.

- Естественность   представленной в нем ситуации, персонажей и обстоятельств.

- Способность материала вызвать ответный эмоциональный отклик.

Сайты, способствующие изучению иностранных языков, обладают следующими дидактическими возможностями:

- наглядность за счет расширения возможностей предъявления учебной информации»: цвет, графика, звук позволяют воссоздать реальную картину мира.

- обратная связь между пользователем и программой, что дает возможность выбрать интересующий материал, объем информации, метод изучения, темп работы, периодичность занятий и т.д.;

- упрощенная система тестирования, контроля или самоконтроля, организации управления учебной деятельностью: проверка знаний учеников занимает небольшое количество времени и усилий со стороны преподавателя;

- возможность повтора плохо усвоенного материала. Обучающийся может сам вернуться к теме или уроку, который вызывает у него трудность, и быстро, наглядно и эффективно повторить тему, что не заставит педагога отдельно останавливаться на этом и тратить время других обучающихся;

- возможность «сохранить, передать или анализировать любой объем данных» с помощью современных систем сбора данных.

Наличие визуального материла, аудио- и видео-сопровождение позволяют обучающимся понимать содержание текста без необходимости понимания каждого отдельного слова. Таким образом, решается проблема страха перед неизвестными словами, который … на определенном этапе обучения преобладает у некоторых обучающихся.

Преподаватель должен выполнять следующие действия: подготавливать требуемые задания, отвечать за общую организацию, консультировать, следить за порядком и временем, необходимыми для исполнения составленного плана, формулировать вопросы для того, чтобы обсудить их в группах. Задача преподавателя состоит в том, чтобы научить учеников самостоятельно получать знания, свободно ориентироваться в них, применять на практике, формировать собственное мнение, использовать ранее полученные знания, а также правильно организовать эффективную аудиторную и самостоятельную работу обучающегося.

Одним из таких аутентичных сайтов является British Council.

«Британский совет — авторитетная организация, чьей миссией является развитие сотрудничества в области образования, культуры и искусства между Соединенным Королевством и другими странами. Неудивительно, что сайт совета является одним из самых посещаемых и популярных веб-ресурсов среди изучающих и преподающих английский язык.» Давайте посмотрим, чем он может быть полезен.

Cайт создан для разных возрастных групп. Рассмотрим структуру этого сайта. Домашняя страница (Рис.1) сайта приглашает нас познакомиться с новостями из мира культуры и лингвистики англоязычного мира.

Начнем с Learn English Kids (рис.2). Содержит множество онлайн игр, песен, историй и занятий для детей. Родители же смогут найти тут статьи о том, как поддерживать ребёнка на пути изучения иностранного языка, видео о занятиях дома. Сайт красочный, яркий и непременно придётся по вкусу детворе. Здесь есть удобный поиск по алфавиту и темам. Можно читать, развивать навыки письма, делать поделки, петь песни и учить слова.

На первой вкладке Listen and watch пользователю предлагается ознакомиться с песнями, короткими историями и видео. Работа над песней состоит в следующем: подготовка, песня, игра. На стадии Preparation ученику предлагается соотнести слова, составляющие основную лексику урока, с картинками. Все слова озвучены. Далее ученику предлагается ознакомится ознакомиться с песней, сопровождаемой видеорядом. Песни в основном состоят из слов, которые необходимо запомнить, они сопровождаются картинкой, для быстрого усвоения. Игра заключается в том, что ученик должен поставить предложения по порядку, в котором они были названы в песне. Игры могут отличаться в каждой песне. Специально для учителя на сайте имеется вкладка со всеми документами или раздаточным материалом, необходимыми для урока. Фрагменты с короткими историями и видео строятся по такому же принципу: подготовка, сам фрагмент и задания после него. Количество заданий может отличаться. К некоторым заданиям прилагаются тексты рассказов или видео.

Следующая вкладка называется Read and write. Она включает в себя следующие разделы: Your turn, Reading practice, Writing practice. Первый раздел предлагает разговорную практику на определенную тему, ученикам требуется ответить на вопросы. Такой подход подходит для представления новой темы учащимся в начале урока. Практика чтения и письма делится на уровни: Level Pre A1, Level A1, Level A2. Задания в данных разделах следуют оговоренному выше сценарию: подготовка, материал для изучения, упражнения к материалу. Вкладка Speak and spell содержит следующие разделы: sounds, speak, spell, tricky words. Сценарий работы над материалами тот же, что и в предыдущих разделах. Коротко об остальных вкладках. Grammar and vocabulary состоит из: Grammar practice, Grammar videos, Grammar chants, Word games, Word of the week. Fun and games состоит из: Games, Jokes, Tongue twisters. Print and make состоит из: Flashcards, Crafts, Worksheets, Colouring. Стоит отметить, что весь сайт выполнен в разноцветных тонах. Все материалы и подходы к изучению английского языка будут действительно интересны для малышей, так как они выполнены в игровой форме. Задания состоят в основном из повторений за автором и творческой работе.

Следующим мы разберем сайт Learn English Teens. Создан для подростков 13-17 лет. На ресурсе подобраны тексты, игры, аудио, видео и упражнения, которые будут интересны тинэйджерам. Обучающиеся слышат носителей языка, улавливая мелодику речи, интонацию и речевые обороты современной разговорной речи жителей Великобритании. Главное в этих заданиях - увлекательность процесса обучения. Учащиеся с удовольствием выполняют задания.

Здесь нам предлагаются следующие вкладки и разделы: Skills: Reading skills practice, Writing skills practice, Listening skills practice, Speaking skills practice. Grammar and vocabulary: Grammar videos, Phrasal verb videos, Vocabulary exercises. Работа над материалами в первых двух разделах такая же, что и на предыдущем сайте. Exams: Reading exams, Writing exams, Listening exams, Speaking exams, Grammar and vocabulary exams, Exam study tips. В данном разделе содержатся статьи на ту или иную тему. Например, в разделе Reading exams хранятся три группы статей: Before you read, While you read, Reading tasks. В каждой группе можно прочитать небольшую статью с советами. Например, в группе Before you read предлагается ознакомиться со следующими статьями: Time, Answers, Points, Read the questions carefully, Think before you read. Данные темы помогут учащимся подготовить алгоритм работы с текстом. UK now? Video UK, Read UK, Literature UK, Film UK, Music UK, Science UK. Данный раздел содержит актуальную и аутентичную информацию на темы из разнообразных сфер жизнедеятельности. Каждая статья или видео содержит как подготовительный этап, так и задания к самому материалу. Study break: Video zone, YouTubers, Games, Photo captions, What is it? Graded reading, Graded listening. Данный раздел переназначен для разрядки учеников от нагрузки во время занятий. Здесь можно найти игры и интересные расслабляющие задания. Magazine: Books, Entertainment, Fashion, Life around the world, Music, Science and technology, Sport. Этот раздел содержит небольшие статьи на разнообразные темы. Здесь можно найти такие статьи как: «How to use books to learn a foreign language» из раздела «Books», «Film review – Spider-Man: Homecoming» из раздела «Entertainment», «Make your own clothing» из раздела «Fashion», «High school in the UK» из раздела «Life around the world», «The origins of flamenco» из раздела «Music», «How things are made» из раздела «Science and technology», «Is dance a sport or an art?» из раздела «Sport».

Еще один сайт для обозрения – это сайт Learn English. Данный сайт рассчитан для взрослой аудитории с продвинутым уровнем владения английским языком. Здесь вы найдёте учебные материалы на любой вкус — от бизнес английского до сленга. Большинство предлагаемых курсов, видео, уроков абсолютно бесплатны. Учителя смогут усовершенствовать свои знания методики благодаря представленным здесь открытым курсам, например, Becoming a Better Teacher, Exploring Professional Development или Professional practices for English language teaching.

Во вкладке Skills имеются следующие разделы: Listening skills practice, Reading skills practice, Writing skills practice. Задания из первых двух разделов строятся по уже знакомому нам принципу: подготовка, материал, задания к материалам. Практика письменных навыков строится немного по-другому. Здесь даются советы по написанию разных форм письменных текстов. Вкладка Grammar and vocabulary содержит следующие разделы: English grammar, Quick grammar и Vocabulary exercises. В первых двух разделах находятся статьи с грамматическими правилами. Последний раздел посвящен изучению и повторению лексики с приложенными заданиями к ней. Вкладка Business and work содержит следующие разделы: You’re hired, Podcasts for professionals и Business magazine. Материал данной вкладки поможет пользователям улучшить навыки владения английским в сфере бизнеса и работы. Здесь можно посмотреть видео, послушать аудио и прочитать тексты, посвященные миру бизнеса и профессии.

Вкладка IELTS и его разделы IELTS interview skills и IELTS tips посвящены самому популярному в мире языковому тестированию. Материал на данном сайте поможет пользователям улучшить уровень языка и подготовиться к экзамену. Вкладка Study break содержит следующие разделы: Video zone, Games, Jokes, How to ..., I wanna talk about ..., Overcooked, Shakespeare, UK culture и Premier Skills English. Здесь пользователь может поиграть в игры, посмеяться над шутками, посмотреть видео и послушать людей, говорящих на английском языке. Материал данной вкладки предназначен для того, чтобы учащийся сделал перерыв от занятий и насладился полезным времяпрепровождением

Работа с обучающим сайтом British Council на дистанционном обучении.

В работе можно использовать задания для

отработки лексики (Vocabulary):

в 5-6 классах- https://learnenglishkids.britishcouncil.org/word-games/clothes-accessories

в 7-10 классах -https://learnenglishteens.britishcouncil.org/vocabulary/beginner-vocabulary/accessories

https://learnenglishteens.britishcouncil.org/study-break/games;

для отработки грамматики (Grammar):

 в 5-6 классах, например, при изучении времен Present Simple, Present Continuous можно  использовать  https://learnenglishkids.britishcouncil.org/grammar-practice/present-simple-and-present-continuous.

в 7-10 классах - при объяснении, например, 'in spite of', 'despite', 'although', 'even though' and 'though' используем  https://learnenglish.britishcouncil.org/grammar/intermediate-to-upper-intermediate/in-spite-of-despite-although-even-though-and-though ;

для развития навыков аудирования (Listening),

в 5-6 классах пользуемся  https://learnenglishkids.britishcouncil.org/video-zone ;

в 7-10 классах: https://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/listening. Задание формулируется так: Listen to the conversation about the human body and do the exercises to practise and improve your listening skills. (Прослушай диалог о человеческом теле и сделай упражнение на понимание прослушанного, проставив и выбрав правильные ответы, чтобы улучшить свои навыки в аудировании).

Для отработки чтения и понимания контекста (Reading)

в 5-6 классах, в качестве примера, можно использовать  https://learnenglishkids.britishcouncil.org/reading-practice/playing-musical-bumps,

в 7-10 классах, в качестве примера, https://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/reading.

Что важно, учитель имеет возможность выбрать нужный уровень языка, интересующую его тему, например, https://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/reading/elementary-a2-reading/restaurant-menu. Перед чтением учащиеся выполняют задания раздела Preparation (подготовка), в котором они узнают новые слова, которые встретятся в данном тексте, отрабатывают их и запоминают. Затем читают предлагаемый текст, проверяют понимание текста, выбирая в онлайн режиме правильные варианты ответа - True/False (правда/ неправда) и заполняют пропуски (gap fill).

Для развития навыков письма (Writing) 

(Practise and improve your writing skills for your school studies and your English exams. There are activities for different levels, so find your level and make a start) https://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/writing/elementary-a2-writing можно выбрать нужный уровень знания языка и предложить обучающимся в интересной форме задания такие как, например, написать открытку по образцу, приглашение, сообщение на электронную почту и др. https://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/writing/elementary-a2-writing/postcard-scotland. Процесс для детей занимательный и развивающий.

Для развития навыков говорения (Skills- Speaking)

 можно использовать симуляторы говорения. Обучающимся предлагается участвовать в диалоге за одного из его участников. Во всех типах заданий, что очень удобно, можно выбрать уровень знания языка. Начиная с Beginner до Upper Intermediate B2 https://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/speaking

Тематика диалогов различная, начиная с темы знакомства, покупки продуктов, одежды в магазине до темы прохождения собеседования. https://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/speaking

Такие задания помогают обучающимся отрабатывать разговорную речь, преодолевая языковой барьер.

На обучающем сайте British Council предлагается большой выбор видео на различные темы, статей различного характера, которые помогают лучше понять традиции и стиль жизни людей страны изучаемого языка.

Во всех выше описанных заданиях существует возможность проверки выполненного нажатием клавиши Finish, на экране показывается результат, который обучаемые копируют и присылают на проверку. Также у детей есть возможность проверить себя и посмотреть, какие ошибки были допущены, что становится своего рода рефлексией. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, находят их интересными, занимательными и увлекательными, что делает процесс изучения языка на дистанционном обучении более результативным.

Варианты использования Learn English Kids на уроках английского языка в младшей школе

Многие психологи и педагоги уверены, что качество выполнения деятельности напрямую зависит от побуждений и потребностей ребенка. Мотивация к обучению всегда есть у детей, ее просто необходимо развивать и поддерживать.

Мотивация определяется стремлением, желанием ученика овладеть знаниями в той или иной области. А детство, школьные годы – это как раз пора, когда ребенку необходимо получить качественные знания, заложить фундамент на всю оставшуюся жизнь. Вот почему так важно привить детям желание изучать иностранные языки со школьной скамьи.

В этом возрасте дети любят придумывать, рисовать, фантазировать, что-то изображать, участвовать в играх, петь, двигаться и т.д. Самым эффективным способом развить и поддержать мотивацию ребенка к изучению английского языка является игровая или интерактивная методика. Т.е. процесс обучения является веселой обучающей игрой. Во время игры используются песенки, считалочки, различные карточки с нужными изображениями, рисование, книжки-раскраски, проводятся зарядки и интересные конкурсы. Навыки слушания и говорения на английском языке развиваются через имитацию, через мультфильмы и рассказы.

Как показывает практика, дети младшего школьного возраста гораздо легче и эффективнее усваивают грамматический материал, выполняя игровые упражнения на его овладение и закрепление. И как результат, детей не пугает изучение иностранного языка, а сам процесс кажется интересным и увлекательным.

Курс английского языка для младших школьников «Forward» под редакцией доктора филологических наук профессора М.В. Вербицкой изобилует темами, которые пересекаются с разделами интереснейшего ресурса   http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/.

К примеру, в 4-м классе, по теме «Животные», детям можно предложить игру Make a dangerous animal. Выполнение подобного задания займет не более 5 минут. Дети должны создать собственное животное, изменяя окраску модели, добавляя рога, щупальца, шипы, хвосты и клешни. При наведении курсора на соответствующую картинку внизу экрана появляется подсказка с названием той или иной детали (например, strong legs with claws или a strong jaw and sharp teeth). А, нажав на значок «видео» в углу картинки, ученики могут увидеть, как их собственное животное будет двигаться. В комментариях детям предложено ответить на вопросы и описать свое животное. Учащиеся могут распечатать получившееся животное и устно описать его (5-10 предложений).

Всевозможные развивающие, языковые, юмористические игры помогут детям освоить лексику и грамматику английского языка: найти пару слов, подписать картинки, решить кроссворд, заполнить пропуски, разгадать слова, расставить предложения в правильном порядке, раскрасить картинки по инструкции, выбрать правильный ответ на вопрос и так далее. Такая форма работы приучает детей с самого раннего возраста к выполнению различного рода тестов, в том числе и с ограничением по времени.

Songs (Песни). Привлекает то, что здесь можно найти и краткие музыкальные клипы к каждой песне, можно распечатать текст каждой песенки, учитель может найти разработки заданий на лексику, занимательные головоломки, пазлы, викторины по содержанию песен.

Раздел Grammar and vocabulary помогает обучающимся лучше понять различия в использовании времен английских глаголов, например, Present Simple и Present Cotinuous. В начале сайт даёт определение и способы использования.

Present simple and present continuous

We can use the present simple to talk about things we do regularly. We can use the present continuous to talk about things we are doing now.

I play basketball every Sunday.

I'm playing hockey now.

She eats fruit every day.

She's eating an apple now.

How to use them

For the present simple, add s or es for he, she and it. For the negative, use don't for I, you, we and they, and doesn't for he, she and it.

I watch cartoons every day. I don't watch the news.

My dad makes dinner every evening. He doesn't make lunch.

For the present continuous, use am, is or are and ing. For the negative, use not.

I'm going to the park now. I'm not going to school.

She's studying English now. She isn't studying maths.

For present simple questions, use do for I, you, we and they and does for he, she and it. For present continuous questions, change the order of am, is or are and the person.

Затем идут игровые упражнения на закрепление.

Present simple and present continuous

Read the sentence. Choose the correct answer.

7 items remaining

I _______ my grandmother every Saturday.

do call

call

am calling

Сайт предлагает также большой выбор занимательных упражнений на различные темы, например, Daily routines, Colours, Days and months, Clothes и другие. (Рис.3)

Santa, Santa, high in the sky

Listen to a song about Santa delivering presents on Christmas Eve. 

 Можно сказать, что материалы, размещённые на данном сайте, предлагают прекрасные задания, помогающие сделать атмосферу на уроке весёлой, непринуждённой; заинтересовать школьников в изучении английского языка, самому учителю оказаться в мире игры и веселья.

Это комплексный ресурс, с помощью которого можно выполнять задания, направленные на развитие различных речевых умений. Кроме того, здесь много разнообразного речевого материала, который можно использовать как речевую разминку, физкультминутку на уроке, для закрепления новой лексики и в качестве «рекламной паузы» на уроке.

Le
Made on
Tilda